Рабочая программа Школа светофрных наук
рабочая программа
Рабочая программа Школа светофрных наук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_program.shkola_svetofornyh_nauk.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Школа светофорных наук», является модифицированной. Программа составлена на основе программы воспитания внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» (Т.И.Янчикова).
Актуальность Программы определена тем, что одной из приоритетных целей является создание условий, обеспечивающих развитие новых социальных ролей, обучающихся как участников дорожного движения, их культуру поведения на дорогах и улицах, необходимую для устранения опасных ситуаций, формирование личностных качеств и общекультурных компетенций.
Новизна заключена в том, что Программа включает в себя знакомство с правилами дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
Цель Программы: сформировать навыки дорожной безопасности младших школьников; создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи Программы:
Образовательные:
- познакомить школьников с азами дорожной безопасности и историей возникновения транспортных средств;
- систематизировать и обобщить знания учащихся о видах дорожных знаков, их назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования общественным транспортом и езды на велосипеде ;
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно выполнять правила дорожного движения.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и мотивацию учащихся;
- расширять кругозор учащихся.
Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, гуманизации, демократизации и патриотичности:
- принцип единства гуманизации и демократизации образования, обеспечивающий каждому ребёнку право на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе;
- принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для младших школьников идентификации себя с Россией, городом, народом своего края;
- принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
- принцип природосообразности – учитывающий возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей, выражающийся в образовательной деятельности с доминирующими творческими началами.
Программа предназначена для обучающихся начальной школы с 1 по 4 класс, рассчитана на 135 часов, из них – 33 часа на первый год обучения и по 34 часа на второй, третий и четвёртый годы обучения. Курс предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям, так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками.
В результате реализации Программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеурочной деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
- применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:
- знанию и соблюдению правил дорожного движения ;
- знать основные дорожные знаки;
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и анализировать происходящее на дороге;
- соблюдать правила дорожного движения благодаря своей осведомленности о знаках;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускник научится:
- сотрудничать со своими одноклассниками и приходить к общему решению;
- формулировать свою точку зрения и уважать чужую ;
- осуществлять взаимопомощь.
Выпускник получит возможность научиться:
- слышать не только свое мнение, но и чужое;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
Требования к знаниям и умениям.
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- Дорожные знаки (основные для пешеходов);
- Для чего нужна дорожная разметка;
- Функции светофора;
- Элементы улиц и дорог;
- Кто такой регулировщик и его сигналы;
- Правила для пешеходов и водителей транспортных средств;
- Виды перекрёстков и правила разъезда на них;
- Какая идет ответственность за нарушение правил;
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- Руководствоваться правилами поведения и передвижения на тротуаре, проезжей части, перекрестках;
- Пользоваться сигналами регулировщика, когда отсутствует светофор;
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
- Правила движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках;
- Правила движения для велосипедистов и группы велосипедистов, основные части велосипеда;
- Дорожную обстановку на маршруте, определяя опасные для движения места;
- Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда;
- Приёмы безопасного падения;
- Правила дорожного движения;
- Как переходить проезжую часть дороги в разное время года.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
- Передвигаться в группе велосипедистов, следуя ПДД;
- Определять опасные места для движения;
- Применять знания ПДД;
- Как переходить проезжую часть дороги в разное время года.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:
- Правила поведения в транспорте.
- Безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
- Состав и назначение автоаптечки;
- Классификацию возможных травм и первую доврачебную помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
- Как обрабатывать раны и способы остановки кровотечения;
- Виды перевязочных средств и правила наложения повязок;
- Правила транспортировки пострадавших;
- Виды переломов, растяжения, вывихов, правила оказания первой помощи.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:
- Применять правила поведения в транспорте;
- Обрабатывать раны и применять способы остановки кровотечения пострадавшим;
- Накладывать перевязочные средства пострадавшему;
- Оказывать первую помощь пострадавшим при переломах, растяжениях, вывихах.
К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны знать:
- Наиболее безопасные пути передвижения;
- Как передвигаться пешеходам по тротуару и обочине;
- Общие правила перехода улиц и дорог;
- Где находятся места, предназначенные для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках;
- Правила пользования общественным транспортом и правила поведения на улице вблизи транспортных средств;
- Названия и предназначения дорожных знаков для пешеходов и водителей.
К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны уметь:
- Применять знания правил перехода улиц и дорог;
- Применять правила пользования общественным транспортом и правила поведения на улице вблизи транспортных средств;
- Применять дорожные знаки при передвижении на проезжей части.
Программа «Школа светофорных наук» способствует формированию у обучающихся следующих качеств личности:
- Внимательность;
- Вежливость;
- Рассудительность.
Формы учёта знаний, умений.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (викторины, наблюдения, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, проблемный, проектный.
Программа предусматривает использование активных форм обучения: занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие-исследование, занятие-викторина.
В ходе прохождения Программы обучающиеся посещают экскурсии. Основные виды работ, предусмотренные при изучении курса: работа в группах, работа в команде, индивидуальная работа, беседа, рисование, викторина, игры.
Изучение курса завершается проведением тестирования по ПДД, тематическим праздником.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Понятие об участниках дорожного движения | 17 | 7 | 10 |
1.1 | Правила поведения на тротуаре. | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Дорожные знаки. | 3 | 2 | 1 |
1.3 | Дорожная разметка. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Светофор трёхглазый. | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Элементы улиц и дорог. | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Сигналы регулировщика. | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Игра «Наш друг Светофор». | 4 | 4 | |
2. | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах | 16 | 7 | 9 |
2.1 | Дорога – не место для игр. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Сказка «Волшебная горка». | 3 | 3 | |
2.3 | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. | 3 | 2 | 1 |
2.4 | Игра «Я – пешеход». | 4 | 1 | 3 |
2.5 | Виды перекрёстков и правила разъезда на них. | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Ответственность за нарушение правил. | 2 | 2 | |
Итого: | 33 | 15 | 18 |
2 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста | 14 | 6 | 8 |
1.1 | Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. | 4 | 4 | |
1.2. | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. | 3 | 2 | 1 |
1.3 | Правила движения для велосипедистов. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Порядок движения группы велосипедистов. | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. | 3 | 2 | 1 |
2. | Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения | 5 | 3 | 2 |
2.1 | Назначение основных частей велосипеда. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения. | 3 | 2 | 1 |
3. | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта | 15 | 5 | 10 |
3.1 | Сказка «О правилах дорожного движения». | 4 | 4 | |
3.2 | Изучение правил дорожного движения. | 3 | 2 | 1 |
3.3 | Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. | 3 | 1 | 2 |
3.4 | Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?». | 5 | 2 | 3 |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
3 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Мы – пассажиры, обязанности пассажира | 10 | 3 | 6 |
1.1 | Правила поведения в транспорте. | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Закрепление правил поведения в транспорте. | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Переход дороги с разным средством передвижения. | 4 | 2 | 2 |
2. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | 24 | 12 | 12 |
2.1 | Состав и назначение автоаптечки. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии | 3 | 2 | 1 |
2.3 | Обработка ран и способы остановки кровотечения. | 3 | 2 | 1 |
2.4 | Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. | 3 | 2 | 1 |
2.5 | Правила транспортировки пострадавших. | 3 | 2 | 1 |
2.6 | Закрепление правила транспортировки пострадавших. | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Переломы. Растяжения. Вывихи. Оказание помощи. | 4 | 2 | 2 |
2.8 | Игра «Скорая помощь». | 4 | 0 | 4 |
Итого: | 34 | 15 | 18 |
4 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта | 14 | 8 | 6 |
1.1 | Дорога в школу. Наиболее безопасные пути учащихся в школу (разбор конкретных маршрутов). | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар газон. | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Общие правила перехода улиц и дорог. | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках. | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Правила пользования общественным транспортом. Правила безопасного поведения на улице вблизи транспортных средств. | 4 | 2 | 2 |
2. | Дорожные знаки | 14 | 5 | 9 |
2.1 | Название и предназначение дорожных знаков. Группы дорожных знаков | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Изготовление знаков «пешеходный переход», «Внимание, дети», макетов перекрестков с разметкой. | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Изготовление на картоне дорожных знаков (написать название и значение). | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Экскурсия на специальный участок, организации движения и ознакомления с работой инспекторов ГИБДД. | 4 | 1 | 3 |
2.5 | Организация дорожного движения в г.Новокузнецк. Выделение опасных участков дорого в г.Новокузнецк. | 3 | 1 | 2 |
3. | Тестирование по правилам дорожного движения | 6 | 3 | 3 |
3.1 | Подготовка к тестированию по ПДД. | 3 | 3 | |
3.2 | Тестирование по ПДД. | 3 | 3 | |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Раздел 1. Понятие об участниках дорожного движения. (17 ч)
1.1. Правила поведения на тротуаре. (2 ч)
Теория. Понятия: пешеход, тротуар, разделение тротуара, правила поведения.
Вопросы. Как нужно себя вести на тротуаре? Могут ли машины ездить по тротуару? Отделен ли тротуар от дороги?
Практическое занятие. Викторина «правила поведения на тротуаре».
Разыгрывание показательных сценок по правильному поведению на тротуарах.
1.2 Дорожные знаки. (3 ч)
Теория. Понятия: дорожные знаки, классификация дорожных знаков.
Вопросы: Важны ли знаки дорожного движения? Какие важны больше? Какие самые часто встречаемые знаки? Разделяются ли знаки для пешеходов и водителей?
Практическое занятие: Учащимся предлагается записать и закрасить знаки дорожного движения, завести личную тетрадь каждым учащимся, в которой будет классификация всех знаков.
1.3 Дорожная разметка. (2 ч)
Теория. Понятия: разметка, дорожная разметка.
Вопросы. Каким цветом бывает? Что разделяет? Зачем нужна дорожная разметка?
Практическое занятие. Зарисовка дорожной разметки.
1.4 Светофор трёхглазый. (2 ч)
Теория. Понятия: светофор, виды светофора.
Вопросы. Почему светофор называют «трехглазым»? Какие в нем цвета составляют светофор? Какой цвет обозначает? Каким светофор был раньше? Чем отличается трамвайный светофор от автомобильного? Если нет светофора, кто регулирует движение?
Практическое занятие. Сценка «Как светофор регулирует движение?». Зарисовка светофора по цветам.
1.5 Элементы улиц и дорог. (2 ч)
Теория. Понятия: Проезжая часть, пешеходная дорожка, пешеходный переход, подземный переход, шоссе, трамвайные пути, обочина и кювет, парковочное место.
Вопросы: Для чего нужны трамвайные пути? Где они находятся? Чем отличается проезжая часть от пешеходной? Что такое «зебра» и какие у нее цвета?
Практическое занятие. Зарисовка картины с выделением тротуара, обочины, пешеходной зоны, парковки.
1.6 Сигналы регулировщика. (2 ч)
Теория. Регулировщик, сигналы, жесты регулировщика.
Вопросы. Кто такой регулировщик? Кого он может заменять?
Практическое занятие. Инсценировка «Я регулировщик».
1.7 Игра «Наш друг светофор» (4 ч)
Практическое занятие. Учащиеся в двух группах пишут рассказ о том, как помогает светофор пешеходам(1ая группа) и машинам(2ая группа).
Раздел 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. (16 ч)
2.1 Дорога – не место для игр. (2 ч)
Теория. Понятия: Дорога, правила дорожного движения.
Вопросы. Что нельзя делать на дороге? Почему нельзя играть на дороге? Зачем соблюдать правила дорожного движения?
Практическое занятие. Дети закрашивают цветными карандашами то, что может быть на дороге (машины, светофоры, общественный транспорт), а то, чего быть не может (гуляющие дети, взрослые, игрушки) остается бесцветным.
2.2 Сказка «Волшебная горка». (3 ч)
Практическое занятие. Лепка «волшебных горок». Создание макета « лежачий полицейский на проезжей части».
2.3 Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. (3 ч)
Теория. Понятия: Транспортное средство, пешеход, водитель.
Вопросы. одинаковы ли правила для пешеходов и водителей? какие вы знаете правила для пешеходов? какие вы знаете правила для водителей?
Практическое занятие. Работа в группах: создание плаката «правила дорожного движения для пешеходов» и « правила дорожного движения для водителя».
2.4 Игра «Я – пешеход». (4 ч)
Теория. Понятия: повторение понятия пешеход.
Вопросы: поведения пешехода на дороге?
Практическое занятие. Разыгрывание сценки «Я – пешеход».
2.5 Виды перекрёстков и правила разъезда на них. (2 ч)
Теория. Понятия: Перекресток, разъезд.
Вопросы: Какие вы знаете виды перекрестков? Какие вы знаете правила разъезда на перекрестках?
Практическое занятие. Зарисовка схем разъездов на перекрестках.
2.6 Ответственность за нарушение правил. (2 ч)
Теория. Понятия: Ответственность, правило, нарушение правил.
Вопросы: Какую ответственность несут за собой пешеходы за нарушение ПДД? А водители?
2 год обучения
Раздел 1. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.(14 ч)
1.1. Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт.(4 ч)
Практическое занятие. Взять интервью у родителей или других родственников, чтобы узнать, как они получили права (если есть).
1.2 Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. (3 ч)
Теория. Понятия: Транспортное средство, перекресток.
Вопросы. Какие правила предусмотрены для движения пешеходов на перекрестках? А для водителей? Чем отличается движение на сложном перекрестке от любого другого?
Практическое занятие. Дети смотрят фильм, где люди переходят неправильно дорогу, машины нарушают ПДД, и их задача – найти ошибки в движении пешеходов и водителей; далее, когда все ошибки найдены, учитель включает еще один фрагмент, где все движение идет правильно.
1.3 Правила движения для велосипедистов. (2 ч)
Теория. Понятия: Велосипедист, велосипед.
Вопросы. Где может ездить велосипедист? Предусмотрена ли для него разметка на дороге или тротуаре? Какое снаряжение предусмотрено для велосипедистов? Как велосипедист должен передвигаться на дороге с участием автомобилей? Нужно ли для велосипеда водительское удостоверение?
Практическое занятие. На доске детям представлен плакат с велосипедистом, а рядом приклеены карточки снаряжения. Их задача распределить снаряжение для него, приклеив карточку на нужное место (например, наколенник – на колено, шлем на голову).
1.4 Порядок движения группы велосипедистов. (2 ч)
Теория. Понятия: Велосипедист, группа.
Вопросы. В каком случае велосипедисты двигаются группой? Предусмотрена ли для них отдельная полоса?
Практическое занятие: Выезд с велосипедами в парк.
1.5 Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.(3 ч)
Теория. Понятия: Маршрут, опасное движение, автобусная остановка, крутой поворот, затяжной спуск.
Вопросы. Почему эти места для движения так опасны? Кому они могут навредить? Какие вы знаете опасные места для движения? Как избежать последствий?
Практическое занятие. Смотрим фильм на тему «Опасное движение на дороге».
Раздел 2. Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения. (5 ч)
2.1 Назначение основных частей велосипеда. (2 ч)
Теория. Понятия: Устройство велосипеда, руль, педали, спицы, цепь,
Вопросы. Для чего нужны педали? Руль? Нужно ли велосипеду топливо? Как работает велосипед?
Практическое занятие. Нарисовать велосипед, раскрасив все части разным цветом.
2.2 Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. (3 ч)
Теория. Понятия: Устойчивость, неустойчивость, двухколесный велосипед.
Вопросы Понятия: Почему у велосипеда 2 колеса, но он устойчив? Бывают ли дополнительные устройства для устойчивости двухколесного велосипеда?
Практическое занятие. Велопрогулка в парке.
2.3 Приёмы безопасного падения.
Теория. Понятия: Приемы безопасного падения, падение, шлем, наколенники, перчатки.
Вопросы. Что нужно сделать для того, чтобы не упасть? Какая нужна сноровка для безопасного падения? Что делать, если вы падаете лицом вниз? Какую самую важную часть тела нужно защищать в первую очередь? Что нужно делать для того, чтобы другие участники движения не пострадали?
Практическое занятие. Оказание первой помощи пострадавшим.
Раздел 3. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.(15 ч)
3.1 Сказка «О правилах дорожного движения».(4 ч)
Практическое занятие. Инсценировка сказки с распределением ролей.
3.2 Изучение правил дорожного движения.(3 ч)
Теория. Понятия: Повторение понятий «пешеход», «водитель», «транспортное средство».
Вопросы. Для всех ли правила дорожного движения одинаковы? в чем различия? Какие вы помните ПДД?
Практическое занятие. Учитель показывает карточки с дорожными ситуациями (правильные и неправильные), дети должны поднять красный или зеленый флажок, который покажет, правильно ли поступают на картинке.
3.3 Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.(3 ч)
Теория. Понятия: Проезжая часть, переход дороги.
Вопросы. Чем опасна дорога летом? Зимой? На что нужно обращать внимание при переходе проезжей части зимой или летом? Какие опасности несет за собой весенняя дорога?
Практическое занятие. Разбор жизненные ситуаций школьников, дети делятся опытом друг с другом, делая выводы, кто прав, кто виноват.
3.4 Беседа с работником ГИБДД.
Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения для пешеходов?».(5 ч)
Теория. Понятия: Светоотражающие элементы одежды, повторение понятий « ПДД» и «пешеход».
Вопросы. Как нам помогает светофор для перехода дороги? Если его нет, что делать? какие опасные ситуации подстерегают пешеходов? К чему может привести невнимательность водителей и пешеходов? Зачем нужны светоотражающие элементы одежды? Кому они нужны?
Практическое занятие. Игра.
3 год обучения
Раздел 1. Мы – пассажиры, обязанности пассажира.(10 ч)
1.1 Правила поведения в транспорте. (2 ч)
Теория. Понятия: Транспорт, виды транспорта, поручни, места для детей и инвалидов.
Вопросы. Можно ли шуметь в транспорте? Кому нужно уступать место в транспорте? Можно ли отвлекать водителя? Нужно ли сохранять билет? Можно ли двигаться по транспорту во время движения?
Практическое занятие. Сочинить стихотворение на тему «правила поведения в транспорте».
1.2 Закрепление правил поведения в транспорте. (2 ч)
Теория. Понятия: Транспорт, виды транспорта, поручни, места для детей и инвалидов
Вопросы. Можно ли шуметь в транспорте? Кому нужно уступать место в транспорте? Можно ли отвлекать водителя? Нужно ли сохранять билет? Можно ли двигаться по транспорту во время движения?
Практическое занятие. Разыграть сценку «ситуация в общественном транспорте».
1.3 Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. (2 ч)
Теория. Понятия: Аварийная ситуация, транспорт.
Вопросы. Возможно ли уменьшить риск для жизни именно безопасной позой? Какую главную часть тела нужно закрывать в первую очередь?
Практическое занятие. Отрабатываем безопасные позы при аварийной ситуации.
1.4 Переход дороги с разным средством передвижения(4 ч)
Теория. Понятия: Ролики, скейтборд, велосипед, самокат.
Вопросы. Что вы знаете об этих средствах передвижения? Как правильно переходить дорогу с роликами/скейтбордом/велосипедом/самокатом? Почему необходимо сойти с велосипеда/самоката/скейтборда, прежде, чем переходить дорогу? В чем заключается опасность, если не сойти с них? Как переходить дорогу на роликах (ведь их нельзя снять)?
Практическое занятие: На школьном участке (осень-весна)присутствует на асфальте дорожная разметка, дети приносят самокаты, ролики, скейтборды и моделируют ситуации, которые могу случиться на дороге. С помощью картинок (зима) определяем, правильно ли переходят дорогу дети и взрослые с разными средствами передвижения.
Раздел 2. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. (24 ч)
2.1 Состав и назначение автоаптечки. (2 ч)
Теория. Понятия: Аптечка, автоаптечка.
Вопросы. Что входит в состав автоаптечки? Что необходимо в первую очередь иметь в автоаптечке? Для чего необходимо использовать автоаптечку? В каких случаях?
Практическое занятие. Из предложенных вариантов лекарств дети сами собирают свою автоаптечку.
2.2 Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. (3 ч)
Теория. Понятия: Травмы, первая доврачебная помощь, дорожно-транспортное происшествие.
Вопросы: Какие травмы можно получить в ДТП? Какую помощь можно оказать пострадавшим в ДТП?
Практическое занятие. Ситуация оказания первой доврачебной помощи
2.3 Обработка ран и способы остановки кровотечения. (3 ч)
Теория. Понятия: Раны, кровотечение, способы остановки кровотечения
Вопросы. Как правильно обработать раны? Чем обрабатываются раны? С помощью чего можно остановить кровотечение у пострадавшего?
Практическое занятие. Детям предлагается попрактиковаться в обработке ран.
2.4 Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. (3 ч)
Теория. Понятия: Перевязочные средства, повязки, наложение повязок, жгут.
Вопросы. Какие виды перевязочных средств существуют? В каких случаях используются перевязочные средства? Какие правила наложения повязок вы знаете? Как правильно наложить повязку пострадавшему?
Практическое занятие: Детям предлагается попрактиковаться в накладывании повязок и жгута.
2.5 Правила транспортировки пострадавших. (3 ч)
Теория. Понятия: Пострадавшие, транспортировка.
Вопросы. Почему люди попадают в ЧП? Какими видами транспорта делают транспортировку?
Практическое занятие. Беседа с врачом скорой помощи. Детям будет предлагаться самим оказывать помощь в транспортировке.
2.6 Закрепление правила транспортировки пострадавших. (2 ч)
Теория. Понятия: Пострадавшие, транспортировка.
Практическое занятие. Детям будет предлагаться самим оказывать помощь в транспортировке при наблюдении врача скорой помощи.
2.7 Переломы. Растяжения. Вывихи. Оказание помощи. (4 ч)
Теория. Понятия: Переломы, растяжения, вывихи.
Вопросы. Что такое переломы, вывихи, растяжения? В каких ситуациях можно получить переломы, вывихи, растяжения? Чем они опасны для человека? Кто может оказать первую помощь?
Практическое занятие: оказание первой помощи себе и другим людям.
2.8 Игра «Скорая помощь». (4 ч)
Практическое занятие: Игра.
4 год обучения
Раздел 1. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.(14 ч)
1.1 Дорога в школу. Наиболее безопасные пути учащихся в школу(разбор конкретных маршрутов). (2 ч)
Теория: Понятия: безопасные пути
Вопросы: Как вы добираетесь в школу? Переходите ли вы проезжую часть по пути в школу? Является ли ваша дорога в школу? Если нет, то почему?
Практическое занятие: детям предлагается разобрать безопасные маршруты в школу.
1.2 Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар,газон. (2 ч)
Теория: Понятия: улица, дорога, составные части дороги, газон
Вопросы: Какие части дороги являются составными? Для чего нужна проезжая часть? Тротуар? Газон?
Практическое занятие: зарисовка дороги с её составными частями
1.3 Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы. (2 ч)
Теория: Понятия: повторение термина тротуар, обочина
Вопросы: как необходимо передвигать пешеходам по тротуару? по обочине? Какие необходимо соблюдать правила при движении пешехода по обочине? Отличается ли движение пешеходов по тротуару и обочине? Если да, то почему? И какие особенности, по- вашему мнению, имеет движение по обочине улицы?
Практическое занятие: инсценировка движения пешеходов по обочине и тротуару.
1.4 Общие правила перехода улиц и дорог. (2 ч)
Теория: повторение понятий улица и дорога.
Вопросы: какими правилами руководствуется пешеход при переходе улицы и дороги?
Практическое занятие: инсценировка перехода улицы и дороги с учетом правил.
1.5 Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках. (2 ч)
Теория: Понятия: самокат, велосипед, лыжи, санки, коньки
Вопросы: какие места являются местами для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках? В чем их особенность? Являются ли эти места безопасными?
Практическое занятие: зарисовка мест для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках.
1.6 Правила пользования общественным транспортом. Правила безопасного поведения на улице вблизи транспортных средств. (4 ч)
Теория: Понятие: общественный транспорт
Вопросы: какими правилами необходимо руководствоваться при пользовании общественным транспортом? Как нужно себя вести вблизи транспортного средства? Можно ли передвигаться по общественному транспорту, когда он в движении?
Практическое занятие: инсценировка пользования общественным транспортом.
Раздел 2. Дорожные знаки.(14 ч)
2.1 Название и предназначение дорожных знаков. Группы дорожных знаков. (2 ч )
Теория: повторение понятия – дорожные знаки
Вопросы: для чего предназначены дорожные знаки? Как ими необходимо пользоваться? Какие группы знаков существуют? Одинаковы ли они для пешеходов и водителей? Если нет, то почему?
Практическое занятие: детям предлагается разделится на две группы. Одна группа рисует и объясняет предназначение дорожных знаков для водителей, другая – для пешеходов.
2.2 Изготовление знаков «пешеходный переход», «Внимание, дети», макетов перекрестков с разметкой. (3 ч)
Теория: Понятие: переходный переход, макет
Вопросы: как выглядят знаки «пешеходный переход», «Внимание, дети»? В чем их отличие? Какую разметку имеют перекрестки?
Практическое занятие: дети изготавливают знаки «пешеходный переход», «Внимание, дети» и макет перекрестка с разметкой.
2.3 Изготовление на картоне дорожных знаков (написать название и значение). (2 ч)
Теория: повторение понятия – дорожный знак
Практическое занятие: дети делятся на несколько групп и изготавливают дорожные знаки(называют название и объясняют их значение)
2.4 Экскурсия на специальный участок, организации движения и ознакомления с работой инспекторов ГИБДД. (4 ч)
Практическое занятие: экскурсия на специальный участок, знакомство с работой ГИБДД.
2.5 Организация дорожного движения в г.Новокузнецк. Выделение опасных участков дорог в г.Новокузнецк. (3 ч)
Теория: Понятия: опасные участки, дорожное движение
Вопросы: как организуется дорожное движение в г.Новокузнецк? Кто должен организовать дорожное движение, чтобы не было ДТП? Какие дороги являются опасными участками в г.Новокузнецк?
Практическое занятие: выделение опасных участков дорог в г.Новокузнецк и объяснение чем они опасными для водителей.
Раздел 3. Тестирование по правилам дорожного движения. (6 ч)
3.1 Подготовка к тестированию по ПДД. (3 ч)
Теория: повторение всех понятий, правил, пройденных за 4 года обучения.
3.2 Тестирование по ПДД. (3 ч)
Практическое занятие: выполнение теста по ПДД за 4 года обучения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОсновные методы организации учебно-воспитательного процесса: эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, проблемный, проектный.
Программа предусматривает использование активных форм обучения: занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие-исследование, археологическое расследование, занятие-викторина.
В ходе прохождения Программы обучающиеся посещают урочные и экскурсионные занятия. Основные виды работ, предусмотренные при изучении курса: работа в группах, работа в команде, индивидуальная работа, работа с текстом, работа со словарём учебного пособия ________________ «____________________________», беседа, рисование, викторина, игры.
Диагностика проводится с помощью наблюдений за результатами обучающихся в различных мероприятиях: викторинах, проектах, экскурсиях.
Формы подведения итогов реализации программы.
В ходе реализации данной Программы на теоретических занятиях обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, которые закрепляют на практических занятиях. Эти знания выявляются в устных ответах на каждом занятии, во время итоговых тематических викторин после изучения каждого из разделов Программы. Изучение курса завершается проведением викторины, тематическим праздником и осуществлением творческих проектов «______________» и «_________________».
Успешность реализации в значительной степени зависит от кадрового и материально-технического оснащения.
Кадровое обеспечение: педагоги гимназии.
Материальное оснащение: занятия учебных групп проводятся в кабинете, культурных учреждениях города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Права ребёнка. Нормативно-правовые документы, - Москва: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51- 433/16).
3. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13).
4. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28 – 16).
5. Весёлый светофор. Музыкальная игра. – М.: «ВЕСТЬ–ТДА», 2003.
6. Внимание, дорога. Плакат для дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
7. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения / В.В. Головко. – М., 2007.
8. Горский В.А., Смирнов Д.В., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
9. Детям о ПДД. Альбом из 10 плакатов. – М.: «СОУЭЛО», 2007.
10. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М., 2008.
11. Добрая дорога детства (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP-газета».- М., 2000-2002.
12. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком / С.Ф. Зеленин. – М., 2007.
13. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
14. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнка, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Клочанов Н.И. – М., 2004.
15. Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.
16. Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / Куперман А.И., Миронов Ю.В. – М., 2007.
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал. – М.: «ВЛАДОС», 2000.
18. Руденко В.И. Новые школьные КВН и конкурсы. Лучшие сценарии, 4-е издание.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
19. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 1-4 классы, 2-е издание. – М.: «Просвещение», 2007.
20. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.
21. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: «Сфера», 2002.
22. Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.- М.: ТЦ «Сфера», 2010.
Видеоматериалы:
1 «Опасное движение на дороге»
2. «Пешеход на дороге»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа" Школа дорожных наук кота Леопольда и его друзей"
Цели конкурсной программы:1. Формировать навык сознательного отношения к соблюдениям правил дорожного движения2. Составить правила юного велосипедиста на основе име...
Рабочая программа "Школа вежливых наук" для 3 класса
Программа состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цель, содержание программы, формы работы, планируемые результаты, темы занятий....
Рабочая программа "Школа вежливых наук"
Младший школьный возраст-период,наиболее благоприятный в нравственном становлении личности...
Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке к ВПР
Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке учащихся 4 класса к ВПР....
Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс
Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс...
Рабочая программа "Азбука пешеходных наук"
Данная программа соринтированная на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Математика - царица наук"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика – царица наук» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы внеу...