Методическая разработка "Методика сюжетно-ролевой игры в коррекционной школе"
методическая разработка

Подколзина Татьяна Алексеевна

Методика разработана для практического применения в коррекционных школах для детей с ОВЗ (инвалиды по слуху).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra-_metodika.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проведения сюжетно-ролевой игры с детьми с нарушением слуха.

«Игра – это огромное светлое окно,

 через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры и характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого, отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Сюжетная игра может строиться, как цепочка условных действий с предметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, как последовательность разнообразных событий.

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

  1. Выбор игры.
  2. Педагогическая разработка плана игры.
  3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
  4. Создание воображаемой ситуации.
  5. Распределение ролей.
  6. Начало игры.
  7. Сохранение игровой ситуации (сохранение у детей стойкого интереса к игре).
  8. Завершение игры.

Сюжетно-ролевые игры длительны по времени игры. Поэтому при организации игры нужно учитывать время проведения данного режимного момента (желательно во 2 половине дня).

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является целесообразный подбор игрушек и материалов, что создает «материальную основу игры», обеспечивает развитие игры как деятельности.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры:

  • Помните, что ведущий вид деятельности детей – это игра.
  • Изучайте теоретический и практический материал по формированию игры.
  • Выполняйте требования СанПин о режиме дня.
  • Планируйте игру так, чтобы в ней отражалась предварительная работа.
  • Создавайте условия для активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
  • Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
  • Обогащайте и пополняйте содержание игр.
  • Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем и сверстниками.
  • Придерживайтесь позиции в совместной игре «играющий партнер», «умеющий интересно играть».
  • Разнообразьте игровые замыслы сюжетно-ролевой игры.

  1. Определить тему, цель, задачи игры (например: «У врача»).

Цель: обогащать социально-игровой опыт детей по сюжету «У врача», расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры, их заботливом отношении к больным людям, побуждать к самостоятельному распределению ролей, развивать игровые умения по сюжету, развивать ролевую речь, побуждать развивать несложные игровые сюжеты с двумя, тремя ситуациями (берешь талон на прием, карту в регистратуре, врач выписывает рецепт, в аптеке покупаешь лекарства).

Задачи:

Обучающие. Учить раскрывать смысл профессии врача, закрепить названия медицинских инструментов, учить принимать на себя роли.

Развивающие. Закрепить знания социальных отношений, развивать игровой диалог, игровое взаимодействие, активизировать и расширять словарный запас.

Воспитательные. Прививать детям чувство благодарности человеку за его труд.

  1. Провести предварительную работу:
  • экскурсия в поликлинику, аптеку;
  • посещение кабинета врача в ОУ;
  • рассматривание иллюстраций, презентаций;
  • зарисовка увиденного;
  • рассказ воспитателя о профессии врача;
  • изготовление предметов-заместителей совместно с детьми;
  • приобретение атрибутов для игры;
  • словарная работа: пациент, поликлиника, температура, регистратуру, регистратор, врач-педиатр, врач-хирург, врач-офтальмолог, врач-стоматолог и др., медсестра, фонендоскоп, шпатель, шприц, жаловаться.

3. Заранее подготовить атрибуты к игре:

- халат и шапочка врача и медсестры;

- термометр, шприц, бинт, зеленка, вата, фонендоскоп, - карточки для пациента;

- бланки для рецептов;

- талоны на прием к врачу;

- лекарства, капли, витамины, спрей, мазь – предметы-заместители.

4. Структура занятия:

  1. Организационный момент:

Провести фонетическую ритмику, а потом обговорить название игры.

В. Будем играть. Как? А теперь подумайте и определите место для врача, медсестры, регистратора и пациентов. (Воспитатель или ребенок берет мел и очерчивает зоны игры.) Тут поликлиника (регистратура, кабинет врача, тут пациенты).

В. Договоритесь, кто кем будет. (Выбираются: врач, медсестра, регистратор и пациенты).

Д. Я буду врачом (медсестрой, регистратором, пациентом). А ты? (Ребята проговаривают сопряженно с каждым говорящим воспитанником пока не распределят все роли.)

В. Ребята, выберите кому что нужно для игры (на столе разложен нужный и лишний инвентарь, дети выбирают необходимые предметы в соответствии с ролью).

        На первом этапе воспитатель берет на себя одну из ролей, чтобы на своем примере показать соответствующие действия.

В. Играйте.

В. Поменяйтесь ролями. (Игра повторяется 2-3 раза.)

Приложение:

Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре «Поездка на автобусе в поликлинику» для детей с нарушением слуха.

Описание: данный материал рекомендуется воспитателям дошкольных групп коррекционных школ.
Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевым играм.
Задачи:
-Образовательные: Создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, выбравшими определенные роли.
-Развивающие: закрепить умения вести диалог, играть большой группой.
-Воспитательные: формировать дружеские взаимоотношения в игре.
Игровые роли: врач, медсестра, водитель автобуса, мама, папа, бабушка, дедушка. (зависит от количества детей).
Оборудование: костюмы врача, медсестры, водителя автобуса, кондуктора, атрибуты для игры, грамматические конструкции на доске.

Ход игры:

I. Фонетическая ритмика. (Проводится в начале любого занятия в коррекционном учебном заведении для неслышащих детей.)
татаТУ татаТУ
ТАту, таТУ, тутуТУ.


           Во время фонетической ритмики идёт работа над ритмом и темпом речи. Воспитателем отрабатывается ритмичное проговаривание данного материала при одновременном притопывании, прихлопывании, приседании и т.д.
II. –Ребята, сегодня мы будем играть.(детям предлагаются на выбор три таблички «будем играть», «будем рисовать», «будем лепить». Дети выбирать нужную табличку.)
-Мы сегодня на автобусе поедем в поликлинику.
Выбор ролей. Перед детьми лежат бейджики.
Первый ребёнок: Я буду изображать врача.(Берёт нужный бейджик)
Все дети повторяют: Дарина будет изображать врача. (Таким образом, каждый ребенок выбирает роль и проговаривает свои действия)
          Каждый ребенок согласно выбранной роли одевает костюм.
Затем с детьми обговариваем, где будет располагаться поликлиника и автобус.
       Строим поликлинику и автобус. Расставляем нужные для игры атрибуты.
       Водитель автобуса берёт руль, кондуктор – кондукторскую сумку.                                          

      На столе у врача карточки больных, градусники, шпатель для осмотра горла и т. д.

       На столе у медсестры шприцы и прочее медицинское оборудование.
       На доске висят грамматические конструкции. (Для наших детей характерны аграмматизмы, для этого дети пользуются готовыми грамматическими конструкциями).

Для врача:
-Добрый день!
-Что у вас болит?
-Покажите язык (руку, горло, ногу,…)
-Встаньте, я вас послушаю.
-Дышите, не дышите.
-У вас горло красное, надо лечить.
-У вас высокая температура.
-Возьмите рецепт, купите лекарства в аптеке.
- До свидания!

Для больного:
-Здравствуйте!
-У меня болит горло (рука, нога,…)
-У меня высокая температура. Болит голова.
- Хорошо, я куплю лекарства.
-До свидания.

Для водителя автобуса:
-Проходите, двери закрываются. Будьте осторожны.
-Следующая остановка «Поликлиника»
-Осторожно, двери открываются.

Для кондуктора:
-Уважаемые пассажиры, занимайте места в автобусе.
-Уступайте места пожилым людям.
-Держитесь за поручни.
-Покупайте билеты. Стоимость проезда 15 рублей.
-Вам сколько билетов надо?
-Возьмите билет.

Для пассажиров:
-Мне нужен один билет.
-Возьмите деньги.
-Как называется следующая остановка?
-Я выхожу на остановке «Поликлиника».

          Все дети занимают свои места согласно выбранным ролям. Врач и медсестра идут в кабинет и начинают готовиться к приёму посетителей. Водитель и кондуктор садятся в автобус и едут по маршруту «Гараж-Больница». Остальные сначала изображают пассажиров, садятся в автобус, покупают билеты, интересуются, когда будет нужная им остановка.
Потом все идут в поликлинику, занимают очередь к врачу. Каждый заходит на прием к врачу, объясняет с какой проблемой он пришёл к врачу.

          Врач внимательно слушает пациентов, записывает их жалобы, выписывает рецепты и дает направления на лечение к медсестре. При необходимости некоторые пациенты идут к медсестре (чаще бывает, что они все идут к ней на лечение).

          Дети очень активные во время сюжетно-ролевых игр и по ходу игры придумывают сами сюжет: может случится у кого-то из пассажиров (во время поездки на автобусе) приступ и срочно по телефону вызывают врача. Врач по вызову со своим чемоданчиком быстро прибывает на место происшествия. Или во время ожидания в очереди кому-то из ожидающих становится плохо и среди остальных идёт разговор о том, что надо пропустить его без очереди.
             Следующий неожиданный сюжет, который дети сами же придумывают, поломка автобуса. (Водитель достает инструменты и чинит автобус или колесо, а кондуктор успокаивает пассажиров.)
            Автобус постоянно курсирует по своему маршруту. Больные после посещения поликлиники на автобусе отправляются домой. (Не все сразу, а по одному).

            После посещения врача дети играют по привычному для них сценарию «Дом –семья».
            Во время всех диалогов дети постоянно пользуются грамматическими конструкциями. Также во время игры допускается меняться ролями.

III. Итог занятия:
– Ребята, во что мы сегодня играли?
– Вам понравилось играть?
- Кого вам больше понравилось изображать?
В следующий раз мы будем играть в ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно-ролевого урока по легкой атлетике для учащихся 1-4 классов по предмету: "Физическая культура"

Сюжетно-ролевой урок направлен на формирование интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждение их активной деятельности, получение сведений об истории возникновения и развитии легк...

методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида

Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....

Методическая разработка в 3 «г» классе коррекционной школы

Методическая разработка по теме "Формирование поведенческих и речевых навыков у детей с задержкой психического развития"...

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра в средней группе"

В данной работе представлено полноая разработка по игре для средней группы....

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида...

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"...