Классный час "Россия - моя многонациональная страна!" для 1-4 классов.
классный час (3 класс)
Классный час "Россия - моя многонациональная страна!" для 1-4 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся 1-4 классов.
Тема: «Россия - многонациональная страна»
Заместитель директора по ВР
МОУ «Средняя школа №41» г.о. Саранск
Полушкина О.В.
Класс: 3А
Цель: формирование у учащихся разных национальностей и вероисповеданий понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России.
Задачи классного часа:
- создать условия для формирования у детей культуры межнационального общения, мотивации к более глубокому изучению национальных традиций, обычаев, культур народов России;
- создать условия для воспитания гражданско-патриотических чувств, толерантного отношения к представителям других народностей России;
- способствовать проявлению общности интересов у детей разных народностей путем участия в празднике знакомства с национальными традициями и обычаями, обмена творческими достижениями в разных областях искусства;
- стимулировать интерес к изучению истории России;
- вызвать чувство гордости за свою Родину;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Ход классного часа
I. Орг. момент.
Цель: Создание эмоционального настроя на работу.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню, мысленно пожелайте всего хорошего.
II. Введение в тему классного часа.
Запись на доске:
“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений” В.П. Максаковский
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов
«Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной»
Н. Забила
Стихотворение В.Степанова.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
- Ребята, как вы думаете, почему именно это стихотворение мы выбрали для сегодняшней беседы? (мнения уч-ся). Наша беседа будет на тему «Россия - многонациональная страна».
Посмотрите на карту с изображением нашей страны и фотографиями народов, которые её населяют.
Люди какой национальности населяют наше государство?
А как вы думаете, представители, каких национальностей проживают в нашем районе?
Россия – многонациональное государство. Для миллионов представителей разных народов и национальностей Россия является такой же родиной, как и для русских. Живя в единой семье, мы вправе знать и почитать духовные и культурные ценности всех народов-братьев.
Действительно, народов и народностей очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной.
Просмотр 3-х минутного мультфильма от Русского географического общества.
- Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)
- Что общего у всех народов населяющих нашу страну? (общая Родина — Россия)
- Всегда ли удаётся народам жить дружно? Почему часто возникают конфликты между людьми разных национальностей? (неумение принимать человека таким, какой он есть, наличие разных предрассудков и предубеждений)
- Как всем народам нужно относиться друг к другу, чтобы жить как одна семья? (нужно уважать, ценить их обычаи, нужно жить дружно и в мире)
Вывод: для решения проблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться к различным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их.
1) Практическая работа «Составь пословицу». Работа в группах.
У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Задача каждой группы - из слов составить пословицу и рассказать, как вы ее понимаете. После выполнения задания пословица приклеивается на плакат.
Язык дружбы не нуждается в переводе
Дружба и братство лучше богатства
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.
Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца
Если дружба велика, будет Родина крепка
Каждую пословицу приклеивать к плакату.
Вывод: Есть много пословиц у народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу.
Чтец:
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
Ведущий.
- Мы отправляемся с вами в путешествие по нашей стране.
Центральная Россия
Центральная Россия - самый заселенный район страны. В нем проживает 5 часть всего населения России. В том числе и мы с вами. Наши предки - славяне, издавна жили в этих местах. Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водилось много пушного зверя, ягод, грибов. Реки были полны рыбой. Все это привлекало сюда людей.
История русского народа неразрывно связана с центральной Россией.
Ведущий.
Южная Россия
Самый многонациональный район России Северный Кавказ. В нем проживают представители более 100 народов. Один только Дагестан является исторической родиной для 30 народов – карачаевцев, адыгейцев, кабардинцев, черкесов, ингушей, аварцев, осетин, чеченцев. Недаром Дагестан называют страной языков.
Народы Кавказа издавна славились как отличные воины, наездники и стрелки. Кавказская земля необычайно плодородна, поэтому население занимается земледелием, садоводством.
Ведущий.
Поволжье На востоке европейской части России протянулся район - Поволжье. Разные народы поселились здесь: татары, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, немцы, казахи, калмыки. Калмыки 300 лет назад жили в Западном Китае, но многочисленные войны вынудили калмыков искать новую Родину, почти весь народ покинул Китай и переселился в Россию, Поволжье.
Калмыки говорят на калмыцком языке, похожем на язык монголов. Калмыки пасут лошадей, овец, верблюдов.
Ведущий.
Урал
В центре нашей страны расположен удивительный край- Урал. Природные богатства привлекали на Урал людей самых разных национальностей. И сейчас этот край остается одним из самых многонациональных в России. Например: башкиры. Название этого народа переводится как "волк-вожак". По древней легенде, именно волк был предком башкир - отличных наездников и стрелков.
Ведущий.
Западная Сибирь
Современная Западная Сибирь - самый заселенный район Сибири. Здесь проживают более 15 миллионов человек. Главным богатством западной Сибири это крупнейшее месторождение нефти, газа, угля. Настоящая кладовая!
Ведущий.
Говоря о Сибиряках, мы, подразумеваем не только русских, но и представителей других народов и народностей. Коренных народов Сибири около 3 десятков. Самые многочисленные - якуты, буряты, тувинцы. По всей Сибирской тайге расселились почти 25 тысяч эвенков. Алтайцы предпочитают горы. Ханты и манси издавна обитают на равнине между реками Обь и Енисей. А вот ненцы, секульпы хорошо приспособились к жизни в Тундре. Северные окраины дальневосточной земли населяют эскимосы, чукчи, коряки. Они добывают рыбу и морского зверя.
Ведущий.
Эвенков - называют "индейцы Сибири". Представители этого народа потомственные охотники, искусные следопыты и хотя численность не превышает 39 тысяч расселены эвенки от Восточной Сибири до Приморья.
Ведущий.
Самый многочисленный народ Сибири - якуты. Их насчитывается 380 тысяч. Занимаются разведением рогатого скота, охотой, рыболовством.
Ведущий.
Среди народов Сибири есть и совсем малочисленные - кеты. Их насчитывается не много более тысячи человек. Живут они в тайге. Похожи кеты на американских индейцев. Никто не понимает их языка.
Велика наша Сибирь, много в ней разных народов. Сохраняя свои языки и обычаи, они живут единой семьей, помогают друг другу.
2) Работа в группах.
Сегодня звучали слова: «народ», «нация», «национальность», «соотечественники», «патриотизм». Как вы их понимаете? А теперь давайте проверим значения этих терминов в словарях.
НАРОД - население определенной страны
НАЦИЯ - (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия
ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Вывод: Все живущие в России именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество. Независимо от того, к какому народу принадлежит житель Российской Федерации, он является ее полноправным гражданином.
Жители нашей страны – россияне. А вот за границей всех нас зовут русскими.
Просмотр видео с песней «Я русский» в исполнении певца Шамана.
Ученик читают стихотворение.
Мы – русские.
Работаем по-русски.
По-русски мы восходим в свой зенит.
По-русски переносим перегрузки,
И русской песней слава нам звенит.
Мы – русские.
В крови у нас не дремлет
Священный зов – работать и творить!
Еще не раз мы сможем эту Землю
гагаринской улыбкой озарить!
Грузины, белорусы, украинцы,
Узбек, казах, киргиз или якут -
Мы русские!
Не даром за границей
Нас всех сегодня русскими зовут!
3) Представление мини - проектов учащихся на тему «Многонациональная Россия»
Сейчас мы узнаем насколько многонациональна культура России. Вашему вниманию будут представлены групповые проекты учащихся.
А теперь узнаем о национальных блюдах разных народов.
Мультфильм от Русского географического общества о национальных блюдах разных национальностей России.
https://www.youtube.com/watch?v=dofIxymqwKA
Русский народ – представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Национальным языком русского народа является русский язык.
Русская кухня славится на весь мир своими многокомпонентными блюдами, маринадами. Россия ассоциируется с блинами, пирожками, солянкой, икрой, пельменями. Эти национальные блюда имеют богатое историческое наследие. Обычно обед состоит из трех блюд: первое, второе, третье (десерты и напитки).
Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег
Праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину.
В древнем Азербайджане существовал обычай: если прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь.
Национальные блюда Азербайджана принято дополнять щедрым набором специй. Душистые травы используются в огромном количестве. Это такие известные растения, как базилик, мята, укроп, петрушка.
У украинцев национальные блюда – борщ с галушками, пирожки с вишней, голубцы, драники со сметаной.
Приглашаем всех к столу отведать блюда многонациональной кухни.
Вернемся к нашей теме. Как вы думаете, можно ли нашу страну назвать единой? Почему?
Просмотр мультфильма короткого от Русского географического общества «Мелодии России».
Ребята, мы надеемся, что наша встреча, и разговор не пройдут для вас даром. Старайтесь быть добрее и внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или просто случайный прохожий. Старайтесь принимать других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас.
Ученик читает стихотворение:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
В завершении праздника ещё и с небывалой удалью давайте станцуем под мордовскую песню «Луганяса келуня», ведь мы с вами живём в Республике Мордовия, которая является частью России. Республика Мордовия, наша малая родина, тоже многонациональна: у нас проживают и русские, и татары, и мокша, и эрзя, и шокша, и украинцы, и белоруссы, и армяне, и грузины…
Звучит мордовская песня «Луганяса келуня». Все танцуют.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Россия-многонациональная страна"
Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Россия – многонациональная страна».Данный урок разработан и провед...
россия - многонациональная страна
Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.Задачи:Образовательные:актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакоми...
Россия - многонациональная страна
Урок по окружающему миру "Россия - многонациональная страна". Цели педагогической деятельности:расширить представления учащихся о России как о многонациональной стране....
Открытое внеурочное мероприятие посвященное Дню национальных культур по теме "Россия многонациональная страна.""Национальность евреи"
В рамках внеурочного мероприятия посвященного Дню национальных культур России Вашему вниманию представлена одна из национальностей проживающая на территории Р.Ф. -евреи.(Еврейский А...
Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...
Классный час "Россия - моя многонациональная страна!" для 1-4 классов.
Классный час "Россия - моя многонациональная страна!" для 1-4 классов....
Мы - многонациональная страна
классный час...