Основы игры как средство обучения младших школьников
статья
Одним из важных условий активизации познавательной деятельности обучающихся начальной ступени образования, развития их мышления и самостоятельности, бесспорно, является дидактическая игра.В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Младший школьник учиться действовать в реальной и воображаемой ситуации, опирается как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознаёт смыл своих и чужих действий, переживаний, проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_igry_kak_sredstvo_obucheniya_mladshih_shkolnikov.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы игры как средство обучения младших школьников
В современной начальной школе значительная доля внимания направлена на оптимальное сочетание различных средств, приёмов и методов обучения, способствующие эффективному решению учебно-воспитательных задач. Одним из важных условий активизации познавательной деятельности обучающихся начальной ступени образования, развития их мышления и самостоятельности, бесспорно, является дидактическая игра. Именно игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, у младших школьников уже считается средством досуговой деятельности. Младший школьный возраст является сенситивным периодом при переходе деятельности от игры к обучению, что обязательно должно учитываться при планировании уроков в начальной школе.
Игра не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе важно. С помощью игры можно развить у младшего школьника самые различные качества: от силы и ловкости до креативности и коммуникабельности. Играя, обучающийся приобретает новые навыки, умения, раскрывает потенциальные возможности.
В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Младший школьник учиться действовать в реальной и воображаемой ситуации, опирается как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознаёт смыл своих и чужих действий, переживаний, проблем.
Игра, в целом, делает процесс обучения и воспитания более комфортным. Необходимость использования игр как средства обучения и воспитания определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте еще не утратила своего значения (не случайно, что многие дети приносят с собой в школу игрушки). В школьном возрасте игра не умирает, а как бы проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в обучении, плодотворно влияя на обучение. Отсюда следует, что опора на игру – весьма адекватный путь включения школьников в учебную деятельность, воспитание разносторонней личности.
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и производительностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладание наглядно-образного типа мышления.
3. Недостаточно сформированная познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения кроется в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли – роли обучающегося, установление взаимоотношений с одноклассниками и учителями).
Игры во многом способствуют преодолению указанных ранее трудностей. В целом игра – это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их обучения, развития и воспитания. Игру, безусловно, необходимо сочетать с другими формами и методами воспитания.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Детские игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднена. Мы будем придерживаться деления на следующие группы:
- предметные;
- творческие (сюжетно-ролевые, строительные, игры - шутки, режиссерские);
-игры с правилами (подвижные, дидактические).
Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Между играми с правилами и творческими много общего:
- наличие игровой цели;
- необходимость активной самостоятельной деятельности;
- многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли;
- в творческих играх есть правила, но дети их устанавливают сами.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в том, что в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, а в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.
Итак, игра – это сложное, многообразное явление. В играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы, их эмоционально-волевая сфера, способности. Игры помогают делать учебный материал увлекательным, создавать радостное рабочее настроение.
Таким образом, умелое использование игр в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку, а положительные эмоции облегчают процесс познания, развивают и воспитывают особую, неповторимую, творческую личность.
Дети очень любят играть, поэтому можно вводить игру или ее элементы практически во все уроки.
Однако игра на уроке не должна являться самоцелью. Нельзя только играть с детьми. Они очень быстро понимают, что игра на уроке – это удовольствие, и протестуют против каких-либо «серьёзных» занятий – упражнений, заданий, дискуссий.
Учитывая многофункциональность игры на уроке можно использовать ее как:
- разминку;
- способ переключения с одного вида деятельности на другой;
-способ развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения);
- способ развития кругозора, осведомлённости, понятливости;
- возможность проявления двигательной активности;
- способ развития навыков саморегуляции, управления своими психическими состояниями и действиями;
- способ реализации творческих способностей и проявления индивидуальности (оригинальности, самостоятельности, нестандартности);
- способ эмоционального реагирования на важные для младшего школьника события, переживания, мнения;
- способ снятия нервно-психического напряжения;
- способ формирования социальных навыков;
- вознаграждение за хорошую работу.
Существует множество игр. Они весьма разнообразны по своему значению и содержанию. Необходимо, так же, учитывать характер используемых материалов:
- словесные (упражнения, загадки, игры-путешествия, викторины);
- настольно-печатные (лото, домино);
- с наглядным материалом (схемы, таблицы);
- с предметами (игрушки, природный материал).
Важно чётко различать игры и игровые приемы, использующиеся в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Необходимо отметить, в связи с этим следующее. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит органично в урок, а находиться около процесса обучения и как результат теряет свои воспитательные возможности. Главное при организации игры на уроке, чтобы она органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от обучения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной деятельности, воспитанию коммуникативной, ответственной и самодостаточной личности обучающегося.
Игра позволяет создать условия, благоприятные для овладения знаниями по предметам, обеспечивает простоту и доступность понимания материала, способы познания мира, способствующие формированию высокоразвитой личности младшего школьника.
Дидактическая игра помогает непринуждённо и легко усваивать навыки овладения языковым материалом и как учебная деятельность содействует осмысленному применению полученных умений и знаний в речевой практике. Язык — это нравственная, духовная и культурная ценность человечества. Игра, например, на уроках русского языка помогает привить обучающимся интерес и любовь к родному языку, осознавать всё его национальное своеобразие. Процесс овладения умением анализировать, опознавать и классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачей общения происходит интереснее и легче при использовании дидактической игры как средства обучения на уроке русского языка в начальной школе. Важно отметить, что только при систематическом использовании дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников, позволяет педагогу разнообразить образовательную деятельность, сделать каждый урок эмоционально насыщенным и ярким.
Проводить работу по формированию положительного отношения обучающихся к игре в процессе образовательной деятельности необходимо с использованием дидактических игр, способствующих не только процессу активизации мыслительной деятельности школьников, но и направленную на повышение качества знаний обучающихся.
Ценность дидактической игры состоит в том, что она способствуют снятию страха и напряжения, созданию эмоциональной положительной атмосфере урока.
Дидактическая игра представлена следующими структурными составляющими:
- дидактической задачей;
- игровой задачей;
- игровыми действиями;
- правилами игры;
- полученными результатами.
Таким образом, организация и проведение дидактической игры должна быть систематической и направленной на развитие памяти, внимания, творческого воображения и речи. Соблюдение всех структурных компонентов дидактической игры, её систематичность и грамотное педагогическое включение в учебную деятельность младших школьников, способствуют повышению уровня учебного материала по учебным предметам начальной ступени образования.
Рассмотрим основные функции дидактической игры как средства обучения:
- формирование собственно образовательной деятельности;
- формирование обще учебных навыков и умений;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- формирование навыка самооценки и самоконтроля младших школьников;
- формирование адекватного взаимоотношения и освоения социальных ролей.
Педагогические условия эффективности дидактической игры как средство обучения младших школьников реализуются с соблюдением следующих требований:
- дидактические игры — это урок;
- педагог обязан в совершенстве владеть методикой проведения дидактической игры;
- в ходе проведения игры педагог обязан создавать и поддерживать атмосферу психологического комфорта для всех участников педагогического процесса;
- дидактическая игра как средство обучения младших школьников имеет тему, цель и задачи;
- при проведении дидактической игры важно соблюдение последовательности: завязка действия – его развитие – кульминация – развязка действия – итог;
- предоставление обучающимся максимальной самостоятельности в ходе проведения дидактической игры;
- содержание дидактической игры и подбор дидактического материала должны соответствовать возрастным особенностям младшего школьного возраста;
- соблюдение временных параметров дидактической игры;
- продуманное и эстетически грамотное оформление игры.
Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что игра как средство обучения является игровой формой и объединяет познавательное и занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной деятельности к другой, позволяет обучающимся начальной школы овладеть знаниями по предметам - играя, влияет на развитие ряда психических процессов, оказывает большой воспитательный эффект. Так, например, правильно организованная, методически выдержанная дидактическая игра способна плодотворно влиять на развитие психических процессов, оказывать воспитательное воздействие.
Стоит отметить, что эффективность игры как средства обучения зависит от условий применения, опыта педагога, этапа обучения, а также от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Если в начале первого года обучения большую часть заданий целесообразно преподносить в форме игры, то уже к четвёртому классу в форме прямого обучения, так как влияние с каждым новым этапом обучения и воспитания снижается. Чтобы работа по их формированию была более эффективна, нужны разнообразные методы обучения. Следовательно, соотношение заданий, даваемых в игровой форме, должны постепенно изменяться.
Дидактическая игра - не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой приём, включающий младших школьников в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, — это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа обучающихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство обучения младших школьников
Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельност...
Игра как средство обучения младшего школьника.
С приходом ребенка в школу, игровая деятельность продолжает играть важную роль в жизни школьника. И поэтому учитель использует игру в обучении грамоте в 1 классе. Таким образом игра служит методом обу...
Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»
СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические предпосылки возникновения игры.1.2 Современные дети современные игры.1....
Дидактическая игра как средство обучения младшего школьника
С поступлением в школу в жизни ребёнка происходит целый ряд изменений. Среди них - появление новой деятельности – учебной. Но не следует забывать, что ученик ещё недавно был дошкольником, ...
Интерактивная игра как средство обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
рекомендации по использованию интерактивных игри для обучения детей с нарушением интеллекта...
Дидактическая игра как средство обучения младших школьников
Статья "Дидактическая игра как средство обучения младших школьников"...
Игра, как средство обучения младшего школьника
Методическая работа о методах обучения младших школьников....