«Педагогическая диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности».
план-конспект занятия (3 класс)

Заикина Арина Вячеславовна

«Педагогическая диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zadanie.docx43.89 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное задание
«Педагогическая диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности».

Цель индивидуального задания на практику состояла в выявлении уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности.

Педагогическая практика проходила в одном классе – 3 «В» МБОУ «Гимназия № 21» г. Кемерово. Общая численность детей, участвовавших в диагностике - 26 человек.

На основании анализа научной литературы были взяты следующие критерии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте:

умение грамотно поставить вопрос – активное сотрудничество в процессе поиска и сбора информации; полное, точное и грамотное выражение своих мыслей с учетом целей, задач и условий коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

способность разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его воплощение; организация деятельности партнера и управление его поведением – контроль, оценка, коррекция его действий;

Для определения уровня развития по выделенными критериями были использованы следующие методики:

  • Методика «Узор под диктовку» Г.А. Цукерман
  • Методика «Кто прав» Г. А. Цукерман

На основе этих критерий были выделены уровни развития коммуникативных умений: высокий, низкий и средний.

Высокий уровень: дети с наиболее высоким уровнем развития коммуникативных умений. Это общительные, не конфликтные и не застенчивые дети. Они знают правила общения, принятые в обществе, и применяют их на практике. Проявляют интерес к своим товарищам, отзывчивы. Умеют поддержать общий разговор.

Средний уровень: в основном дети с недостаточно устойчивыми положительными взаимоотношениями, но в общем доброжелательные, общительные. Однако, помогают педагогу или товарищам только по их просьбе. Не всегда могут поддержать общий разговор, не обязательны.

Низкий уровень: отсутствует или низкий уровень развития как коммуникативных умений, так и нравственных представлений. Дети нарушают правила поведения, наиболее выражены конфликтные отношения со сверстниками, трудности в общении. Не умеют поддерживать общий разговор, равнодушны.

Методика «Узор под диктовку» Г.А. Цукерман – Цель: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, а также планирующая и регулирующая функция речи, что позволяет определить продуктивность совместной деятельности, умение договариваться в решении поставленной проблемы, умение задавать вопросы для решения проблемы, умение осуществлять способы взаимного контроля в осуществлении деятельности. Для этого двое детей садятся напротив друг друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому - фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй - действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор.

Методика «Кто прав» Г.А. Цукерман – Цель: выявление уровня развития умения различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, умение обосновывать собственное, проявлять доброжелательность. дает представление об уровне умения учитывать мнение собеседника, слышать собеседника, решать конфликты. Метод оценивания: беседа. Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы. Качественная интерпретация результатов позволяет сделать заключение о возможностях разрешения ситуации при выборе одной из двух позиций.

По вышеописанным методикам был определен уровень развития коммуникативных навыков. В каждой методике ответы детей подразделялись на три уровня – высокий, средний и низкий. По результатам обследования были получены следующие данные.

Исследование по методике «Узор под диктовку» показало, что высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий характерен для 33% (9 человек) испытуемых. Обучающиеся умеют успешно сотрудничать друг с другом, правильно ставить вопросы и четко грамотно излагать свои мысли, рисунки получились одинаковыми. Однако, больше половины детей – 51% (13 человек) не умеют договариваться в выполнении задания, не умеют ставить цели и совместно достигать их. Выполнить действие они смогли не с первого раза, при помощи педагога. У кого-то из обучающихся не получалось объяснить, как нужно делать, а кто-то просто не мог понять, как нужно делать и прекращал упражнение не окончив, показывая тем самым низкий уровень развития учебных действий характерный для 16 % (4 человека) детей. Визуально результаты представим на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели сформированности совместных действий и активное сотрудничество в выполнении задания

Данные, полученные посредством методики «Кто прав» Г.А. Цукерман позволяют заключить, что дети не умеют встать на точку зрения другого. Для них характерно признание единственно возможной позиции, это позиции, они не готовы принимать две точки зрения – иная точка зрения воспринимается как неправильная – 51 % (13 человек) ответов. Средний уровень, здесь обучающие допускали существование иной точки зрения, но не могли обосновать, почему именно такой ответ они выбирают– 44 % (11 человек) от ответов испытуемых. Наконец, высокий уровень, когда дети смогли сформулировать поведение в конфликтной ситуации, согласиться и принять мнение другого, отразился лишь у 5 % (2 человека) испытуемых. Данные полученные в результате применения данной методики отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели сформированности способности идентифицировать проблему, принять точку зрения и выбрать необходимую стратегию поведения в конфликте

Из проведенных методик следует вывод, что у немногих детей коммуникативные универсальные учебные действия сформированы на высоком уровне – они умеют ставить цели, умеют критически мыслить и решать возникшую перед ними задачу, умеют договариваться и реализовывать действия сообща.

Средний уровень имеет большая часть детей. Это проявляется в том, что дети стараются договариваться, выполнять совместно задания, однако, в большинстве своем не могут критично подойти, допускают много ошибок и не приходят к совместным действиям или могут достичь результата при помощи преподавателя.

Наконец, еще есть небольшая часть детей, кто имеет низкий уровень – эти дети не справляются с заданием, не могут реализовать его, не способны выполнять совместные действия, договариваться и ставить совместные цели. Они категоричны в суждениях, не готовы критически мыслить и принимать иную позицию.

Из результата диагностики вытекает необходимость формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья о  коммуникативных умениях у младших школьников и виды деятельности для их формирования...

Диагностика уровня сформированности коммуникативных и регулятивных УУД

Диагностика уровня  сформированности коммуникативных и регулятивных УУД...

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Выявление уровня сформированности умений и знаний младших школьников при написании выборочного изложения

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАПИСАНИИ ВЫБОРОЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ...

Диагностика уровня сформированности алгоритмических навыков у младших школьников

Диагностика уровня сформированности алгоритмических навыков у младших школьников                  Чтобы понять...