Тема урока:"Не бойся сказок. Бойся лжи."
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему
Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 4 класс.
Тип урока: Обобщающий урок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет».
Валентин Берестов.
(Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 4 класс).
Тип урока: Обобщающий урок.
Цели и задачи урока:
- создать условия для рассмотрения взаимосвязи литературной сказки А.С.Пушкина с волшебной русской народной сказкой, сказкой братьев Гримм «Белоснежка»;
- содействовать раскрытию идейно-художественного своеобразия пушкинской сказки;
- создать условия для развития навыков выразительного чтения;
- создать условия для развития навыков монологической речи.
Оборудование:
- тексты сказок:
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
братья Гримм «Белоснежка»;
русская народная сказка «Морозко»;
- таблицы для сравнительного анализа;
- рисунки детей, иллюстрации к сказкам;
- портрет А.С.Пушкина;
- иллюстрации Л. Присекиной;
- выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся
в чудесную сказочную страну, а путеводной звездой станут слова:
Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.
Вспомните, кто произнес эту фразу?
Дети: А.С.Пушкин.
2. Актуализация знаний детей
Учитель: Мне хочется прочитать вам стихотворение
В.Берестова «Михайловское»:
Когда, пройдя над крутизной отвесной,
Поэт достиг вершины неизвестной,
Что на вершине этой он найдет?
То, что давным – давно нашел народ.
Что же нашел народ? Свои чувства, мысли, мечты люди воплощали в сказках. Няня, Арина Родионовна, рассказывала Александру Сергеевичу народные предания, которыми он восхищался. Вспомните, как А.С.Пушкин отзывался о сказках?
Дети: А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»
Учитель: По своему настроению, идейной направленности сказка А.С.Пушкина очень близка, народным сказкам. Как и в народных сказках в произведении А.С.Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных. Вспомните, какими признаками отличается народная волшебная сказка?
Дети:
- троекратные повторы: три сестры, три задания…;
- место действия: подземное царство, королевство…;
- различные превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных…;
- фантастические персонажи: ведьма, Змей Горыныч…;
- в трудную минуту героям помогают волшебные предметы, волшебные слова, чудесные помощники.
Учитель: Вы правильно перечислили признаки волшебной сказки. нам эти знания пригодятся.
3.Постановка учебной задачи.
Чем похожа сказка А.С.Пушкина на народные волшебные сказки, чем отличаются от них?
4. Обобщение полученных знаний.
Источники вдохновения
Учитель: для ответа на этот вопрос давайте обратимся к источникам,
какими пользовался А.С.Пушкин, работая над сказкой.
1 ученик: Тема моего выступления: «Источники сказок А.С.Пушкина».
А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца – селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки – все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.
А.С. Пушкин воспользовался, работая над «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях», не только своими фольклорными записями, сборниками произведений устного народного творчества, но и гриммовскими сказками. Давно замечено сходство сказочных сюжетов разных народов. Много таких параллелей можно было бы найти и в сказках из сборника братьев Гримм.
А.С. Пушкин один из первых понял международный характер и значение фольклора. И он с особенным интересом останавливался на сюжетах, которые ему были известны по русским и по западным источникам: « Салтан», «Мертвая царевна». А.С. Пушкин разделял точку зрения братьев Гримм, считавших, что поэзия сказок «… происходит из того вечного источника, который покрывает росой всё живое …»
2 ученик: Тема моего выступления: «Пушкин и русский народный язык».
Трудно найти человека, который не знал сказки А.С. Пушкина. Они входят в детский мир, навсегда остаются в нашем сознании, даже когда мы вырастаем. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Мне запомнился следующий фрагмент:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяевам отдала,
В поясе низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась;
Что-де в гости к нам зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали; …
Богатыри поняли, кто перед ними, когда царевна заговорила! Правильная речь - вот истинное украшение!
Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.
Сопоставительный анализ
Учитель: Дети, давайте вспомним, какие волшебные сказки вам известны? Остановимся на трёх позициях: русские народные сказки, сказки братьев Гримм, сказки А.С. Пушкина.
1 | 2 | 3 |
«Царевна-лягушка» «Морозко» «Василиса Прекрасная» «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» | «Белоснежка» «Золушка» «Стоптанные башмаки» | «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане…» «Сказка о мёртвой царевне…» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о попе и работнике его Балде» |
Учитель : Что общего в сказках «Морозко», «Белоснежка», «Сказка о мертвой царевне…»?
Давайте заполним таблицу
1 | 2 | 3 |
|
| 1.Герои: мать, мачеха, жених, семеро богатырей. 2.События: по приказу мачехи падчерицу должны убить, падчерица находит приют в лесу, мачеха узнает об обмане, убивает падчерицу, чудесное возвращение к жизни |
Учитель: Какие герои есть во всех трёх сказках?
Дети: Мачеха, падчерица
Учитель: Какие события похожи?
Дети: Падчерица изгоняется из дома, находит приют в лесу, избавление от смерти, счастливый конец сказки.
Учитель: А есть ли разница в данных сказках (события, герои)?
1 | 2 | 3 |
|
|
5. Сказка написана в стихах |
Учитель: Какая сказка вам больше понравилась?
Дети: «Сказка о мертвой царевне…» А.С. Пушкина.
Она отличается и сюжетом, и героями, и языком.
Учитель: Как вы думаете, пересказал А.С. Пушкин сказку братьям Гримм, используя при этом русские народные сказки, или создал свою авторскую сказку?
Дети: В сказке А.С. Пушкина отразился богатый и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык. Однако А.С. Пушкин создал свою авторскую сказку. Выразил собственные идеалы, мысли, представления.
Учитель: Создавая сказки, А.С. Пушкин стремился передать все события, характеры героев с точки зрения народа. Нравственный пафос сказки: истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – добра и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Именно эти чувства и сближают пушкинскую сказку с народными сказками.
Давайте послушаем небольшие стихотворение
Ученик: Валентин Берестов
Зло без добра не сделает и шагу,
Хотя бы потому,
Что вечно выдавать себя за благо
Приходится ему.
Добру, пожалуй, больше повезло –
Не нужно выдавать себя за зло!
Анализ образа главной героини
Учитель: В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?
Дети: «Хаврошечка» и «Морозко»
Учитель: Какой в них изображается падчерица?
Дети: Скромная, трудолюбивая, ласковая девушка.
Учитель: Какой мы видим молодую царевну в сказке А.С. Пушкина?
Дети: Скромная, трудолюбивая, красивая.
Учитель: Какой мы видим царицу?
Дети: Злая, жестокая, ленивая, красивая.
Учитель: Давайте посмотрим, как об этих героинях говорится в сказке.
Царица | Царевна | |
1.Внешность 2.Характер 3.Поступок 4.Конец сказки | 1.Правду молвить,молодица, Уж впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; 2.Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива 3.Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. 4.Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив К двери прямо побежала И царевну повстречала… Тут её тоска взяла, И царица умерла. | 1.Но царевна молодая, Тихомолком расцветая. Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела… 2.Нраву кроткого такого 3.«Постой, Бабушка, постой немножко, - Ей кричит она в окошко, Пригрожу сама я псу И кой – что тебе снесу.» 4.Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; |
Учитель: Мы видим, как А.С. Пушкин продолжает народные традиции, дополняя и углубляя их.
Изображены два характера, противопоставленные друг другу. Их взаимодействие – причина развития сказочных событий. Однако в пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Вспомните, как автор называет царевну?
Дети: «Красавица - душа», «милая девица», «моя душа».
Учитель: А как автор называет царицу?
Дети: «Злая мачеха», «царица злая».
Учитель: В отличие от царицы царевна окружена любовью.
О ней «тужит бедный царь», королевич Елисей отправляется на её поиски, искренне полюбили её семь богатырей. А.С. Пушкин создал неповторимый индивидуальный характер.
4.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструкция по его выполнению:
- Приготовьтесь рассказать о царевне, используя цитаты из текста;
- Составьте кроссворд по сказке А.С. Пушкина;
- Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту сказки А.С. Пушкина.
5.Итог урока
Учитель: Сегодня мы с вами определяли, чем сказка А.С. Пушкина похожа на русские народные волшебные сказки, а также сказки братьев Гримм.
Понравился ли вам урок?
Выступления детей
Учитель: Спасибо всем. Урок окончен.
Использованная литература:
1.ПушкинА.С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Издательство «Наука»,1977
2.Сказки братьев Гримм. Ростов-на-Дону. Издательство «Проф. - Пресс»,1999
3.Народные русские сказки из сборника А.Н. Афанасьева. Издательство «Художественная литература»,1977
4.Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. Пособие для учителя. ВАКО,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Волшебный мир сказок Шарля Перро»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – ОБОБЩЕНИЕ (внеклассное чтение с элементами музыки, хореографии и изобразительного искусства)...
Урок литературного чтения Тема: С.Я. Маршак «Чего боялся Петя?»
Тип урока: изучение новой темы.Образовательные ресурсы:· Учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац,· рабочая тетрадь,·...
Урок музыки в 4 классе Тема урока:«Музыка главное действующее лицо многих сказок народов мира».
прививать учащимся любовь к музыке через сюжетырассказов и сказок. Показать воздействие музыки на жизнь человека.Раскрыть взаимосвязь сюжетов рассказов и сказок с правдоподобными случаями в жизни чело...
Урок города «Кемеровчане в боях на дальневосточных рубежах»
Данный урок направлен на формирование гражданской позиции обучающихся, любви к родному городу, его истории, знакомство школьников со страницами героического прошлого наших земляков, внёсших боль...
Технологическая карта урока. Тема урока: «Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок» (2 класс)
Цель урока: познакомить с корякской сказкой «Хитрая лиса»Задачи: -стимулировать желание читать народные сказки;-сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традици...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
2 класс Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова» Тип урока: урок «открытия» нового знания Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах Место данного урока в системе уроков п
Структура урока соответствует типу урока открытия нового знания, помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические ...