Интерактивная игра как средство обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка
рекомендации по использованию интерактивных игри для обучения детей с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_igra.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивная игра как средство обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Познавательная активность — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности ребенка и оказывает сильное влияние на его развитие.
У воспитанников, имеющих интеллектуальные нарушения, отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, повышенной истощаемости, у детей снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности в планировании деятельности.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии «особых» детей подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в обучении позволяет развивать психофизиологические функции (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Одна из инновационных форм развития познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями - интерактивные игры
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)
Интерактивные игры направлены на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе обучения, предполагают организацию и развитие коммуникативных умений детей (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника..
Интерактивная игра – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ребенок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта.
Интерактивные игры и занятия становятся все более популярным инструментом для развития детей.
Интерактивные игры вызывают у детей:
- познавательный интерес;
- способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;
- могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;
- развивают мелкую моторику, координацию;
- развивают двигательную память;
- повышают работоспособность головного мозга;
- готовят руку к письму.
Использование интерактивных игр в организации коррекционно-образовательной деятельности способствует стимулированию речевой активности воспитанников с когнитивными нарушениями. Например, при ознакомлении с животными с успехом проходит интерактивная игра «Кто что ест», «Подбери маму и детёныша».
Нами подобраны игры по темам:
- «Времена года»,
- «Профессии»,
- «Насекомые»,
- «Эмоции»,
- «Птицы»,
- «Транспорт»,
- «Домашние животные»,
- «Дикие животные»,
- «Посуда»,
- «Инструменты»,
- «Музыкальные инструменты»,
- «Электроприборы»,
- «Овощи фрукты»,
- «Растения» и др.. Преимущество интерактивных игр в том, что их можно включать их в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала.
Применение интерактивных технологий в практике работы позволило выявить: по сравнению с традиционными формами обучения школьников с когнитивными нарушениями, данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
- Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности «особых» детей.
- Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
- Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию внимания, памяти, воображения у воспитанников.
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод: активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей с интеллектуальными нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Основы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Основы формирования навыков здорового образа жизни млад...
Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями имеет цели: 1. Углублять знания воспитанников с интеллектуальными на...
Формирование временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков...
Методические рекомендации по проведению экскурсий для младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Рекомендации по проведению экскурсий для младших школьников с интеллектуальными нарушениями....
Артикуляционные и дыхательные игры для младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Артикуляционные игры - это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц, участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижност...
Интерактивная игра - одна из эффективных инновационных технологий в обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Материал о целесообразности использования информационных технологий в развитии «особых» детей...
Интерактивная игра - одна из эффективных инновационных технологий в обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Одна из инновационных форм развития познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями - интерактивные игры...