Методика подготовки и проведения родительского собрания
консультация по теме
Методика подготовки и проведения родительского собрания. Рекомендации Капраловой Р.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание: методика подготовки и проведения
Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность зависит от подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:
а) выбор темы собрания;
б) определение целей родительского собрания;
в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;
е) приглашение родителей и других участников собрания;
ж) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;
з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов подготовительной работы.
Выбор темы собрания. Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. Нередко классные руководители определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с членами родительского комитета. В некоторых школах составляется примерный перечень тем родительских собраний, который предлагается учителям в качестве методической подсказки. Вот один из них.
Тема собрания | Форма проведения | Проводят |
Пятый класс | ||
«Давайте познакомимся» | Традиционное собрание с элементами тренинга | Классный руководитель, психолог |
Адаптация учащихся к новым условиям обучения | Консилиум | Классный руководитель, психолог, учителя-предметники, валеолог |
Роль книги в жизни школьника | Дискуссия | Библиотекарь, классный руководитель |
Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого учащегося | Деловая игра | Классный руководитель, замдиректора по воспитательной работе |
Шестой класс | ||
Этот трудный подростковый возраст | Психолого-педагогический всеобуч | Классный руководитель, психолог |
Общение родителей с детьми-подростками | Продуктивная игра | Классный руководитель |
Поощрение и наказание в воспитании детей | Традиционное собрание | Классный руководитель |
Здоровый образ жизни -основа успешной жизнедеятельности | Традиционное собрание | Классный руководитель |
Седьмой класс | ||
Роль семьи в воспитании моральных качеств личности | Традиционное собрание | Классный руководитель |
Свободное время подростка | Творческий отчет (совместно сучащимися) | Классный руководитель |
Контакты и конфликты | Психолого-педагогический всеобуч | Классный руководитель, психолог |
Воспитание ненасилием в семье | Дискуссия | Классный руководитель, психолог, социальный педагог |
Восьмой класс | ||
Нравственные ценности семьи | Традиционное собрание | Классный руководитель, замдиректора по воспитательной работе |
Положительная адекватная самооценка как условие успешного развития личности | Психолого-педагогический всеобуч | Классный руководитель, психолог |
Подросток и закон | Круглый стол | Классный руководитель, инспектор ПППН, социальный педагог |
Девятый класс | ||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся | Традиционное собрание | Классный руководитель, администрация школы |
В семье растет сын | Конференция отцов | Классный руководитель |
В семье растет дочь | Собрание мам | Классный руководитель |
Экзамены: как избежать стресса? | Час вопросов и ответов | Классный руководитель, психолог, администрация школы, учителя-предметники |
Десятый класс | ||
Способности человека и их развитие | Практикум | Классный руководитель, психолог |
Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего школьника | Психолого-педагогический всеобуч | Классный руководитель |
Особенности общения с детьми-старшеклассниками | Практикум | Классный руководитель |
Красота спасет мир | Круглый стол | Классный руководитель, работники культуры и искусства |
Одиннадцатый класс | ||
Готовность к личностному самоопределению | Психолого-педагогический всеобуч | Классный руководитель, психолог |
В мире профессий | Круглый стол | Классный руководитель, выпускники школы, представитель службы занятости |
Организация учебного труда выпускника | Традиционное собрание | Классный руководитель |
Поговорим о смысле жизни | Дискуссия | Классный руководитель, психолог |
В составленный перечень тем собраний на несколько лет, разумеется, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает учителю системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены. Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не получиться.
Определение целей родительского собрания. Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей;
- подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.
Изучение научно-методической литературы. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Отсюда очевидна целесообразность обращения классного руководителя и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются такие периодические издания, как «Первое сентября», «Семья и школа», «Классный руководитель», «Воспитание школьников». Квалифицированные советы в поиске литературы организаторам собрания могут дать школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, работники методических кабинетов и центров. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.
Проведение микроисследования. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог. Опытные педагоги считают очень важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования. Часто им поручается изготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования, подготовить информацию для участников собрания о полученных данных.
Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников. В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:
а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;
в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;
г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;
е) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.
Не вступая в дискуссию с Р.М. Капраловой об отличиях вида и формы родительского собрания, подчеркнем лишь то, что составленный ею перечень может оказаться полезным для классного руководителя по планированию и подготовке родительского собрания.
Далее следует определить организационную форму родительского собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
Приглашение родителей и других участников собрания. Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз - за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз - за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках, несколько реже используются изготовленные школьниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания: «Уважаемые Николай Петрович и Наталья Николаевна, приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме: «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников», которое состоится 17 марта в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Галина Прокофьевна и члены родительского комитета».
Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нем могут принимать участие представители администрации учебного заведения, учителя-предметники, школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др.
Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. Решение - это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель и учитель должны за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму - и в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом следует специально позаботиться учителю и его питомцам. В классной комнате размещаются выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп.
Перечисленные нами действия по подготовке собрания позволяют учителю и членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников.
Родительское собрание можно условно разделить на три части - вступительную, основную и заключительную. Постараемся кратко их описать.
Вступительная часть. При входе в классную комнату учитель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся. Затем родители занимают специально оборудованные для них рабочие места.
Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчетливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем. Основная часть. Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приемы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно-деятельностной игры или дискуссии. Однако в любом случае необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение.
Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой, по мнению заслуженного учителя России В.Н. Щербаковой, происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.
Рекомендуемая литература
1. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1—11 классах. -М., 2000.
2. Захарова Н.Л. Родительское собрание. - М., 1975.
3. Калейдоскоп родительских собраний. / Под ред. Е.Н. Степанова. - Вып. 1. -М., 2002.
4. Калейдоскоп родительских собраний. / Под ред. Н.А. Алексеевой. -Вып. 2.-М., 2003.
5. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. -М., 1980.
6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994.
7. Образование родителей и школа. / Под ред. Л.Г. Петряевской. -М., 1988.
(Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности» М, 2000)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки и проведения родительского собрания.
Как правильно подготовить и провести роди тельское собрание, чтобы родители приходили в школу на каждое собрание с ...
Методика подготовки и проведения родительских собраний.
Презентация в помощь классным руководителям...
Рекомендации к подготовке и проведению родительских собраний
Как молодому педагогу подготовиться к проведению родительского собрания - здесь Вы найдете основные элементы подготовки собрания...
Подготовка и проведение родительских собраний
Главной ступенькой сотрудничества родителей и учителя являются классные родительские собрания. Родительские собрания в начальной школе могут проводиться 4-5 раз в учебном году. Для первых ...
Технология подготовки и проведения родительского собрания
Технология подготовки и проведения родительского собрания...
Региональный Конкурс методических идей «Советы наставника» Номинация «Методические советы учителю при подготовке и проведению родительского собрания».
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – ...
Методика подготовки и проведения родительского собрания по выбору модуля ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся 3-его класса
Процедура выбора учебных модулей предмета ОРКСЭ основана на федеральном Регламенте выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модуле...