Программа внеурочной деятельности "Арт-настроение"
рабочая программа (1 класс)
Программа «Арт -настроение» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности.
Новизна программы заключается в том, в процессе творческой деятельности ребенок, путешествуя по странам мира, получает не только новые знания в изобразительной грамматике, но и знания о мире.
Особенность программы является то, что ребенок открывает для себя новый мир: мир творчества и искусства, мир ярких впечатлений и эмоций, что не позволит быть равнодушным и поможет в будущем раскрыть в себе много творческих граней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_art-nastroenie_1_klass.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени А.И. Яковлева
Утверждена
приказом директора
_________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Арт-настроение»
Направленность: художественная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Кратюк Марина Валерьевна,
учитель ИЗО
г. Урай, 2020 г.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
Пояснительная записка (общая характеристика программы).
Цель и задачи программы.
Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана.
Планируемые результаты.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы.
Условия реализации программы.
Календарный учебный график
Список литературы
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Арт -студия» - художественная.
1.2. Актуальность программы
Программа дополнительного курса «Арт-настроение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в общеобразовательных школах. Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами и техническими приемами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами изобразительной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Дополнительный курс «Арт-настроение» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, абстрактному мышлению, стилизации, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Особенностью программы является то, что ребенок открывает для себя новый мир: мир творчества и искусства, мир ярких впечатлений и эмоций, что не позволит быть равнодушным и поможет в будущем раскрыть в себе много творческих граней.
Педагогическая целесообразность в том, чтобы разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение к активной познавательной и творческой работе, на желание создавать нечто новое своими силами. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.
1.3. Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
1.4. Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству,
- способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека;
- приобретение умения грамотно строить композицию Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,
- фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению
содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим
людям, самому себе):
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
- художественным творчеством;
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
1.5. Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Занятия «Арт-настроение» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
1.6. Принципы реализации программы
Реализация программы основана на нескольких идеях, на которых должны основываться принципы организации учебно-воспитательного процесса.
Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
Принцип наглядности - осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры;
Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей детей по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
Принцип сознательности и активности - обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;
Принцип открытого общения способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
1.7. Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение одного учебного года.
1.8. Форма обучения и режим занятий
Форма проведения занятий – мелкогрупповая (10 человек). Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных и друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
В работе кружка принимают участие дети 7-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные результаты
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий;
- Учиться работать по предложенному плану;
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- Преобразовывать информацию и самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;
- Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками творческого проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Учебный курс «Арт-настроение» способствует достижению обучающимися предметных результатов.
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развития эстетического, эмоционально – ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведения искусства; формирования активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической личностно – значимой ценности;
- осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.
Способы определения результативности
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в работу.
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.
Так же одной из «экспертных оценок» являются, участие конкурсах и выставках.
Учебно-тематический план
Дата | № занятия | Тема занятия |
Введение в курс «Арт-настроение» | ||
1 | Изучение инструкции по ТБ и поведения в изостудии. В мире изобразительного искусства. | |
2 | Рисуем штрихом. | |
3 | Линия, точка, пятно. | |
4 | Волшебные краски | |
5 | Декоративное рисование. | |
6 | Конструирование из бумаги. | |
7 | Аппликация. | |
8 | Изонить | |
9 | Коллаж | |
10 | Пленэр |
Содержание курса «Арт-настроение»
Занятие 1. Введение
Изучение инструкции по ТБ, правила поведения в изостудии. Знакомство с материалами и инструментами. Демонстрация работ. Знакомство с правилами техники безопасности и санитарно – гигиеническими требованиями. Рассказ о видах живописи и графики. Рекомендации по организации рабочего места. Простые упражнения с элементами игры.
Материал: формат А4, простой карандаш, цветные карандашами, фломастеры.
Занятия 2. Рисуем штрихом.
Теория: Понятие «композиция листа». Техника работы цветными карандашами, фломастерами. Техника штриха.
Практическая работа: Выполнение упражнений, техника рисования штрихом. Рисование сказочной птицы «Счастья» цветными карандашами, фломастерами.
Материал: формат А4, цветные карандашами, фломастеры, иллюстрации.
Занятие 3. Линия, точка, пятно.
Теория: Классификация линий «Характер линий». Точка-«подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи одних точек). Пятно как украшение рисунка. «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в цветовые пятна. Понятие симметрии.
Практическая работа: рисуем насекомых.
Материал: формат А4, цветные карандашами, фломастеры.
Занятие 4. Волшебные краски
Теория: Живопись - язык цвета, цветное изображение мира. Свойства красок. Гуашь. Какие бывают кисточки. Техника «сухая кисть». Волшебные превращения красок – смешение цветов.Техника «примакивание». Техника «тычок». Теплые и холодные цвета. Беседа о красоте природы с использованием иллюстративного материала.
Практическая работа: Рисование осенних листьев, осеннего дерева.
Материал: формат А4 – бумага для акварели, гуашь, кисть, палитра, релаксационная музыка, презентация, иллюстрации.
Занятие 5. Декоративное рисование.
Теория: Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления.
Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, народной вышивкой, дымковская игрушка и т.д). Симметрия и асимметрия на примерах природных форм. Стилизованное изображение фруктов, овощей.
Практическая работа: Рисование натюрморта.
Материал: формат А4 – бумага для акварели, гуашь, кисть, палитра, релаксационная музыка.
Занятие 6. Конструирование из бумаги.
Теория: Свойство бумаги. Виды бумагопластики. Конструировании из бумаги и её художественные возможности. Основные приемы сгибания бумаги.
Практическая работа: Создание объемной маски.
Материал: формат А4, цветные карандашами, фломастеры, ножницы, простой карандаш, клей, линейка.
Занятие 7. Аппликация.
Теория: Виды аппликации. Работа с цветной бумагой. Приемы наклеивания цветной бумаги при создании художественных образов.
Практическая работа: Коллективная работа.
Материал: формат А4, цветная бумага, клей, ножницы.
Занятие 8. Изонить
Теория: Техника изонити. Виды изонити. Характер линий в технике изонить.
Практическая работа: Рисуем букет цветов.
Материал: формат А4- бумага для акварели, нитки, гуашь, палитра, кисть, релаксационная музыка.
Занятие 9. Коллаж
Теория: Знакомство с техникой коллаж. Виды коллажа. Подбор материала.
Выполнение панно в смешанной технике.
Практическая работа: Коллективная работа «Город-сад»
Материал: формат А1, А4, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандашами, фломастеры, гуашь, кисть, палитра.
Занятие 10. Пленэр.
Теория: Что такое пленэр. Законы линейной и воздушной перспективы. Понятие набросок и прорисовка, эскиз.
Практическая работа: Выбор объекта для изображения, творческая работа.
Материал: формат А4 – бумага для акварели, гуашь, кисть, палитра.
Материально-технические условия реализации программы:
1. Компьютерный класс с аппаратными средствами для выхода в Интернет и мультимедиа;
2. OnLine выход в Интернет
3. Сканер
4. Цветной принтер
5. Программное обеспечение:
- Операционная система Windows (версия XP и выше);
- Интернет-браузеры MS Internet Explorer, Opera и др;
- Пакет Microsoft Office 2007 или 2010;
- Графические редакторы MS Paint, Adobe Photoshop и др.
- Программы для работы со звуком и видео.
- доски планшеты;
- Доска магнитно-маркерная (100x150 см) – 1 шт.
- Гуашь, кисть, баночки для воды
- Ватман А1 -5 шт, формат А4 на 10 занятий, бумага для акварели
- Цветная бумага
- Клей
- Ножницы
- Тряпочки или салфетки для красок, нить 1 шт.
Изучение инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе.
Методическое обеспечение:
1. Мультимедийные презентации в формате MS Power Point
2. Электронные книги и учебники.
3. Заготовки рисунков, иллюстраций и др.
4. Программа для просмотра рисунков (ACDSee, и т.п.).
Календарный учебный график
Дата | № занятия | Тема занятия |
Введение в курс «Креативный дизайн» | ||
1 | Изучение инструкции по ТБ и поведения в изостудии. В мире изобразительного искусства. | |
2 | Рисуем штрихом. | |
3 | Линия, точка, пятно. | |
4 | Волшебные краски | |
5 | Декоративное рисование. | |
6 | Конструирование из бумаги. | |
7 | Аппликация. | |
8 | Изонить | |
9 | Коллаж | |
10 | Пленэр |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для нач. проф. Учебных. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 стр.
- Волков И.П. Художественная студия в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1993.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С. Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Графика и живопись: учебное пособие/ М. Т Ломоносова – М.: Астрель: АСТ, 2006 -202
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство
«Астрель», 2005. – 63с.
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Основы рисунка. Основы композиции. Основы живописи Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
- Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для вузов. - М.: Агар, 2000.
- Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...