Коллективное творческое воспитание "идеология" и "технология"
статья

Сидорова Анна Николаевна

Использование коллективного творческого воспитания  как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников. Классный коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются и развиваются качества и способности школьников.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школьную жизнь прочно вошла такая форма деятельности обучающихся, как групповая работа.

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет классный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, надо подходить к процессу творчески.

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в детском учреждении  широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В требованиях к планируемым результатам образования в соответствии с ФГОС особое место отведено формированию и развитию у учащихся метапредметных умений. Мета предметный результат при этом можно сформировать при едином скоординированном подходе всех учителей, работающих с классом, на каждом учебном занятии.

Группа коммуникативных УУД:

  • излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
  • понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в том числе вести диалог с автором текста);
  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
  • корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
  • создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ― с помощью и самостоятельно;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
  • организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
  • преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

может быть сформирована только в условиях активной коммуникации. Одной из форм такой деятельности является работа в группе. Предлагаемая оценочная карта может быть использована учащимся для самооценки и взаимооценки работы в группе и позволяет проследить результат на всех уроках в заданный период (неделя, месяц, четверть)

Анализ динамики результативности работы в группе можно провести на классном часе.

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов 20-го столетия Игорем Петровичем Ивановым, профессором, доктором  педагогических наук Российской Академии образования. О методике И.П. Иванова современные педагоги говорят - “педагогика сотрудничества”, «педагогика общей заботы», “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.

В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации яркой жизни в классе, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.

Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Универсальные критерии оценки  групповой деятельности обучающихся:

  1. Выбор  командира.
  2. Распределены обязанности работы в группе:

- командир

- секретарь

-отвечающий

- помощники.

3. В обсуждении задания участвуют все члены группы.

4. Группа выполнила поставленную задачу.

5. Отвечающий говорил чётко, громко.

6. Ребята дали подробный ответ на вопрос.

7. Участники группы внимательно слушают отвечающего, помогают ему найти ответы на встречные  вопросы.

8. Участники группы внимательно слушают ответы других групп, задают вопросы, активно участвуют в обсуждении проблемы.

Данные критерии необходимы педагогу для определения эффективности работы групп. Они универсальны, следовательно, могут использоваться учителем начальной школы  при организации групповой работы на любом уроке.

Вторую  и третью проблему решаем, разработав универсальные критерии самооценки и взаимооценки обучающихся в ходе групповой работы, а так же универсальные оценочные карты, которые будут удобны для работы обучающихся любого возраста и максимально простыми для проверки педагогом.

Универсальные оценочные карты групповой деятельности обучающихся.

Критерии самооценки

1. Я понял, почему задание выполняется именно так. Могу выполнить подобное задание.

2. Я понял, как выполнить данное задание, но подобное выполнить не смогу.

3. Не совсем понял, как выполняется данное задание. Не смогу выполнить подобное.

4. Не понял, как выполняется данное задание.

5. Активно участвовал в работе группы, помогал товарищам, участвовал в обсуждении задачи.

6. Участвовал в работе группы, но не помогал отвечать на вопросы, не задавал вопросы другим группам

7. Не понял, как выполнять данное задание, поэтому не участвовал в работе группы.

Универсальная карта самооценки обучающихся 1-4 классов - понимание и активность.

Универсальная карта взаимооценки

Критерии  взаимооценки

Результат

Здорово

Хорошо

Можно сделать лучше

1. Группа работала над темой.

 

 

 

2. Выступающие говорят чётко и ясно

 

 

 

3. Ребята нашли решение поставленной перед ними задачи

 

 

 

4. Группа дала полный ответ на вопрос

 

 

 

5. Участники группы подробно ответили на встречные вопросы

 

 

 

6. Участники группы внимательно слушали ответы ребят других групп

 

 

 

7. Участники группы участвовали  в обсуждении проблемы, помогая находить  ответы на вопросы другим участникам группы.

 

 

 

8. Из ответа группы я узнал что – то новое для себя.

Новым для меня стало:

Классификация методик ФО для 1 ступени обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся

Методика ФО

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Критериальное самооценивание

+

+

+

+

2. Критериальное взаимооценивание

Подготовка
-

+

+

+

3. Карта понятий

Подготовка
-

+/-

+

+

4. Портфолио

+

+

+

+

5. Опросники самодиагностики

Подготовка
-

+/-

+

+

6. Рубрики

Подготовка
-

+/-

+

+

7. Составление тестов

Подготовка
-

Подготовка
-

+

+

8. Недельные отчёты

-

Подготовка
-

+/-

+

Причины не использования отдельных  методик в классах 1 ступени обучения.

Не все дети читают на начало учебного года. Низкая техника чтения и письма на конец учебного года. Не умеют обобщать, грамотно формулировать ответ на вопрос. Только учатся давать полный ответ. Дети не знают всех одноклассников.

Низкая скорость чтения и письма. Дети не умеют объективно оценить работу товарищей. Чаще оценка основывается на взаимоотношении: «друг – не друг»

Не могут длительно контролировать и сохранять в памяти результаты своей деятельности и деятельности товарищей.

Класс

Используемые методики формирующего оценивания

Особенности организации групповой работы в данной возрастной группе

Результат

1

класс

Критериальное самооценивание,

портфолио

Научиться  самостояельно анализировать собственную деятельность

Выполняя любое задание в группе, дети анализируют собственное понимание выполнения задания на полях тетради, используя условные значки Т2. (Такая работа ведётся и вне групповой деятельности)

Результаты самоанализа групповой деятельности заносят в оценочную карту.

Лучшие результаты фиксируют в папке «Мой портфолио». На столах у ребят сигнальные карты:

+       - согласен

 -     - не согласен

Пользуясь этими сигналами ребята пытаются контролировать ответы ребят других групп.

Дети анализируют свою деятельность самостоятельно. Анализируют деятельность товарищей с помощью учителя.

Внимательно слушают ответы других групп, готовы помочь товарищам.

Пополняется папка достижений «Мой портфолио».

2

класс

Критериальное самооценивание,

портфолио,

критериальное взаимооценивание

Научиться оценивать деятельность товарищей.

Продолжается работа по оценке собственной деятельности обучающихся в ходе групповой работы (понимание / качество) и деятельности товарищей (других групп). Ребята пытаются без помощи учителя оценить деятельность товарищей

Ребята внимательно слушают ответы товарищей в групп

3

класс

Критериальное самооценивание,

портфолио,

рубрики,

критериальное взаимооценивание

составление тестов, опросники самодиагностики,

карта понятий.

Научиться  выделять главное в ответах товарищей, придумывать задания, контролирующие их деятельность.

Работа по самооценке и взаимооценке деятельности в группах.

Ребята составляют тесты, карты понятий по прослушанному материалу.

Наряду с  картой самооценки присутствует опросник самодиагностики.

Придумывают задания для проверки осознанной работы всех участников группы и других групп. Могут выделять главное в ответах товарищей

4

класс

Критериальное самооценивание,

портфолио,

рубрики

критериальное взаимооценивание

составление тестов, опросники самодиагностики,

карта понятий, недельные отчёты

Научиться подводить итог  групповой деятельности за неделю.

Работа по самооценке и взаимооценке деятельности в группах.

Ребята наблюдают за работой групп, учатся подводить итог работы каждой группы в течение дня / недели.

Могут назвать группу, которая лучше всех работала на протяжении недели. Обосновать причину выбора.

В процессе коллективно-творческого дела (КТД) развиваются все стороны личности:

  • познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы);
  • эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности);
  • действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Основное назначение коллективно-творческого дела (КТД):

  • забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой воспитатели выступают как старшие товарищи воспитанников, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу;
  • планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

Основные задачи коллективно-творческого дела (КТД):

  • формирование и развитие коллектива;
  • развитие личности каждого воспитанника, его способностей, индивидуальности;
  • развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
  • обучение правилам и формам совместной работы;
  • реализация коммуникационных потребностей воспитанников.

Технология КТД предполагает прохождение нескольких взаимосвязанных этапов коллективного творчества:

Предварительная работа.

Составляется модель, образ будущего КТД. Учитель анализирует сложившуюся обстановку в классном коллективе, определяет основную идею КТД, его форму, участников. Учитель проводит стартовую беседу, «зажигает» воспитанников интересным и полезным делом.

Коллективное планирование КТД.

Проводится на классном собрании или в микрогруппах. Составляется план работы, решаются вопросы: что и для кого будем делать? кто будет участником? кто и кому будет помогать?

Коллективная подготовка КТД.

Самый сложный и ответственный этап. Создается специальный орган - Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Начинается работа по воплощению общего замысла, при активном участии  учителя.

Проведение КТД.

Предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от нескольких минут до целого дня. Главное для учителя на этом этапе – создание психологического комфорта в коллективе.

Подведение итогов КТД.

Происходит на общем классном собрании, где воспитанники размышляют и высказывают свое мнение: что было хорошо и почему? что не удалось осуществить и почему? что предлагаем на будущее? На этом этапе, для учителя, главное отметить все положительное и его должно быть больше, чем негативного, а также наметить перспективы позитивного развития классного коллектива и отдельных личностей.

Последствие.

На этом этапе в исходных направляющих действиях учителя непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Учителяь организует использование воспитанниками в учебной работе и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

Виды коллективно-творческих дел:

 Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания воспитанников об окружающем мире; выработать взгляды на труд; учитель стремление вносить свой вклад в улучшение действительности;  заботиться о близких и далеких людях; работать самостоятельно и творчески на пользу и радость («трудовая атака» - участие в хозяйственной деятельности класса, субботники и др., «трудовой сюрприз» - забота о ближнем и др.).

Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании; развивать такие качества личности, как наблюдательность и любознательность, пытливость ума и творческое воображение («вечер веселых задач», «вечер пословиц и поговорок», «турнир-викторина», культпоход и др.).

Художественные КТД.

Цель: развивать художественно - эстетические вкусы воспитанников; воспитывать восприимчивость; благородство души; обогащать внутренний мир человека (театрализованные миниатюры, литературно-художественные и музыкальные конкурсы, гостиные и др.).

Спортивные КТД.

Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость, мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты и др.).

Общественно-политические КТД.

Цель: учитель формирует гражданское отношение к своей семье, большой и малой родине; расширяет  и углубляет  знания об истории и культуре своей страны, учит видеть и понимать красоту жизни («День знаний», «День пожилого человека», «День Учителя», «Международный день ребенка», «День Матери», «День Конституции», «Новогодний праздник», «День Защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта», 2международный день семьи», «День Победы», «День защиты детей», «Дни воинской слава» и др.).

Организаторские КТД.

( празднование дней рождения, чередование традиционных поручений и др.).

Результат применения технологии коллективно-творческого дела (КТД) для формирования классного коллектива:

  • включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу;
  • творческое сотрудничество воспитателя и воспитанников;
  • проявление интереса воспитанников в реализации своих способностей;
  • потребность в коммуникации

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. В своей работе учитель должен знать, для кого это дело проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития обучающиеся. Учитель должен поддерживать ростки дружбы между воспитанниками в коллективе, всячески поощрять деятельность обучающихся и высоко оценивать и развивать взаимопомощь при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).

Список литературы

  1. 4. Анухина М. Г.  КТД (коллективное творческое дело) – современная педагогическая технология http://www.kommunarstvo.ru
  2. 5. И. П. Иванов ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ http://www.kommunarstvo.ru
  3. Бартенева И.Ю., Миновская О.В. Образовательный модуль к дистанционным курсам по теме «Инновационные технологии в воспитании» http://si-sv.com/publ/4-1-0-22
  4. Бойцова Е.Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы / Е.Г.Бойцова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №4 (48).
  5. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии : Пособие для учителей / Н.И.Запрудский. 2-е изд. Минск, 2004. 288 с.
  6. И.Иванов Сущность современного воспитания. – М: Наука,2007              
  7. И.П.Иванов Лекции по педагогике -  М.: Педагогика, 2008
  8. Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования / О.Н. Крылова. СПб. : Лема, 2010. 355 с.
  9. Крылова О.Н. Тренды оценивания в школе / О.Н.Крылова // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования Материалы II Всероссийской научно-практической конференции // Под общ. ред. О.Б.Даутовой, И.И.Соколовой, В.И.Сопина, З.Н.Ситник., 2014. С. 272-275.
  10. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. СПб.: Каро, 2015. 124 с.
  11. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника / И.Логвина, Л.Рождественская. Narva : TartuUlikool, 2012. 48 с.
  12. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие / Н.П.Локалова. СПб., 2009. Режим доступа:  /http://lib100.com/book/pedagogics/shkolnaya_neuspevaemost
  13. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А.Пинская. М.: Логос, 2010. 260 с.
  14. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская, И.М. Улановская. М.: Просвещение, 2014. 80 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  16. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся / И.С.Фишман, Г.Б.Голуб. М.: Учебная литература, 2007. 244 с.
  17. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся: Методическое руководство / Р.Х.Шакиров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина. Бишкек: Билим, 2012. 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный творческий проект "Открытка-приглашение"

Представлен конспект с презентацией заключительного этапа поекта...

Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»

Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...

Презентация коллективного творческого проекта "Голубая капелька воды".

Коллективный творческий проект "Голубая капелька воды" расширяет представления детей о воде, обогащает знаниями о воде и ее использовании, прививает бережное отношение к водным богатствам. В стихотвор...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей....

Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"

Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....