Опыт работы по патриотическому воспитанию на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Перекосы воспитания в сторону идей индивидуально-личностного подхода в противовес воспитанию коллективистских качеств, послужили тому, что таким обязательным для каждого гражданина страны чувствам, как патриотизм и национальное единение стало уделяться недостаточно внимания.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
В нашей школе военно-патриотическое воспитание является одним из основных и ведущих направлений деятельности.
Основные задачи военно-патриотического воспитания:
- утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим славным традициям;
- пропаганда славных дел старших поколений, формирование чувства гордости за свой народ и старину, воспитание достойных тружеников и защитников Родины;
Основным каналом эффективного патриотического воспитательного воздействия на учащихся является учебный процесс, его богатый воспитательный потенциал. Содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность; четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения; отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими обучаемыми; личные качества учителя, его педагогическое мастерство; общий режим и атмосфера учебного процесса школы – вот те основные факторы, которые оказывают воспитательное влияние на детей в учебном процессе общеобразовательной школы.
Воспитание патриотизма в начальной школе происходит практически ежедневно. Большое значение патриотическому воспитанию уделяется в первую очередь на уроках русского языка, литературного чтения, предмета «Окружающий мир».
На минутках чистописания (уроки русского языка) для списывания даются предложения, пословицы и поговорки о Родине, России, мире, защитниках Отечества и т.п. Перед списыванием дети объясняют их значение, или это делает учитель. Н-р, «Одна у человека мать, одна у него и Родина.», «Родной край – край нашего детства. Где бы мы ни были, он всегда с нами.», «Чтоб в мире не было войны, за мир бороться мы должны.» и т.д.
Тексты для диктантов, изложений, темы для сочинений часто выбираются с патриотической тематикой. Соответственно проводится беседа по их содержанию. Н-р, урок в 3 классе «Поздравительное письмо президенту страны ». Цель этого урока: воспитывать любовь и уважение к своей стране, к её законам, символам; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, привитию желания и стремления знакомиться с историей своей страны. На уроке была проведена беседа о нашей стране, о том, как её защищали русские воины в годы войны; звучали пословицы и поговорки о Родине; рассматривали символику России и объясняли её значение.
На уроках литературного чтения ставятся цели: прививать любовь к родной природе, родному краю, родителям, своим предкам, старшему поколению; способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, в которой родились и жили такие замечательные поэты и писатели как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, А.А.Фет, Н.А.Некрасов и другие; изучить произведения, пронизанные любовью к своей стране, своему народу, родному краю, природе, и донести эту любовь до душ детей. Проводится словарно- лексическая работа. Дети рисуют иллюстрации к произведениям, содержащим патриотическую тему.
На уроках «Окружающий мир» в 3 классе изучаются следующие темы: «История вокруг тебя»», «Уклад жизни на Руси», «Старинные города», «Одежда наших предков», «Как учились дети в прошлом». Эти темы говорят сами за себя. Цели уроков этого предмета: прививать любовь к своему родному краю; учиться быть мужественными и отважными, как древние защитники Отечества, и стараться вырасти настоящими людьми.
Задачи патриотического, воспитания успешно реализуются на уроках рисования на темы: «Берегите птиц», «Полёт на другую планету», «Моя будущая профессия». Понятия о зле и добре, уважении к людям, к труду, забота старших о младших, любовь к родителям, к Родине раскрываются детям при иллюстрировании басен, сказок, стихотворений, рассказов.
Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей.
Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
Патриотическое воспитание на уроках литературы и русского языка
Истинный человек или сын Отечества есть одно и то же.
А.Н.Радищев.
I
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.
Патриот, по Далю, - " любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб".
А в философском словаре "патриотизм" - определяется как нравственный и политический принцип.
Патриотическое воспитание существовало во все времена.
Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе.
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.
В.А Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины."
Для достижения этих задачи имеют богатейшие возможности уроки литературы и русского языка.
Детские книги щедро утоляют потребность ребёнка любить родную страну. Какое наслаждение ему доставляет дивная поэзия о русской природе, каким упоением и блаженством наполняется его сердце при чтении книг о доблести и тех, кто старается для Отечества сегодня.
Приобщаясь к ценностям русского народа, знакомясь с историей развития языка и речи, дети получают возможность осмыслить язык как величайшее творение человечества.
Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания.
Презентация. Слайд 3.
Так работая по теме "Народная мудрость", дети узнают, что у нашего народа есть " живой цветок" , который сказки сказывает, учит, потешает и поет, Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.
Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность , точность. Они становятся добрыми помощника при изучении нового материала, при закреплении, способствуют расширению словарного запаса у детей и воспитывают высокое чувство к родной земле . Поражает вездесущность пословиц- они касаются всех предметов, поэтому работу проводим на всех уроках. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даем задание списать, вставить пропущенные буквы.
Ж....ть - Родине служ.ть.
Сам погибай, а товарищ. выруч.й.
Герой умирает, а слава его ж...вет.
Ж.знь правде посвещ.й.
После сопоставления разделительного мягкого знака и ь знака- показателя мягкости дети получают задание: сначала выписать слова с разделительным ь знаком, а потом пословицы с ь - показателем мягкости.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Ручьи сольются - река , люди соединятся - сила.
Береги землю родимую как мать любимую.
При изучении слов с непроизносимыми согласными использовали такие пословицы :
Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину.
Честный труд - наше богатство.
Москва от глаз далека, да к сердцу близка.
Родина краше солнца ,дороже золота.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Если дружба велика будет Родина крепка.
Человек трудолюбивый - самый счастливый.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Ни в одной из форм языкового творчества народа , указывал К.Д.Ушинский ,не проявляется так ум народа ,национальная история , быт, мировоззрение , как в пословицах.
Глупа та птица, которое свое гнездо не мило :
Родной дом дороже золота. и другие..
Дети заучивают пословицы, составляют мини - сочинения ( с включением пословиц на тему: Моя Родина", " Мой родной город", " Что бы я рассказала иностранцу о своем городе", рисуют рисунки.
Загадки - великолепный " школьный материал", они учат говорить ярко, образно, просто. Ребятам нравится процесс загадывания и отгадывания, который является игрой, своеобразным соревнованием.
Велика роль школьного музея "Русская изба" - осуществление связи поколений, познание традиций, культуры.
Презентация. Слайд 4.
Дети узнали о такой характерной особенности русского быта - здоровье человека и все доброе в доме связывается с печью
Печь - никому не могла причинить зла.
Если хотите побывать в сказке - посетите наш музей "Русская изба", где собраны коллекция произведений народного искусства.
Презентация. Слайд 5.
Каждый экспонат музея, будь то старинная прялка, или художественные изделия передают интересную историю о жизни нашего народа. Это такое благодатное поле для патриотического воспитания.
В музее был проведен урок - конкурс
"Знаток малых жанров русского фольклора";
Развлекательно-познавательная игра "Вечер в деревне",
Конкурс чтецов "Нет в мире краше Родины нашей".
Важно сформировать представление школьников о том, что, сочиняя сказки, слагая былины, люди желали сохранить и передать потомкам накопленные знания.
II
Важную роль в развитии нравственного воспитания играет музей боевой славы. Несколько бесед и экскурсий проведенных там, позволили детям осознать необходимость чтить традиции, помнить своих героев. (Урок России, урок мужества, ролевая игра "Ваши права", книга памяти " Герои живут среди нас".)
Презентация. Слайд 7.
Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе.
Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение.
В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей.
К стихотворениям учащиеся позволяют самостоятельно делать выводы, выражать свое нравственное отношение к природе и передавать в рисунке.
Презентация. Слайд 6.
Знакомя с творчеством М.Есенина, ребята узнали, что природа - любимый герой поэта.
"Русь моя , деревянная Русь! - обращался Есенин к родной стране.
Встреча со стихами "Береза", "Черемуха", "Клен ты мой опавший", "Пороша" пробудила интерес у детей к стихам С.Есенина. Дети узнали, что в растительном мире С. Читая стихотворение "Береза", дети заинтересовались образом есенинской берёзы и провели исследование стихов, обобщили свой собранный материал.
Ребята узнали, что в растительном мире С.Есенина представлено 20 пород деревьев.
С работой "Образ деревьев в стихах Есенина", выступила Светлана на школьном НОУ. (Приложение 1)
III
Материал учебника русского языка насыщен произведениями русских поэтов, писателей, воспевающих красоту родной природы. Все эти упражнения помогают воспитывать любовь к природе, к Родине.
Стихотворные тексты использую для:
орфографических минуток и письма по памяти;
определения падежа,
частей речи,
спряжения глаголов.
объяснения орфограмм;
Кусты в серебряных серёжках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
Использую ещё и такие задания:
написание изложений
написание сочинений по картине
написание сочинений с элементами рассуждения
сочинения по наблюдениям
Необходимо отметить, что язык теснейшим образом связан с культурой: он прорастает в неё, развивается в ней и выражает её.
Презентация. Слайд 9.
Заключение.
Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по патриотическому воспитанию
Опыт работы предназначен для выступления на методическом объединении школы или на педагогическом совете школы...
Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
"Казачий компонент, как важнейшая составляющая военно-патриотического воспитания в казачьих классах начальной школы."
Возрождение патриотизма является шагом к возрождению России. Духовное достояние личности – это патриотизм. Он составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности человека....
Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспи...
«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».
Материал содержит теоретическую часть и практические задания....
Презентация:«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».
Презентация содержит практический материал для использования на уроках русского языка во 2 классе....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школеПатриотизм - ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родном...