Папа, мама и я – вместе читающая страна!
план-конспект занятия (4 класс)

Газизова Диляфруз Мирхатовна

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия воспитательного характера, ведь воспитание будущего читателя - одна из актуальных проблем современной педагогики. 

Методическая разработка посвящается для высокой степени заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции, раскрывает вопросы как  умение делать выводы в результате совместной работы с родителями и с детьми и с целью приобщения детей и родителей к чтению. Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена  для начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Газизова Диляфруз Мирхатовна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старокурмашевская основная общеобразовательная школа»

Актанышского муниципального района, Республики Татарстан

Методическая разработка внеклассного мероприятия воспитательного характера, ведь воспитание будущего читателя - одна из актуальных проблем современной педагогики

Тема: « Папа, мама и я – вместе читающая страна!»

Методическая разработка посвящается для высокой степени заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции, раскрывает вопросы как  умение делать выводы в результате совместной работы с родителями и с детьми и с целью приобщения детей и родителей к чтению. Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена  для начальных классов.

Цель: Развитие семейного интереса к чтению и книге, поддержка высокого престижа чтения в сознании родителей и их детей.

Основные задачи: - формирование читательской культуры, устойчивой потребности в чтении, любви к книге;

- привлечь родителей к активной поддержке детского чтения, помочь им построить семейный досуг;

- привлечь детей и родителей к чтению;

 - изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;

 - развивать творческие способности;

Оборудование: на слайде  высказывания о книгах, пословицы, видео,  рисунки учащихся, карточки с заданиями, столы расставлены полукругом;

Организационный момент.

1.Вступительное слово учителя. Здравствуйте, добрый день, дорогие мамы, папы и  наши маленькие читатели. Сегодня мы собрались с вами, чтобы получить положительный заряд, красиво мыслить, общаться, ответить на волнующие нас вопросы. Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг. (Слайд) «Всем хорошим я обязан книге». Ведь недаром говорят : «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Ведущий. Просто отлично, что мы сегодня вместе с родителями. Ведь  желание вникнуть в интересы своего ребенка и разделить с ним радость общения с друзьями и хорошей книгой – это просто супер!

Учитель. Я думаю, что невозможно жить в мире без книги. Через книги мы изучаем жизнь, получаем знания. Потому что в них сосредоточено много сокровищ разума. Ребята, когда вы были маленькими, когда вы ходили ещё в детский сад, и не умели читать, ваши родители читали вам вслух сказки, и вы вместе с ними выучивали стихи на утренники. Ведь именно ваши родители первыми познакомили вас с волшебным миром книг. А сегодня,  будущий уже большими вы знакомы разными книгами, разными героями, которые вы сами познакомились после самостоятельного чтения. Читая книги, мы получаем знания, размышляем, учимся жить. Никакие компьютеры и телевизоры не могут заменить это сокровище. И наверняка есть любимые герои книг, на которых вы хотели бы быть похожими. Да, да! Мы берем пример с героев книг или стараемся не походить на некоторых из них.

Ведущий. Конечно же сегодня нас  ждёт интересные встречи, с разными книгами,  интересными персонажами. А для того, чтобы наша встреча прошла более интересной, мы проведем её в форме игры. И эта игра называется  « Папа, мама и я – вместе читающая страна!» Каждый ученик вместе со своими родителями составляет одну команду. И занимают своё место (5 команд), а так же жюри.

Условия игры. В игре 7 этапов. Каждый этап будет оцениваться по-разному в зависимости от задания. На каждое задание отводится определённое количество времени. Одни задания выполняются участниками одновременно, другие – друг за другом.

Ученик.  (Музыка)

Все девчонки и мальчишки

Очень любят читать книжки.

Ведь читать их интересно,

Для развития полезно.

Книги разные бывают:

Веселят и поучают;

И с картинками, и без;

Про моря, волшебный лес.

И сегодня, в праздник книги,

Вам скажу я без интриги:

Если с книжкой с детства дружишь,

В жизни многое заслужишь.

Ведущий. Книга-единственная машина времени, созданная человеком. Хоть безжизненный-живет, хоть немой –говорит. Ведь не зря говорят: «Книга подобна воде- дорогу пробьёт везде». Наверное, вы тоже согласны со мной.  В жизни человека книги играют важную роль. И сейчас мы попытаемся это доказать.

Первый ученик. Занятия книгами украшают детство, насыщают молодость, поднимают настроение старости, украшают счастье, служат прибежищем и утешением в случае несчастья, радуют. Читая, размышляя, человек может развлечь себя и не даёт грустить.

Второй ученик. Книга развивает наше мышление и фантазию. Лучше можем фантазировать.

Третий ученик. Книга делает нас грамотными, более интересными людьми. Благодаря книге мы становимся грамотными, всезнайками.

Четвёртый ученик. Книга сопровождает нас всю нашу жизнь. Даст нам свои хорошие советы. Читая книги, мы многому учимся. Он учит отличать хорошее от плохого.

Пятый ученик. Уроки истории, изложенные в книгах, помогают не только узнать прошлое, но и понять современную жизнь и выбрать свой путь в будущем.  Книга расширяет наш кругозор. Из книги мы можем узнать нашу историю, историю других народов и историю других стран.

Учитель. Ребята, вы молодцы. Вот мы доказали, какую важную роль играет книга в нашей жизни.  Итак, сегодня в конкурсе нам тоже поможет книга. Открываем первую страницу нашей волшебной книги, которая поведёт нас по игре. (Слайд). А кто знает историю создания книги.

Итак ребята, первая наша игра называется   «Историческая» страница. (Слайд). Эта игра ориентирована на внимательность. (Просмотр видео) “Первая печатная книга”. После просмотра каждая команда выбирает задание и отвечает ). Пока команды готовятся ученик читает стихотворение.

Ученик. (музыка)

Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг –

И, глядишь, уже дряхлый старик.

1 задание.  Какие своеобразные книги вы увидели.  (Это рисунки древних людей на стенах пещер. На стенах храма в Фивах (Египет) высечена летопись, каменные страницы которой достигают 40 метров в ширину и т.д.)

2 задание. Как и где писали в старину? (Писали в старину книги на бересте – коре берёзы, а в Египте на папирусе. Писали и острым камнем, и металлическими палочками, и кукурузными стеблями, и глину, и гусиными перьями).

3 задание. Когда на Руси  появилась первая печатная книга? (Первая печатная книга на Руси появилась в 1564 году. Иван Федоров больше десяти лет работал над созданием типографии, затем целый год печатал свою первую книгу – «Апостол».)

4 задание. Кто писал первые древнерусские книги (Первые древнерусские книги писали летописцы (самый известный Нестор). Дело было нелёгким, летописец часто стоял на коленях и выводил буквы. Первая буква, как правило, писалась красной краской, украшалась цветами, изображением голов необыкновенных животных (отсюда и выражение «писать с красное строки»). Чтобы книга дольше сбереглась, титульная страница часто была из шкуры, украшалась драгоценными камнями.)

5 задание. Как называется первая печатная книга, напечатанная на Руси? (11 марта 1564 года, 455 лет назад, была напечатана первая точно датированная русская книга «Апостол»).

Ведущий. И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Федоров и его помощники стали выпускать первые печатные книги. (Слайд)

Ученик. (музыка )

И вот, наконец, наступил этот

срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга стократ,

И был человек очень этому рад.

Итак, уважаемые участники, пришло время открыть вторую страницу нашей игры. И она называется «Народная мудрость».  (На слайде пословицы. Нужно их закончить.)

Ученик. (музыка)

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Ведущий. Есть такая народная мудрость: “Меткое слово, находчивый ум”. Это выражается в пословицах и поговорках. Благодаря им, мы становимся мудрее. Люди придумали очень много пословиц о книге. Вы готовы?

Хорошая книга – лучший друг

Кто много читает, тот много знает.

Книги читать - скуки не знать.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Дом без книги – что день без солнца.

Книга - лучший подарок.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

С книгой поведешься — ума наберешься.

С книгой жить — век не тужить.

Книжка — лучший товарищ.

Ведущий. Пришло время открыть третью страницу нашей волшебной книги.   И она называется  «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».  (Слайд). Это было домашним заданием. Каждая команда покажет инсценировки из сказки. Оценивание по 5-ти бальной шкале.

Ведущий. Каждая команда старается показать себя с лучшей стороны. Что интересно, у них отлично получается! Четвёртая страница нашей игры «Отгадай-ка»  (Слайд). Желаем всем удачи! (Команды получают карточки с фразами, взятыми из прочитанных ими произведений. Необходимо указать название произведения и автора).

-Шля-шля-шляпа, она живая! (“Живая шляпа”, Н. Н. Носов)

-Надо так давать, чтобы можно было взять. (“Синие листья”, В. Осеева)

-Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься? («На горке» Н. Н. Носов)

- Куда идём мы с Пятачком-

Большой, большой секрет. ( «Песенки Винни-Пуха», Б.Заходер)

-Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, и румяней и белее?» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,  А.С.Пушкин)

-Ты опять заснёшь, Николенька, - говорит мне маман ( «Детство», Л.Н.Толстой)

Ведущий. Для участия в следующем конкурсе, участникам нужно вспомнить как можно больше детских писателей и поэтов. Кто больше напишет фамилий за одну минуту – та команда и побеждает. Пишут родители, а дети помогают. Это пятая страница нашей волшебной книги и называется она «Вспомни и напиши». (Слайд). (За каждый правильный ответ 1 балл).

Ведущий. Команды! Вы отлично справляетесь с заданиями! Я с вами горжусь! И предлагаю вам путешествие в “Музей” и открываю шестую страницу нашей волшебной книги. (Слайд). Люди всегда любили путешествовать. Когда они попадают в незнакомый город, то стараются побольше  узнать об этом месте. А лучше это сделать, посетив музеи. Я тоже приглашаю вас, мои друзья, посетить музей. Я буду называть вам разные предметы, а вы будете угадывать, кому принадлежит этот предмет, из какого произведения и автор)

  1. Большая голубая шляпа. (Незнайка, Н. Носов, «Незнайка в солнечном городе».)
  2. Сети, невод. (Старик,  А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
  3. Лоханка. (Мальчик, Л.Н.Толстой, “Старый дед и внучек”)
  4. Зеркало. (Царица-мачеха,  А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
  5. Цветик-семицветик. (Девочка,  Валентина Катаева  «Цветик-семицветик»)
  6. Телефон- автомат. (Чебурашка, Э. Успенский “Крокодил Гена и его друзья”)
  7. Аленький цветочек. (Чудище, С.Т.Аскаков, “Аленький цветочек”)
  8. Чемодан. ( Профессор,  Е.С.Велтистов, “Приключения электроника”)
  9. Мочалка – (Мальчик, К.Чуковский - «Мойдодыр»)

Ведущий. Мы открываем последнюю, седьмую страницу нашей волшебной книги. Она называется «Домашняя библиотека». (Слайд) В каждой семье есть хотя бы книжная полка с любимыми книгами, а может целый книжный шкаф. Так какие книги там лежат. Может среди них есть самые любимые. Сейчас узнаем. (Командам раздаются карточки с названиями книг, надо вспомнить фамилию автора книги и вписать её в карточку. За каждый правильный ответ 1 очко. Время – 3 минуты.)  

«Доктор Айболит» -/Чуковский К.И/

«Золотой ключик или приключения Буратино» - /Толстой А.Н/

«Каштанка» - /А. П. Чехов/

«Парус» - /М. Ю. Лермонтов/

«Заплатка» - /Н. Н. Носов/

«Серая шейка» - /Мамин-Сибиряк Д.Н/

«Аленький цветочек» - /Аксаков С.Н/

«Приключения  капитана Врунгеля» - /Некрасов А/

«Конёк-горбунок» - /Ершов П.П/

Ведущий. Дорогие ребята и родители, вы были настоящей командой и справились со всеми заданиями! Что помогло вам справиться с ними? А теперь, дорогие мои, нас ждут награды.

Уважаемые родители и юные читатели. В нашей волшебной игре нет победителей и побежденных. Есть только любовь к книге.  Ведь друг друга поддерживать — победу одерживать. (Слайд) Пусть у этой игры будет продолжение. Продолжение в семейном кругу. И пусть всегда к вам на помощь приходит книга.  Пусть в ваших сердцах пробуждается интерес к книге, к чтению, гордость за то, что вы много читаете. Будьте близким другом книги, любите ее и цените! Будьте дружелюбны и отзывчивы друг к другу. Но мы все же определим по баллам самую читающую семью.

Награждение («Самая находчивая семья», «Самая дружная», «Самая веселая семья”, «Самая умная семья», «Самая читающая семья”). Родители получают памятку «Советы для родителей»

Литература и ресурсы:

https://mylandrover.ru/crash-tests-car/ura-nedelya-detskoi-knigi-knizhnay -galaktika-scenarii.html         

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/09/den-materi 

https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2016/04/09/tsikl-stihotvoreniy-o-knigah 

 https://allposlovicy.ru/kniga/ 

https://www.uchmet.ru/library/material/272652/142527/ 

https://dynalib.ru/druzya/poslovicy-o-druzhbe-3-klass.html 

Учебник Литературное чтение 2 класс, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение» 2019

Учебник Литературное чтение 3 класс, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение» 2019

Учебник Литературное чтение 4 класс, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение» 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Папа, мама, я - читающая семья"

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».Цель:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей ...

"Папа, мама, я - читающая семья!"

Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, ш...

Папа, мама и я- читающая семья.

Библиотечный конкурс....

Внеклассное мероприятие "Папа, мама, школа, я - вместе дружная семья"

Данное мероприятие – заключительный этап проекта. В рамках этого проекта детьми были проведены исследования: «Моя родословная», «Моя фамилия», «Мое имя». Также учащиеся писали сочинения: «Моя семья», ...

Проект "Папа, мама, я - читающая страна"

Цель пректа: содействовать пробуждению интереса к семейному чтению у родителей и детей.Задачи: изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;расширить социальное партнерство, привлечь д...

Литературная викторина «Папа, мама и я- самая читающая семья»

Данное мероприятие спланировано для учащихся 2 класса, где я являюсь преподавателем и классным руководителем. Главная задача данного мероприятия привлечь родителей к общественной деятельности в школе,...