Игра, как средство обучения младшего школьника
статья (1 класс)
Методическая работа о методах обучения младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Астровская Светлана Ивановна,
учитель высшей категории
«Использование активных форм и методов обучения в работе
с младшими школьниками»
Дошкольное детство наполнено движением, игрой, которая является ведущим видом деятельности дошколят, свободой выбора (хочу – играю, не хочу – не играю).Приобретая гордое и долгожданное звание «ученик», ребенок часто теряет намного больше - свою непосредственность, возможность свободного творчества, занятие любимым делом. Но ведь по сути он совсем недалеко ушёл от дошкольника – он также любит играть, двигаться, задавать вопросы. В этой ситуации только от нас, педагогов, зависит, сможем ли мы вырастить пытливого, любознательного, стремящегося к самообразованию творца и взрастим ещё одного равнодушного исполнителя.
Активные формы и методы обучения для младших школьников – это прежде всего игры во всём их многообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Активность также невозможна без споров и дискуссий, решения проблемных вопросов и задач. Большую пользу принесёт урок, который у ученика вызовет интерес не только зрительский, но и созидательный, с их собственной поисковой творческой и даже двигательной активностью. Чем меньше будет «серых уроков» и скучных уроков, чем больше ребята будут «жить в классе» вынося из учебных занятий как интеллектуальный, так и жизненный багаж, тем больше творческих огоньков интереса сохранится в глазах наших детей. А это не мечта каждого педагога?
Сделать эту мечту реальностью поможет применение в учебном процессе таких форм и методов, которые заинтересуют, включат в активную работу самых пассивных ребят.
Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка, поэтому использование игровых форм при организации педагогического процесса повышает заинтересованность и облегчает усвоение учебного материала.
Познавательная деятельность младших школьников характеризуется неустойчивостью интереса, преобладанием эмоционального компонента,
несформированностью умений целенаправленной работы с книгой. Использование игр и игровых заданий облегчает вхождение ребёнка в мир информации и науки.
Созданный в ходе игры эмоциональный фон способствует активному участию детей в процессе познания, а значит – их активному учению. Всё это даёт основание считать игру одной из наиболее предпочтительных форм организации познавательной деятельности младших школьников.
В игре ребёнок предельно активен. Игровая деятельность создаёт широкое поле для творчества, свободного проявления индивидуальности. Там, где умело используется игра, царит атмосфера увлеченности, интеллектуального климата.
Игра занимает особое место в системе активного обучения: она является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Являясь методом обучения, игра формирует активную и творческую учебную деятельность. Как форма обучения игра обеспечивает развитие коммуникативных способностей – необходимое условие активной и творческой деятельности учащихся.
Использование в учебно-воспитательном процессе игровых форм и методов обучения позволяет управлять процессом познания учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Ведь игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого ребёнка, даёт ему возможность выбора, самовыражения, и саморазвития.
Учащиеся, являясь участниками игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение, и тем самым выявляется их ценность. Сказывается и влияние игрового коллектива - нельзя подводить своих товарищей.
Однако, включая в учебный процесс игровые методы и формы обучения, педагогу необходимо помнить, что применение любых средств обучения, включая игровые, должно осуществляться не само по себе, а в контексте педагогической системы, с учетом её элементов – особенностью контингента учащихся, целей обучения и воспитания, содержания обучения и т.д. Игра ради игры в учебном процессе не принесёт желаемого результата, только отвлечет внимание ребят.
Дети младшего школьного возраста готовы к обучению, но возникают проблемы другого плана: они в этом возрасте не умеют общаться и сотрудничать. Многие из них не умеют познакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другим ребятам. Неумение отличить искреннее непонимание или шутку от насмешки или агрессии часто приводят к возникновению конфликтов.
Взаимодействие – это совместная деятельность людей для достижения определённой цели, умение учитывать интересы другого человека наравне с собственными и стремление гармонически сочетать их .Живя в обществе, человек всё время взаимодействует с другими людьми, поэтому в центре внимания педагога в первую очередь должно быть воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоционального принятия их, формирования готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Общение в группе сверстников даёт детям то ,что ,в принципе, не может дать общение со взрослыми – критичность к мнениям, словам и поступкам людей, а значит, умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать от чужой, уметь её отстаивать.
Для ребёнка намного проще заметить погрешность в работе одноклассника, чем сделать замечание взрослому. В младшем школьном возрасте взрослый ещё остаётся для детей образцом поведения, непогрешимым и всезнающим.
На первых этапах групповой работы неминуемы конфликтные ситуации, в которых не надо пугаться, ведь навыки сотрудничества только начинают складываться. При умелых действиях педагога конфликты, возникшие между учениками, могут быть превращены в мощное средство воспитания.
Учителю не следует полностью браться за разрешение всех возникших при групповой работе непониманий между учащимися. Дети должны научиться справляться с ними самостоятельно. Помощь учителя может заключаться в формировании у детей умения замечать и понимать, чем заняты партнёры, распознавать собственные эмоции и эмоции других участников группы, обозначать их словами, верно определяя причины возникновении .Групповая деятельность, по сравнению индивидуальной, обладает рядом преимуществ .В ней реализуется потребность ребёнка в общении, активной деятельности, оценке своей роли, поддержке. В маленькой группе ребёнку легче проявить себя, высказать свою точку зрения ,услышать других ,увидеть результат личного вклада в общее дело.
По исследованиям психологов, оптимальное количество учащихся в малой группе – от 3 до 8 человек. Удобнее и полезнее работать шестёрками.
В шестёрке каждый ребёнок может найти наиболее выгодные условия для групповой работы и общения. В такой микро-группе лидеры менее «давят» на не очень активных, а у «тихого» ребёнка появляется возможность защититься окружением в шестёрке таких же «тихих» детей. Важно и то, что шесть может непроизвольно, по ситуации, и ходе обсуждения делиться на две тройки или три пары
В такой группе есть возможность обнаружить и высказать большее число мнений. В течение учебного года на уроках в начальной школе можно использовать как постоянные, так и временные микро-группы.
Варианты стихийного объединения в группы:
#1050;аждый ребёнок получает часть разрезанной открытки .Собрав части открытки, соберутся все члены одной группы.
#1054;бъдинение по признакам : первая буква имени, количество букв в имени, любимая пора года: месяц рождения.
#1056;азличные варианты группировок:
а) каждый ребёнок получает карточку со слогом . Необходимо собраться в пары(группы) таким образом, чтобы из слогов получились слова(предложения).
б) у детей карточки с цифрами, из которых необходимо собрать необходимую сумму.
в) у каждого ребёнка картинка. Нужно собраться по группам тем детям, у которых на картинках изображены предметы одной тематической группы, например: мебель, животные и т. д.
г) на карточках написаны слова. Нужно собраться тем ребятам, у которых слова на карточке начинаются на одну букву, принадлежат к одной части речи и т. д.
#1048;спользование игр, в результате которых дети стихийно объединяются в группы или пары. например: Рыбаки». Несколько пар детей ловят свободных «рыбок», окружая их руками. Рыбки», попавшие в сети, присоединяются к паре и уже тройка ребят ловит свободных рыбок .Так продолжается до тех пор, пока не образуется группа с нужным численным составом «Мы – пара».Участники игры передают по кругу из рук в руки две игрушки (предмета). По сигналу» стоп» передача прекращается, а те дети в руках которых оказываются игрушки образуют пару.
«Липучки». По сигналу учителя дети должны объединиться в группы с определённым численным составом (по цифре на карточке, по числу хлопков в ладоши, количеству свистков.) Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся решали сами ,в каком составе они будут работать , а учитель только вносил коррективы. В одну группу нежелательно включать учеников ,взаимно отвергающих друг друга ,а детей с низким статусом надо стараться направить в такие группы , где отношение к ним нейтральное .Постепенно, когда коллективная деятельность в классе приобретёт более высокий уровень, желательно, что бы меха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство обучения младших школьников
Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-362972-1387629208.jpg)
Игра как средство обучения младшего школьника.
С приходом ребенка в школу, игровая деятельность продолжает играть важную роль в жизни школьника. И поэтому учитель использует игру в обучении грамоте в 1 классе. Таким образом игра служит методом обу...
Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»
СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические предпосылки возникновения игры.1.2 Современные дети современные игры.1....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/24/picture-1043343-1595540234.jpg)
Основы игры как средство обучения младших школьников
Одним из важных условий активизации познавательной деятельности обучающихся начальной ступени образования, развития их мышления и самостоятельности, бесспорно, является дидактическая игра.В игре реали...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/03/picture-58127-1483435512.jpg)
Дидактическая игра как средство обучения младшего школьника
С поступлением в школу в жизни ребёнка происходит целый ряд изменений. Среди них - появление новой деятельности – учебной. Но не следует забывать, что ученик ещё недавно был дошкольником, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-387965-1569759890.jpg)
Интерактивная игра как средство обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
рекомендации по использованию интерактивных игри для обучения детей с нарушением интеллекта...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1110121-1548961314.jpg)
Дидактическая игра как средство обучения младших школьников
Статья "Дидактическая игра как средство обучения младших школьников"...