"Толерантность - путь к миру"
план-конспект занятия (3 класс)

Солнцева Валентина Васильевна

знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. 

Задачи:

      Образовательная

Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

Коррекционно- развивающая:

Корригировать и развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать. 

 Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost-_put_k_miru.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Коломенского городского округа Московской области»

ШМО воспитателей

«Воспитание толерантности в ходе проведения внеклассной работы»

Внеклассное   занятие:

На тему: «Толерантность- путь к миру».

 

Цель:

знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. 

Задачи:

      Образовательная

Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

Коррекционно- развивающая:

Корригировать и развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать. 

 Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Оборудование:

компьютер, экран, презентация, макет дерева толерантности, глобус, цветной отпечаток руки с толерантными качествами, плакат с заданием «Соотнесение высказывания с заповедью», карточки желтого цвета на каждого с заданием «Определение качеств толерантной личности», мусорное ведро, памятки «Как стать толерантным человеком?» на каждого. 

План.

  1. Организационный момент

- демонстрация приветствия народов разных стран

       2. Вступительное слово:

          - Притча «Ладная семья»

       3. Сообщение темы занятия и цели

       4. Работа по теме занятия:

         -определение слова «толерантность»

         -история происхождения понятия «толерантность»

         - физминутка

        5.Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

        1)«Определи качества толерантной личности»

        2)«Соотнеси высказывания с заповедью»

        3) Тренинг «Мусорное ведро»

        4) Дерево толерантности

        5. Итог занятия

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Сейчас я всех поприветствовала, чувствуете, как стало комфортнее и веселей. 
А сейчас вы поприветствуйте друг друга как это делают друзья.(пожать друг другу руку, обняться…)

Посмотрите на экран и повторите как приветствуют друг друга в России

• протянуть руку, крепко пожать протянутую руку (Россия) (слайд 4)

Теперь посмотрите на экран приветствия других стран:

• показать язык (Тибет) (слайд 5)

• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония)(слайд 6)

• пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания)(слайд 7)

• потереться носами (Новая Зеландия) (слайд 8)

• обняться и два раза поцеловать друг друга в щеки, улыбаться (Франция, Испания) (слайд 9)
• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и наклонить голову (Индия) (слайд 10)

Наша Земля очень большая планета и ее населяют народы разных национальностей, поэтому приветствия у всех разные, но каждое приветствие выражение дружеского и позитивного расположения друг к другу.

Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от унижения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим - вот об этом и поговорим сегодня.

 (слайд 11)       Как вы считаете, какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли войны, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга?

 

Примерные ответы детей: тветы детей: Милосердие, сострадание, уважение, терпение, дружба, доброта души, мир, прощение, понимание, принятие другого таким, какой он есть.

Это добрые и хорошие качества человека.

У вас на партах лежат отпечатки ваших рук, которые мы вырезали из бумаги заранее и написали на нем свое имя, возьмите свой отпечаток, напишите на нем по одному хорошему и доброму качеству и прикрепите на глобус, который расположен на доске.

 Посмотрите, что же у нас получилось? Какой итог мы можем подвести?

Ответы детей:

Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры.

Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.

Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

Уважай других, будь добрым, терпеливым.

Мы сейчас послушаем китайскую притчу, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». (слайд 12)

 

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге- (слайд 13)

 Любовь

 Прощение

Терпение

Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Давайте подведем итог

Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

Тема нашего занятия - «Толерантность – путь к миру». (слайд 14)

Я расскажу об истории появления этого понятия. (слайд 15)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность",

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать.

Человек имеет право быть ДРУГИМ!! (слайд 16)

Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности

(слайд 17)

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет.

Слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ в словаре Энциклопедии - Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Слово Толерантность в словаре Медицинских терминов - способность переносить, терпеливость

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному.

Сейчас мы с вами в этом убедимся. (слайд 18)
Послушайте, я прочитаю, а потом ответим на вопрос:«Что общего в определениях»?
-Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский) 

-Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

-Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский) 

Что общего в этих определениях? (слайд 19)

Итак, - Термин “толерантность” объясняется, как терпимость. 

                                         Что ж такое толерантность?
    -Может к бабушке любовь?
    -А быть может это то, что маме я на день рождения принес?
   - Это – уважение к мнению не только своему.
   - Видеть боль чужую?

    -Помощь нуждающимся? Пожилым людям?
   -Товарища в беде не бросить?
    -Злобу и зависть  в класс  не допустить?

 

  Подведу итог сказанному:

– Как поступает терпимый человек?

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

Посмотрите на экран, что же каждая буковка этого слова означает.

 Давайте каждый по очереди прочитает значение букв в этом слове. (слайд 20)

•          Т – терпимость
•          О – ответственность
•          Л – любовь к ближнему своему

•          Е - единство, взаимопонимание и дружба
•          Р – равноправие
•          А – активность
•          Н - не безразличие к окружающим людям
•          Т - творческое общение
•          Н - наш мир
•          О – отличия
•          С - справедливость, сострадание
•          Т-труд

•          Ь - личное понятие толерантности

 

Сейчас у нас - физминутка :  все встаньте возле парт проговаривайте слова и повторяйте движения: (слайд 21)

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.

В этом зале все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Посмотрите на себя - вместе мы сто тысяч "Я"!

 

 

  1. Задание на закрепление понятия «толерантность»:

Сейчас мы вспомним и выберем из списка, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки желтого цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Ложь
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

Итог: каждый из вас выбрал качества толерантной личности. Посмотрите на экран

Сравните свои ответы (слайд 22)

А знаете ребята,

В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

Самое главное наставление которое помогает нам  жить в мире: 
 Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. (слайд 23)

- А  можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
Нам помогает быть терпимыми-
 Знание и соблюдение заповедей.

3. Следующее задание. Работа у доски.  (слайд 24)

Посмотрите, на доске висят карточки с заповедями. Прочитайте, подумайте и соедините два подходящих значения - высказывания.

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».                  (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)
  •  «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».        (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность.        (не кради)

4.ТРЕНИНГ «Мусорное ведро» (слайд 25)

Посмотрите я поставила на середину класса небольшое ведёрко и предлагаю вам порассуждать:

- Зачем человеку нужно мусорное ведро?

- Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?

Представьте себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Что же нужно делать с мусором? (выкинуть его)

 Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи.

Я предлагаю вам выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Для этого вы на листочках бумаги записываете чувства, от которых хотите освободиться.

Например, «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…».

Затем сворачиваете листочки комочками, выбрасываете в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик. Давайте начнем.

Все справились? Все кинули в ведро ненужные чувства?

Таким образом вы избавились от негатива, научились справляться с чувством обиды, гнева. Давайте вздохнем свободно.

5. А сейчас подведем итог нашему занятию предлагаю всем вместе составить «Дерево Толерантности».

У вас на столах у каждого лежит по листочку дерева, вы напишете на нем советы, пожелания, что по вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стали   пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантным. Затем прикрепим свой лист к «Дереву Толерантности». 

«Толерантность – это дерево, которое не может вырасти самостоятельно». Все вместе мы вырастили доброе дерево Толерантности.

Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И у вас на партах есть памятки «Как стать толерантным человеком». Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!

Мои пожелания для вас: (слайд 26)

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Наш разговор о толерантности не окончен. Мы его продолжим, обсудим, что значит толерантность в семье, в классном коллективе и вообще в обществе

Успеха!! Спасибо за сотрудничество!

На память об этом занятии я хочу вам подарить памятки.


Памятки «Как стать толерантным человеком?» раздаются детям. (слайд 27)

  • Уважай собеседника.
  • Старайся понять то, о чем говорят другие.
  • Отстаивай своё мнение тактично.
  • Ищи лучшие аргументы.
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  • Стремись учитывать интересы других.
  • Прощай.
  • Уважай права другого.
  • Уважай человеческое достоинство.
  • Принимай другого таким, каков он есть.
  • Сострадай.

Проявляй терпимость к чужим мнениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...

Толерантность - путь к миру

ПрезентациЯ, конспект, правила....