доклад
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Ефимова Татьяна Николаевна

выявление и развитие способностей учащихся нач классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Считаю. главной задачей  в образовательном процессев начальной школе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.

1 – выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.

Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.  Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся. Современный учитель должен осуществлять педагогическую  диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Начинать педагогическую диагностику надо с детского сада, выявляя сформированностъ предпосылок к овладению грамотой  и математикой. Необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями, психологом.    Для того чтобы определить, готов ли ребенок к школе, необходимо всесторонне исследовать разные стороны развития ребенка, используя для этого различные методы: беседу, наблюдение, проведение тестов, анкетирование. Формой разъянения, "Что такое пед. диагностика",  родителям будущих первоклассников  может служить родительское собрание.

На протяжении первого года обучения с первоклассниками работает педагог-психолог, чтобы отследить адаптацию детей в школе, выявить уровень тревожности и вовремя скорректировать индивидуальный подход к детям.

Учитель использует диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.

Формой реализации способностей обучающихся служит  портфолио. Надо помнить,  что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Новой формой диагностических работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель работы: оценка  достижения планируемых результатов учеников начальной школы по междисциплинарной программе формирования  универсальных учебных  действий, что  позволит учителю  проанализировать выполненные учениками задания  и на основании этого выявить:

  • несоответствия в качестве освоения  универсального действия метапредметного уровня у каждого ученика;
  • получить количественную оценку не только уровня сформированностиотдельный действий, но и степень  развития метапредметный результатов каждого ученика;
  • реализовать индивидуальный подход в организации процесса освоения метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности;
  • добиться достижения требуемого результата за счёт своевременной коррекции. 

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности

Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучение результатов деятельности (работ учащихся);

- диагностика познавательных интересов.

- «пробы сил» в том или ином виде деятельности;

- учет мнений учителей – предметников и родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности

- одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность;

- включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии (проблемно- диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений, метод проектов, технология «портфолио»;

- формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности. НОУ (планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, участие в НПК).

Для   определения способности к научной ,творческой деятельности применяю методики, созданные   А. И. Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка);

- «Карта одаренности»

- Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»)

 - Создание методических материалов для работы с одаренными детьми

-выявление творческих способностей   через анализ продуктов деятельности (поделок, творческих работах и т.д.) учащихся

- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;

- разноуровневые домашние задания (задания с * )

- привлечение одаренных детей в предметные кружки;

- проведение интеллектуальных игр;

- проведение конкурса исследовательских работ учащихся;

- проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»;

- участие в школьных выставках, творческих работах, смотрах.

Выявление интеллектуальных способностей:

- Диагностика способностей к обучению (тест «Оценка уровня школьной мотивации» Интегрированная диагностическая работа)

Анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.

Использую диагностическую методику «Ромашка». Данная методика позволяет выявить отношение к учению и выбору наиболее увлекательных для каждого ученика предметов.

- проведение классных мини-олимпиад, викторин.  Викторина «Хочу все знать»;

- «В мире ребусов, шарад, загадок»

-участие в международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, проектах

- участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах («День Здоровья», «Веселые старты», конкурс рисунков, «Квест игра» , игра по станциям  и т. д.)

Использую   познавательную деятельность в группе, команде, сотрудничать при решении учебных задач, умение сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий.

Для выявления способности к физкультурно- оздоровительной деятельности изучаю результаты медицинских исследований моих учеников, тесты для определения физической подготовленности (бег, подтягивание, подъем туловища, прыжки в длину)

- динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д.

- физкультурно-оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы;

- посещение   предметных, творческих кружков, спортивных секций

Беседа с родителями

Диагностика творческих способностей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребенка» (для родителей)

Педагогическое наблюдение (использование методики мозгового штурма, игровых методов, КТД).

Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности (творческие работы, проекты, исследования и т.д.)

 Анализ портфолио обучающихся, отражающий творческие способности ребенка

- анкетирование, достижения учеников, фиксируемые  в портфолио;

- соревнования, сюжетно - ролевые игры, КВН, «Круглый стол»;

- организация психолого - педагогического просвещения родителей одаренных детей;

- круглые столы;

- информационно- практические беседы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....