«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».
статья по русскому языку (2 класс)

Мякишева Алла Александровна

Материал содержит теоретическую часть и практические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской

Области средняя общеобразовательная школа

п. г. т. Мирный муниципального района Красноярский

Самарской области

Сообщение на тему: «Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».

Подготовила: учитель начальных классов

Мякишева Алла Александровна.

август, 2018

Именно в детстве закладываются основы патриотизма, уважения к своей стране, воспитывается любовь к Родине.

Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. (слайд 1)

 Портрет выпускника начальной школы: (слайд 2)

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания дают нам не только внеурочная учебная и воспитательная деятельность, но и уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда, музыки.

Учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс воспитания свой специфический вклад; так, например, уроки литературного чтения формируют сознание, чувства, тогда как уроки труда – умения, навыки, отношения. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, программный материал данных предметов позволяет приобщить учащихся к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории нашего государства, культурное наследие нашего народа. Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют необходимую деятельность школьников. Всё это призвано решать ряд следующих задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, поселку;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, идеалы, принадлежит урокам русского языка.

Деятельность учителя сложна и многогранна как по использованию разнообразных методов и приёмов, так и по содержанию.

С чего начать?

На мой взгляд, работу надо начинать с самого малого: с приобщения учащихся к красоте, красоте природы, слова. Только человек, умеющий видеть необычное в обыденных вещах, картинах, способный чувствовать прелесть закатов и рассветов, морозного утра и дождливого дня, получающий наслаждение от трели соловья и беспечного чириканья воробьёв, может ценить прекрасное, дорожить настоящим и бояться его потерять. Только так может зародиться чистое, глубокое чувство, называемое любовью к родному краю, Родине. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». (слайд 3) Я с этим полностью согласна. Ведь только полюбив свою малую Родину (улицу, поселок, город) ребёнок сможет перенести те же чувства на более широкое пространство: республику, страну.

В этом году для работы над орфограммами или для письма по памяти обязательно возьму отрывок из стихотворения нашего учителя математики Григорова Виталия Владимировича о нашем посёлке.

Родной посёлок, улицы родные,

Глаза домов, родные тополя.

Ты – часть Земли,

Ты – часть большой России,

Ты – часть души, ты – Родина моя. (слайд 4)

Эмоциональное прочтение учителем стихотворения, рассказа или отрывка из произведения, дополненное прослушиванием отрывков из музыкальных произведений, просматриванием слайдов с репродукциями картин русской природы известных художников, вызовет интерес учащихся к изучаемой теме, затронет их до глубины души. Такие уроки и изученный на них материал надолго останутся в памяти детей. Сам материал должен быть не большой по объёму и быть доступным для понимания.

На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию начинаю проводить уже с минуток чистописания. (слайд 5)

Например, прописывая заглавную и строчную букву Ж, записываем: Жигулёвские горы, Жигули, показываю фотографии и не много рассказываю об этом уникальном мете. Жигулевские горы (или Жигули) считаются молодыми (около 7 млн лет) и растущими. Их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет. Они находятся на правом берегу Волги и растянуты на целых 70 километров. В этих горах – известный Жигулёвский заповедник.

Использование текстов, влияющих на понимание нравственных жизненных ценностей, при изучении любого языкового материала, оказывается хорошим подспорьем при формировании чувств патриотизма. Сначала работаю над содержанием. Затем, включаю задания по русскому языку.

1. Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему?

2. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте?

и т. д.

На следующем этапе урока, например, при работе с текстом, беру небольшой рассказ о Жигулях, в котором описывается красота этой жемчужины русской природы.

Реки нашей страны редко текут прямо. Чаще всего они петляют, на них образуются повороты и изгибы. Крутой изгиб на реке на Руси издавна называли словом «лука». Один из самых известных таких изгибов образует великая русская река Волга. Находится он около города Самара и издавна носит название Самарская Лука. Именно здесь, с запада, подходят к Волге отроги Приволжской возвышенности. Это место на правом берегу Волги получило название Жигулёвские горы или Жигули. (слайд6)

или

В России очень много красивых мест. Одно из них находится совсем рядом, в Самарской области. Жигулёвские горы, Жигули. Раскинулись они по берегам великой русской реки Волги. Неповторимое очарование Жигулей в разнообразии ландшафтов. Склоны гор покрыты широколиственными лесами. На вершинах хребтов господствуют сосновые боры. Многие вершины гор венчают утесы и скалы. Их склоны резко обрываются к Волге. Прекрасную природу Жигулей запечатлели на своих полотнах великие русские художники Илья Репин и Иван Айвазовский. (слайд 7)

Можно взять целую серию небольших рассказов об одном из удивительных мест нашей Родины и на протяжении нескольких уроков выполнять не только обучающую задачу, но и развивать познавательный интерес и любовь к своей Родине. Вот три небольших текста из серии «Байкал».

Русские люди дали этому удивительному месту имя Байкал и уважительно называют его морем. И это не преувеличение! Коренные жители считают Байкал священным и относятся к нему не как к озеру, а как к живому, разумному и мудрому существу. Живущие на берегах Байкала буряты никогда не бросят камень в его воды. (слайд 8)

Байкал - -это воистину уникальное и неповторимое озеро. Его площадь примерно равна площади таких стран как Бельгия или Дания.

Байкал – это самое глубокое озеро в мире. Такое огромное количество воды приносят в Байкал 336 рек, а вот вытекает из озера лишь одна река – Ангара.

Но воды в Байкале не только много, она ещё и необыкновенно чиста. Камешки, лежащие на дне озера на глубине сорок метров, прекрасно видны. Это крохотные рачки-эпишура, обеспечивают чистоту байкальской воды, пропуская её через своё тело и очищая от грязи и вредных веществ. (слайд 9)

Уникален и неповторим животный и растительный мир Байкала. Среди самых замечательных обитателей озера – небольшая хищная рыбка голомянка. Живёт она на глубине, куда не проникает солнечный свет. У голомянки нет чешуи, но есть огромные плавники, напоминающие крылья стрекозы. Она может жить только в прохладной воде с температурой не выше десяти градусов. Тело голомянки содержит так много жира, что если шторм выбрасывает её на берег, она тает на солнце, оставляя жирное пятно. А хвост голомянки настолько прозрачен, что через него можно читать текст, написанный чёрным шрифтом! (слайд 10)

Бесспорно, большую ценность в воспитании любви к Родине имеет творчество Константина Дмитриевича Ушинского. Из его произведений можно взять много отрывков для работы на уроках русского языка. Вот один из них.

«Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.» (слайд 11) 

Огромное воспитательное значение имеют пословицы. Именно в них ярко выражено отношение народа к Родине: восхваляется честность, правдивость, мужество, осуждаются малодушие, себялюбие, трусость. Их можно использовать при изучении различных тем русского языка. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даю задание списать, вставить пропущенные буквы.

Родной край – сердцу рай.

Жить – Родине служить.

Будь не только сыном своего отца - будь сыном своего народа.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Много разных земель, а родная всех милей.

Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Без любви к человеку нет любви к Родине. (слайд 12)

Словарная работа. При работе со словом береза, спросите детей, какое дерево является символом России? Кто-то наверняка скажет, что берёза. Спросите, почему? Отвлекитесь немножко, расскажите.

Большинство стран ассоциируются с каким-либо деревом. Для Канады это клён, для Австралии - эвкалипт, для Финляндии низкорослые ели, а для России – берёза. Почему дерево стало символом России? Именно на территории нашей страны она распространена более чем где-либо. С давних пор на Руси берёза считалась символом чистоты и невинности. Много праздников было связано с берёзой, например, Троица. Считалось, что именно в этот праздник березовыми ветками можно прогнать всю нечистую силу, а потому в хатах свежими вениками подметали пол и даже мыли окна. Береза также помогала людям в повседневной жизни. Без ее бересты не было бы бумаги для письма, домашней утвари и некоторых музыкальных инструментов. Избы освещались березовыми лучинами, они ровно горели и от них почти не было копоти. Считалось, что березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Можно прочитать отрывки из стихотворений Олега Шестинского или Сергея Есенина.

Без березы не мыслю России,-

Так светла по-славянски она,

Что, быть может в столетья иные

От березы вся Русь рождена. (слайд 13)

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы. (слайд 14)

Что такое синквейн? (слайд 15)

Синквейн – это стихотворение на заданную тему. Техника его написания проста 1-2-3-4-1. Именно столько слов достаточно, чтобы написать синквейн!

1 строка 1 слово - тема (существительное или местоимение),

2 строка 2 слова – описание признаков и свойств (прилагательные или причастие),

3 строка 3 слова – характерные действия объекта (глаголы или деепричастия),

4 строка 4 слова – фраза, выражающая ваше личное отношение к описываемому объекту,

5 строка 1 слово – резюме.

Исходя из своего опыта работы, могу сказать, что трудности возникают только на первых порах.  На написание синквейна необходимо порой не более 5 минут.  Синквейн – это яркий сгусток, сосредоточение чувств, эмоций, ощущений. Темы вы можете выбирать любые: «Россия!», «Мама», «Семья», «Война», «Победа!»

(слайд 16)

Родина!

Теплая, чистая.

Вспоминать, согревать, гордиться, знать.

Частица души человека.

Душа!

Россия!

Православная, непокоренная, великая

Объединяет, побеждает, вдохновляет!

Россия, всех слов сказанных будет мало.

Родина моя!

Россия!

Большая, красивая.

Даёт, растит, кормит…

Я восхищаюсь тобой!

Милая!

Страна

Богатая, большая.

Горжусь, люблю и берегу.

Ты великая, Россия. Просторы русские люблю.

Родина!

Мама!

Родная, милая.

Любишь, ласкаешь, целуешь…

Я всегда буду беречь тебя!

Единственная!

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий.» (слайд 17)


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА - РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н. В. Храпунова(МБОУ СОШ № 58, Хабаровск)СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГОЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА- РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ данной статье ...

Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспи...

Презентация:«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».

Презентация содержит практический материал для использования на уроках русского языка во 2 классе....

Применение российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе. Русский язык 3 класс. Тема: «Падеж имён существительных»

Педагогические мастерские   по применению  российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе  (В рамках  курсов  «Цифровая грамотность: базовый...

Применение российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе. Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Педагогические мастерские   по применению  российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе  (В рамках  курсов  «Цифровая грамотность: базовый...

Опыт работы по патриотическому воспитанию на уроках в начальной школе

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школеПатриотизм - ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родном...