Юность в боях за родину!
проект

Юлия Александровна Орлова

Исторический час, посвященный Дню памяти юного героя-антифашиста.

 

Цель:

  • Активизировать интерес к истории Великой Отечественной войны
  • Способствовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту страны.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с именами детей героев войны.
  • Сформировать представление о подвигах детей в годы ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunost_v_boyah_za_rodinu.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Юность в боях за родину!

Исторический час, посвященный Дню памяти юного героя-антифашиста.

Цель:

  • Активизировать интерес к истории Великой Отечественной войны
  • Способствовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту страны.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с именами детей героев войны.
  • Сформировать представление о подвигах детей в годы ВОВ.

 

Вед.1.  Каждое утро над Землей встает солнце…Тысячи людей утром отправляются на работу, школьники садятся за парты, малыши идут в детские сады... Строятся красивые дома, заводы, фабрики. Возводятся прекраснейшие города. Кажется, так было и будет вечно. Но мир хрупок...

 

(диктор22 июня 1941 года войска Фашисткой Германии вероломно напали на Советский Союз – началась Великая отечественная война.)

 

Вед.2.  Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить? Конечно о великой отечественной войне. У времени есть своя память – история. Мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи.

 

Вед.1.  Много лет прошло со дня победы в ВОВ, но ежегодно и в феврале, и в мае люди особо вспоминают тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, наши ровесники.

Вед.2.  8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста.

Вед.1.  В разные годы в разных странах мира на 8 февраля выпали случаи гибели юных героев:
8 февраля 1943 года гитлеровскими фашистами были расстреляны герои «Молодой Гвардии» Краснодона, комсомольцы Олег Кошевой, Сергей Тюленев, Любовь Шевцова и их товарищи. 

8 февраля 1962 года во Франции от рук фашиствующих молодчиков протестовавших против войны в Алжире, погиб школьник-интернационалист Даниэль Фери. 
8 февраля 1963 года в Ираке — был замучен юный Фадыл Джамаль, не выдавший пришедшей к власти в Ираке фашистской диктатуре, где скрываются его родители. 

Вед.2. А кто же такие были ДАНИЭЛЬ ФЕРИ и ФАДЫЛ ДЖАМАЛ? – спросите вы.

  Даниэль Фери – 15-летний французский мальчик. Каждое утро Даниэль продавал газету коммунистов. Это было его боевое задание. В газетах сообщалось, что враги снова стреляют из-за угла, что фашисты наглеют. И вот 8 февраля 1962 года заалели флагами улицы Парижа. Началась демонстрация. Рабочие – французы вышли на большую демонстрацию против войны в Алжире. Они несли лозунги и транспаранты: «Мир Алжиру!». «Нет войне!»,  В первых рядах демонстрантов шел Даниэль. Мальчик не слышал предательских выстрелов. Он упал на мостовую, сраженный фашистской пулей. Так погиб Даниэль Фери.

 

Вед.1.  Фадыл  Джамал 15 летний иракский мальчик. Он, узнав о перевороте в своей стране, первым побежал предупредить знакомых об этом. Но был схвачен и брошен в тюрьму, где его жестоко пытали. Фадыл очнулся от острой боли, которая пронизывала все его тело. Он открыл глаза. Над дверью тюремного подвала тускло горела лампочка. С потолка по стенам стекала еле заметными струйками холодная вода. Фадыл попытался подняться и чуть не вскрикнул от острой боли. Каменный пол камеры был усыпан мелким стеклом. Кусочки стекла впились в его ладони. Он умер в тюрьме, после нечеловеческих пыток.  Выбор даты 8 февраля был сделан не случайно. Даниэль Фери умер 8 февраля 1962 года, а Фадыл Джамал тоже 8 февраля, но 1963 года.

Вед.2.  Ребята, вы сейчас услышали трагическую историю жизни двух мальчиков, разных национальностей, но делающих одно общее дело. Все они погибли 8 февраля, только в разные годы. В честь их во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, было решено 8 февраля отмечать как день памяти погибших ребят в годы войны, и назвали его День юного героя – антифашиста.

Вед.1. Давайте с вами разберёмся кто такой антифашист. Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.   Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

Вед.2. Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается наше мероприятие.

 

Вед.1.   Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Вед.2.  Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

 Вед.1. Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».  Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.

 

Вед.2.  Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.

Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

1. «… осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»

2. «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел…»

3. «Не прячьте мою маму в яму, она проснется, и мы с ней пойдем домой» - умоляла маленькая девочка солдата.

Вед.1.  Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года забыли, что такое хлеб.

 

Вед.2.   Она училась в обычной школе,

Была такая же, как все,

Но имя девочки, как ветер,

Как вздох, промчалось по Земле.

Как быстро летят в мае белые ночи…

Но лучше бы та была подлинней.

В ту ночь только Таня с измученной мамой

Остались в остывшей квартире своей.

А утром дрожащею рукою

В своем дневнике записала она,

Что мама…

А дальше число. Рядом с мамой

Она «умерла» написать не смогла.

А после, как крик, вся душа нараспашку,

Что умерли все, что осталась одна,

А там за стеной надрывалась сирена,

Шел сорок второй, бесновалась война.

 

Вед.1.  Ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины.

В этом дневнике всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей. Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны. Дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда.

Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет…

Вед.2.  Сегодня мы познакомимся с вами с судьбами лишь нескольких ваших сверстников. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества. Коротка жизнь юных героев, но велика сила их примера.

Но и рассказ только о некоторых из тех, кого мы зовем теперь юными героями, поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа.

 

Выступления учащихся:

 

Лёня Голиков

Воевал в партизанском отряде. В десять лет Леня в боях с оккупантами уничтожил семьдесят восемь немецких солдат и офицеров, подорвал девять автомашин с боеприпасами. Он участвовал в двадцати семи боевых операциях, взрыве двух железнодорожных и двенадцати шоссейных мостов. 15 августа 42 года юный партизан взорвал легковую машину с важным немецким генералом. Погиб Голиков весной 43 года. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Марат Казей.

В 13 лет ушёл к партизанам и стал разведчиком. Он пробирался во вражеские гарнизоны, запоминал расположение немецких постов, штабов. Его сведения помогали партизанам наносить врагу большие потери. Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 44 года он попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда осталась одна граната, он подпустил врагов поближе к себе и выдернул чеку. Посмертно стал Героем Советского Союза

 

Зина Портнова.

Стала разведчицей в партизанском отряде. Она отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Во время очередного задания Зину выдал предатель. Её схватили, пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Её казнили. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Валя Котик.

В 12 лет Валя стал разведчиком в партизанском отряде. Он пробирался в расположение вражеских войск и добывал для партизан ценные сведения. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 

Аркадий Каманин.

Самый молодой из лётчиков. С 14 лет управлял боевым самолетом. Однажды пролетая вдоль линии фронта, Аркадий увидел на нейтральной полосе дымящийся штурмовик. Под огнём противника он посадил самолёт, перетащил из горящего самолёта раненного лётчика и фотокамеру с ценными разведданными и доставил их в часть. За участие в боях с врагом награждён орденом.

 

Вед.1.  Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, И ни на миг не дрогнули юные сердца!

 

Вед.2.  Много мальчиков и девочек погибли в борьбе за мирное будущее. Невозможно рассказать о каждом. Каждый из них по-своему величествен и неповторим.

Вед.1. О них написано много книг, стихов, песен, снято много художественных фильмов. В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь. Сегодня день памяти мальчиков и девочек, погибших за свою Родину. Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости.

 Вед.2. Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

 

Вед.1.  Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегоднявам, ребята. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны

Вед.2.   За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Вед.1. Орлятам, нашей огромной страны, сынам и дочерям полков, детям из партизанских отрядов наш низкий поклон и слова благодарности.

(Минута молчания, звучит метроном)

Много лет прошло после ужасов войны. Но и в наше мирное время сердце иногда сжимается от страха за родных, близких, просто за людей, когда слышишь слово война.

  Вед.2.  В современном мире почти четверть миллиарда детей страдают от нищеты, голода, болезней. Миллионы детей лишены возможности посещать школу. Нельзя быть спокойным, пока в мире творятся зло и насилие, пока миллионы юных граждан планеты обездолены, лишены детства. В борьбе за светлое будущее юного поколения, за Землю без войн вместе с взрослыми участвуют дети.

 

Вед.1. В 1989 году Комитетом защиты мира была утверждена Медаль Четырех Девочек, которая вручается борцам за счастье детей. Имя одной из этих девочек Садако Сасаки

 

Вед.2. Садако Сасаки — японская девочка, жившая в городе Хиросима. Росла сильным, здоровым и активным ребенком. 6 августа 1945 года, во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. В ноябре 1954 у неё проявились первые признаки лучевой болезни, и в феврале 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом лейкемия.

Вед.1.  От своего лучшего друга она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.

Вед.2.  25 октября 1955 года она умерла. Она успела сделать лишь 644 журавлика. Ее друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.

 Вед.1.  Смерть Садако стала шоком для её друзей и одноклассников, которые также пережили атомную бомбардировку. Они стали думать об установке памятника ей и всем, умершим в результате ядерного взрыва. Молодые люди собирали деньги со всей Японии. Этот памятник – статуя Садако, держащая в руках журавля – поставлен в Парке Мира в Хиросиме. На постаменте статуи написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире».

 

Вед.2.  В 1990 году памятник Садако установлен в Парке Мира в Сиэтле в США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано: «Садако Сасаки. Дитя мира. Она подарила нам бумажного журавлика, символизирующего наше стремление к миру во всем мире».

Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают и приносят к подножию ее памятника все новые и новые фигурки. Маленькая мужественная девочка стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны.

Вед.1.   Занятие, посвященное героям - антифашистам подошло к концу.

Мы надеемся, что эти имена останутся в вашей памяти навсегда. Чтите тех, кто умер за наше счастье, пролил кровь за ясное небо над головой.

Помните, никогда не забывайте, какой ценой досталась нам победа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Детство и юность казаков"

Представляю творческую работу своего ученика о том, как проходило детство и юность казачат. Буду признательна всем коллегам, которые выскажут свое мнение....

выпускной вечер в 11 классе " Путешествие из детства в юность"

В сценарии предусмотрены поздравления и вручение номинаций каждому учителю...

Назначаю тебе свидание, наша юность, десятый класс…

Назначаю тебе свидание, наша юность, десятый класс…...

Тема урока:"Не бойся сказок. Бойся лжи."

Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 4 класс.Тип урока: Обобщающий урок....

"Радуйся своей юности"!

    Материал данного урока можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, классного часа, адаптируя для разного возраста - с 1-ого по 4-ый класс. Особая ценность, на мой ...

Проект "Юности честное зерцало.."

Воспитательная работа в классе....

Урок мужества "Наши земляки- герои в боях за родину" (Краснодарский край)

В великой Победе есть достойный вклад всех народов нашей Родины.  Почти триста Героев Советского Союза -уроженцы Краснодарского края. Невозмножно рассказать о каждом из них, поэтому речь пойдет о...