Технология колеективного творческого воспитания И.П. Иванова
статья
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И.П. ИВАНОВА
Игорь Петрович Иванов, доктор педагогических наук Российской Академии образования, профессор. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Коллективная – планируется, организуется, осуществляется, обсуждается воспитанниками и педагогами в общей совместной деятельности по реализации общих и индивидуальных целей, при отношениях ответственной зависимости.
Творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия.
Деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.
Постулаты КТД:
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нём;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием лидеров.
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
- формирование и развитие коллектива;
- развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- развитие творчества как коллективного, так и индивидуального;
- обучение правилам и формам совместной работы;
- реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Пять условий педагогического успеха.
- Первое условие - общая забота.
- Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.
- Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.
- Четвертое условие - единый коллектив.
- Пятое условие - творчество, а не шаблон.
Для успешной сотрудничества взрослого и ребёнка необходимо создание мотивации ребенка для участия в КТД. Мотивы ребенка могут быть:
- Потребность в коммуникации (общении).
- Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах. Желание выиграть (дух соревнования).
- Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
- Осознание развивающей роли КТД.
- Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).
Виды КТД: общественно-политические,
трудовые,
познавательные,
экологические,
художественные,
спортивные,
досуговые.
Стадии коллективного творческого дела.
- 1 стадия – предварительная работа коллектива
- 2 стадия – коллективное планирование
- 3 стадия – коллективная подготовка КТД
- 4 стадия – проведение КТД
- 5 стадия – коллективное проведение итогов КТД
- 6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД
Стадия КТД | Какие вопросы решаются? | Формы и методы деятельности коллектива | |
1. Предвари-тельная работа | С какой целью? Что лучше сделать? Для чего и с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? | «Стартовые» («нацеливающие») воспитательные мероприятия: - товарищеская беседа, - рассказ-размышление, - убеждение на собственном опыте. При этом взрослые не навязывают дело, а размышляют вместе с детьми. | |
2. Коллективное планирование | Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим? | - Сбор-старт (обсуждение, предложений, анализ задач, совместное размышление); - разведка дел; - мозговой штурм; - открытая дискуссия; - деловая игра; - побуждение (ободрением, похвалой, помощью, советом, доверием). Выборы совета дела, творческой инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях. | |
3. Подготовка дела | Как развивать положительные качества воспитанников? Как преодолеть их отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить воспитанников преодолевать трудности? | - Увлечение добрым сюрпризом; - помощь товарищеским советом; - оказание доверия; - товарищеское требование; - подготовка проекта по «секрету»; - товарищеский контроль; - товарищеское обсуждение; - увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой; - уточнение проекта КТД; - товарищеское поощрение от имени коллектива; - традиции коллективной работы. Позиция взрослых – выполнять стимулирующую функцию. | |
4. Проведение дела | Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как добиться радостной перспективы близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительных положений? | Формы проведения КТД: - «операции»; - эстафеты; - конкурсы; - смотры; - диспуты; - соревнования и т.д. Задача взрослых – вызвать и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности. | |
5. Подведение итогов | Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам проанализировать и оценить проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? | Сборы-«огоньки»: - товарищеский разбор; - гласное обсуждение; - анализ и самоанализ; - рефлексия; - похвала; - поддержка; - деловой спор; - награда; - контроль; - требование; - товарищеская критика; - порицание. Взрослые должны помочь воспитанникам выяснить причины, породившие успех или неудачу. | |
6. Ближайшее последействие | Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить учащихся использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить воспитанников реализовывать собственные решения? Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? | - Радостная перспектива; - творческие группы; - расстановка сил; - доверие; - изменение режима; - чередующиеся творческие поручения; - преемственность в делах; - взаимопомощь; - товарищеское приучение. Педагоги по-товарищески помогают в выполнении решений, принятых общим сбором. Смысл последействия – в расширении круга добрых дел. |
Коллективное творческое воспитание — это система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/25/picture-20806.jpg)
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-263980-1370805181.jpg)
Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.
Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-234479-1517511643.jpg)
Методический семинар на конкурс "Самый классный - классный" - "Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова при организации деятельности младших школьников краеведческой направленности."
Транслирование опыта организации коллективной творческой деятельности школьников при реализации задач гражданско-патриотического воспитания и духовно нравственного развития учащихся по средствам краев...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1282583-1603715809.jpg)
Коллективное творческое воспитание "идеология" и "технология"
Использование коллективного творческого воспитания как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников. Классный коллектив является основной социальной средой,...