ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа (2 класс)

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoe_slovo.doc660 КБ
Файл legokonstruirovanie.docx583.1 КБ
Microsoft Office document icon metapredmet.doc688.5 КБ
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc653.5 КБ
Файл hud.tvorchestvo.docx635.49 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. Тематическое планирование.
  4. Приложения:

-   Приложение № 1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

-   Приложение № 2: Алгоритм работы с текстом

-   Приложение № 3: Отчет по экскурсии

-   Приложение № 4: Требования к проектной работе

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живое слово» для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей № 2» в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06. 10. 2009 г. № 373 с изменениями (приказ МО РФ № 1241 от 26. 11. 2010, № 2357 от 22. 09. 2011 г., № 1060 от 18. 12. 2012 г., № 1643 от 29. 12. 2014 г., № 507 от18. 05. 2015 г., № 1576 от 31. 12. 2015 г.);

- Основной образовательной программы начального общего образования МЬОУ «Лицей № 2»;

-  Авторской программы внеурочной деятельности «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2012.).

Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

        Задачи программы:

  • содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
  • создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
  • развивать память, внимание, воображение.
  • создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности

        Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» являются:

  • литературные игры, конкурсы-кроссворды,
  • библиотечные уроки,
  • путешествия по страницам книг, проекты,
  • встречи с писателями родного края,
  • уроки-спектакли и т. д.

На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Живое слово» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям.

Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.

Место курса в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает организацию внеурочной деятельности во 2 классе по программе «Живое слово» в количестве 1 часа в неделю, первое полугодие - 17 часов в год.

  1. Планируемые результаты изучения курса.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО

Личностными   результатами   изучения   данного курса являются:

  • развитие    любознательности, сообразительности при     выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  
  • развитие   внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;  
  • развитие   самостоятельности суждений, независимости   и нестандартности мышления.
  • Метапредметные результаты формирование УУД)

Регулятивные УУД

  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку;
  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  1. Содержание курса.

     Здравствуй, книга! (1 ч.)

        Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования     книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книги о Родине и родной природе (1ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Писатели детям (1ч).

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

По страницам книг В. Сутеева (2ч).

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Сказки народов мира (2ч).

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (2ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (2ч).

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (2ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Книги-сборники стихотворений для детей (1ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.

Дети – герои книг (1ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (2 ч).

Книги-сборники о животных.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

план

факт.

1

Роль книги в жизни человека.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль.

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

2

Структура книги (элементы книги).

Экскурсия в библиотеку (городскую).

Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители»

Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать выбранную книгу.

3

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.

Каталожная карточка.

Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

4

Выставка книг о детях. Структура книги.

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг»

Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

5

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

Книги Н. Носова. Типы книг.

Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

6

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

Герои детских книг. Библиотечный стенд

Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

Читальный зал. Читать произведения о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (работа в группах).

7

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора

Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц

8

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

Скороговорки и чистоговорки.

Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку».

Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

9

Книги с литературными (авторскими) сказками.

Писатели-сказочники

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.

10

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»

Обзор сказок Х.К. Андерсена.

Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

11

Книги о детях. Выставка книг

Герои книг В. Осеевой

Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой

12

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы

Читать книги-сборники о детях и для детей

 Н. Носова

Читать книги-сборники о детях и для детей

С. Михалкова

13

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители

Сборники стихотворений для детей.  Каталожная карточка.

Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

14

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок.

Народные сказки на страницах детских журналов

Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран.

Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую работу.

Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

15

Книги о семье

Читать книги о семье, маме, детях. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

16

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твёрдом слове».

Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

17

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Вести проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Приложение № 1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для обучающихся

  1. Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

Литература для учителя

  1. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель», 2017
  2. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель», 2017
  3. Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
  4. ЭОР «Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» (Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей». – М.: Вентана-Граф, 2018.)

Материально-техническое обеспечение:

  •     Компьютер.
  •  Мультимедийный проектор.
  •  Интерактивная доска.
  •  Документ - камера
  •  Доска маркерная
  • Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол.

Приложение 2

Алгоритм работы с текстом

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов:

- О чём ты мне расскажешь?

- Хочу ли я тебя прочитать?

- Я понимаю, что читаю?

- Трудно мне читать или легко? Почему?

- Зачем мне нужно прочитать этот текст?

- Что узнаю из него нового?

- О чём же всё-таки я прочитал?

- Зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

- Хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

- Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

- Для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.

Для обучения работе с текстами,  нужно соблюдать и некоторые условия:

  1. Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
  2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию,  необходимо тексты подбирать разных стилей.  
  3. Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность)
  4. При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать  мотивацию учащихся и их способность быть читателем.

                                                                                                                                                                    Приложение 3

Отчет  по  учебной  экскурсии  

Ученика _________ класса                             от    «_____» __________________20_____г.

Тема  экскурсии:_____________________

Учебный  предмет, курс, в рамках  которого   организована  экскурсия:______________

Вид экскурсии__________________

Цель  экскурсии (цель  ученика):___________________________________

Информация , подтверждающая   достижение   цели:

Перечень вопросов,  которые  были предложены учителей   ученику  перед  экскурсией  или  после  ее.

Ответы  на вопросы

Отчет  подготовил : обучающийся  _____ класса      / Фамилия, имя /________________/

Отчет   проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.

Оценка: _________ (______________)                 / Ф.И.О. /________________/                  

                                                                                                                                                                                                                    Приложение 4

                                                                                                                                                                                                                                                         

Требования к написанию проектной работы.

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится на педагогике  сотрудничества,   изучает не только технологии, но и деятельность  людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.  Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  • Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
  • Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
  • Сбор информации, изучение социальной литературы  опрос
  • Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
  • Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой.
  • Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
  • Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
  • Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление и анализ результатов. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.

                                                                                                                                                                                                           



Предварительный просмотр:

C:\Users\Gricanenko.GM\Desktop\2 класс\ВНЕУРОЧКА\обложки\6666 - 0004.jpg

Содержание

1

Пояснительная записка

2

Общая характеристика учебного курса

3

Описание места учебного курса

4

Планируемые результаты освоения учебного курса

5

Содержание учебного курса

6

Тематическое планирование

7

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Лего – конструирование» для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального  общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373г., с изменениями (приказ  МО РФ № 1241 от26.11.2010, №2357 от 22.09.2011г., №1060от 18.12.2012г. , №1643 от29.12.2014г., №507 от 18.05.2015г. , №1576 от 31.12.2015г.)
  •  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»
  • авторской программы Т.С.Нигматулиной " Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: программа «МИР LEGO»
  • учебник Е.А.Лутцева «Технология. Ступенька к мастерству».
  • учебник В.И.Романина, В.Г.Машинистова «Трудовое обучение»
  • 3.Конструктор LEGO educational «Гиганский набор» № 9090

Цель программы – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Задачи курса:

1. Ознакомление с основными принципами архитектурного строительства и механики;

2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей  деятельности;

3. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметнопреобразовательных действий;

4. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационнокоммуникативных);

 5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

7. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

8. Развитие индивидуальных способностей ребенка;

9. Развитие речи детей;  

10. Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

Общая характеристика учебного предмета

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Лего - конструирование» во 2 классе в плане внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №2» отводится 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • самооценка умственных и физических способностей;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

Познавательные УУД

  • принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)
  • умение планировать пути достижения намеченных целей;
  • умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;
  • умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД:

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);
  • определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;
  • планировать общие способы работы группы;
  • обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

Предметные результаты

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

1

2

3

В познавательной сфере:

В эстетической сфере:

В трудовой сфере

воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;

называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;

организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);

соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;

различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;

проводить под руководством учителя анализ простейших предметов быта по используемому материалу;

объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).

уважительно относиться к труду людей;

определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;

организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;

отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

анализировать предметы быта по используемому материалу.

                                         

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  •  Проведение конкурсов работ, организация выставок лучших работ.
  • Представление собственных моделей.
  • Защита проектных работ.

Содержание  учебного курса

         Все темы по курсу Лего-конструирования делятся на блоки, взаимосвязанных между собой и усложняющихся от класса к классу:

  • Окружающий нас мир
  • Робототехника
  • Основы безопасности жизнедеятельности

 

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

№ п./п

Тема

Кол-во часов

план

факт

1

Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО

1

2

Исследователи цвета, формы.

1

3

Баланс конструкций. Виды крепежа

Отработка вариантов скреплений формочек и кирпичиков, развитие фантазии и речи

1

4

Изготовление конструкций по словесным инструкциям и схемам «Такие разные фигурки»

1

5

Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки

1

6

Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид.

1

7

Грузовой и легковой транспорт

1

8

Транспортные средства оперативных служб

1

9

Железнодорожный транспорт

1

10

Высотные и одноэтажные дома

1

11

Городской пейзаж.

1

12

Сельский пейзаж.

1

13

Крепости и башни

1

14

Тамбовский зоопарк.

1

15

Домашние и дикие птицы

1

16

Наш двор

1

17

Постройка станинных машин.

1

18

Улица полна неожиданностей.

1

19

Новогодние игрушки. Фантазируй.

1

20

Динозавры.

1

21

Персонажи любимых книг.

1

22

Животные в литературных произведениях

1

23

Военная техника.

1

24

Космические корабли.

1

25

Подарки любимым. Весенние цветы.

1

26

Москва – столица нашей Родины.

1

27

Достопримечательности Москвы.

1

28

В мире фантастики. Фигурки фантастических существ.

1

29

Русские народные сказки.

1

30

Сказки русских писателей.

1

31

Сказки зарубежных писателей.

1

32

Любимые сказочные герои .

1

33

Изготовление моделей к проведению лего-фестиваля.

1

34

Лего-фестиваль.

1

Приложение 1

Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

  • авторская программа Т.С.Нигматулиной " Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: программа «МИР LEGO»
  • учебник Е.А.Лутцева «Технология. Ступенька к мастерству».
  • учебник В.И.Романина, В.Г.Машинистова «Трудовое обучение»
  • Конструктор LEGO educational «Гиганский набор» № 9090

4. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2016 .5. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Документ – камера.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
  3. Тематическое планирование

Приложения:

Приложение №1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Пояснительная записка

        Программа по метапредмету для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12.2014г.);
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»;
  • Пособия Криволаповой Н.А. «Учимся учиться. Развиваем мышление», Курган, 2013 г.

Главная цель курса «Метапредмет»:

Сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и таким образом сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи курса «Метапредмет»:

  • развитие психических, познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно – ориентированного тренинга;
  • формирование приемов мыследеятельности и освоение рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
  • формирование собственного стиля мышления;
  • формирование учебно – информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
  • освоение приемов творчества и методов решения творческих задач;
  • формирование основ исследовательской культуры.

Общая характеристика курса

Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и не обоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе.

В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у обучающихся 2 класса с целью развития мышления, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения; проверять их, делать выводы, находить в отношениях часть – целое.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное) осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Для проведения занятий используются рабочие тетради:  Криволапова Н.А. Учимся учиться. Развиваем мышление. Часть 1: Рабочая тетрадь.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задания, направленные на развитие мышления у обучающихся 2 класса. Задания отобраны  с учётом  возрастных особенностей и возможностей детей. В процессе выполнения каждого из них идет развитие всех познавательных процессов: логического, творческого мышлений, внимания, памяти, воображения.

Развитие логического мышления

Изучение различных способов классификаций, сравнение понятий, составление предложений, смысловыми сочетаниями, умение понимать смысл текста. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями. Составление логических цепочек: общее – менее общее – частное. Последние формируются, совершенствуются   у обучающихся в процессе всего периода обучения.

Выделение существенных признаков понятий

Описание, характеристика, разъяснение, сравнение понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Загадки на определение понятий.

Функциональные отношения между понятиями

Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей, когда одно из понятий указывает на причину, а другое на следствие.

Сравнение понятий

Выявление сходства и различия по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Противоположные отношения между понятиями.

Классификация понятий

Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным.

Развитие творческого мышления

Учащиеся знакомятся с  понятием творчества. В процессе изучения, учащиеся обретут навыки задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, находить ассоциации, создавать фигуры по заданным рисункам.

Методы решения творческих задач

Учащиеся знакомятся с   различными методами решения творческих задач. Каждый из изучаемых разделов тесно связан со всеми предметами, четко прослеживаются межпредметные связи.

Закономерность

Формирование умений анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерность, завершать схемы.

Практические работы курса

Приобретение обучающимися практических навыков в составлении предложений, в решении творческих задач следующими способами: мозговой штурм, метод контрольных вопросов, ассоциаций, а так же конструирование на плоскости, ведение дискуссий.  В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно - ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками информации, с привлечением литературных произведений,  материалов Интернета

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение метапредмета в 2 классе в количестве 17 часов (0,5 час в неделю), в том числе интегрированное изучение вопросов профориентационного содержания в количестве 2 часов.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение метапредмета в школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:
  • формирование мотивации изучения метапредмета и стремление к самосовершенствованию;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений;
  1. в метапредметном направлении:
  • первоначальные представления об идеях и о методах метапредмета как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  1. в предметном направлении:
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
  • развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
  • Создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;
  • Научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
  • Научиться приемам самоорганизации;
  • Осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;
  • Планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;Овладеть способами
  • ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;
  • Самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема: Человек и его интеллект. Диагностическое тестирование – 2 часа;

Тема: Обобщение и ограничение понятий – 1 час;

Тема: Выделение существенных признаков – 2 часа;

Тема: Обобщение понятий – 1 час;

Тема: Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое – 1 час;

Тема: Сравнение понятий. Установление сходства и различия – 3 часа;

Тема: Логические задачи – 1 час;

Тема: Классификация понятий – 1 час;

Тема: Сравнение понятий. Аналогия – 1 час;

Тема: Поиск закономерностей – 1 час;

Тема: Объяснение понятий в зависимости от контекста – 1 час;

Тема: Диагностическое тестирование (выходное тестирование) – 1 час;

Тема: Анализ курса (заключительный урок) – 1 час.


  1. Тематическое планирование

Раздел, название темы, темы интегрированных курсов регионального, профориентационного и других направлений

К-во

часов

Дата

УИТМ

ИКТ

Основные виды учебной деятельности

План

Факт

1

Человек и его интеллект

1

ИД, Пр.

Формировать представление об интеллекте человека.

Решать задачи на сообразительность.

2

Диагностическое тестирование

1

ИД, Пр.

Решать диагностическое тестирование.

3

Обобщение и ограничение понятий

1

ИД, Пр.

Формировать представление о понятии.

Овладеть навыками общения и ограничения понятий.

4

Выделение существенных признаков

1

ИД, Пр.

Формировать представление о существенных признаках.

Овладеть навыками нахождения существенных признаков.

5

Выделение существенных признаков

1

ИД, Пр.

6

Обобщение понятий

1

ИД, Пр.

Использовать знания обобщения понятий.

7

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

1

ИД, Пр.

Формировать представление отношения между понятиями.

8

Сравнение понятий. Установление сходства и различия

1

ИД, Пр.

Формировать представление сравнения понятий.

Выработать навыки установления сходства и различия между понятиями.

9

Мы сравниваем (Сравнение понятий. Отношение противоположности)

1

ИД, Пр.

10

Установление причинно – следственных связей

1

ИД, Пр.

Формировать и выработать навыки установления причинно – следственных связей.

11

Логические задачи

1

ИД, Пр.

Использовать навыки в решении поставленных задач.

12

Классификация понятий

1

ИД, Пр.

Формирование представления о классификациях понятий.

13

Сравнение понятий. Аналогия

1

ИД, Пр.

Выработать навыки сравнения понятий.

14

Поиск закономерностей

1

ИД, Пр.

Овладеть навыками поиска закономерностей.

Использовать навыки при решении поставленных задач.

15

Объяснение понятий в зависимости от контекста

1

ИД, Пр.

16

Диагностическое тестирование (выходное тестирование)

1

ИД, Пр.

Применить полученные навыки в ходе решения поставленных задач.

17

Анализ курса (заключительный урок)

1

ИД, Пр.

Обобщение и систематизация знаний.

Итого

17 ч.


                                                                                                             Приложение №1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для учителя:

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2016

Интернетисточники.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер;
  2. Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам литературы: тесты, карточки;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Принтер



Предварительный просмотр:

Содержание

1

Пояснительная записка

2

Общая характеристика учебного курса

3

Описание места учебного курса

4

Планируемые результаты освоения учебного курса

5

Содержание учебного курса

6

Тематическое планирование

7

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Приложение

-  Приложение № 1  Практическая часть

- Приложение №2  Алгоритм работы с текстом

-  Приложение № 3   Отчет  по  учебной  экскурсии  

- Приложение № 4   Требования к написанию проектной работы.

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по внеурочной  деятельности «Проектная деятельность»   для 2 класса составлена  в качестве  приложения к основной образовательной программе начального  общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом  Министерства  образования РФ от 06.10.2009 г. № 373г., с  изменениями  (приказ  МО РФ № 1241 от26.11.2010, №2357 от 22.09.2011г., №1060от 18.12.2012г. , №1643 от29.12.2014г., №507 от 18.05.2015г. , №1576 от 31.12.2015г.)
  •  Основной  образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»
  •  программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников», Учебная литература, Издательство « Дом Федоров», 2010.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

  1. Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

На изучение курса  внеурочной  деятельности «проектная деятельность»  планом  внеурочной  деятельности  предусмотрено 17 часов  в год.

  1. Общая характеристика учебного курса

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися.

     

  1. Описание места учебного курса.

Программа «Проектная деятельность» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с Учебным планом МБОУ «Лицей №2» на проектную деятельность во 2 классе 1 час в неделю, во втором полугодии, соответственно за год - 17 часов.

4. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса   во 2 классе является формирование следующих умений:

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Предметными результатами изучения курса   во 2 классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Метапредметными результатами изучения курса   во 2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий .

 Регулятивные УУД

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные УДД:

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные  УДД

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  1. Содержание учебного курса

Содержание данного курса согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

             Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

•    вести устный диалог на заданную тему;

•    участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

•    участвовать в работе конференций, чтений.

•    участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

6. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел.

Название темы

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Основные виды деятельности

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

Умение задуматься о том, что такое исследование; высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями.

1

Знание правила выбора темы и объекта исследования. Умение  делать выводы и умозаключения

4

Этапы работы над проектом.

1

Умение работать  над проектом в соответствии с этапами

5

Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы - предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».

1

Умение правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы. Умение выдвигать гипотезу, видеть проблему, определять свои потребности.

Умение принимать в составе группы(или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем)проекта и аргументировать свой выбор.

6

Цель проекта. Задачи проекта

1

Осуществление  сбора, систематизации и анализа информации.

Поиск оптимального способа достижения цели проекта. Умение формулировать (индивидуально или в результате обсуждения в группе) задачи проекта

7

Сбор информации для проекта.  Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации.

1

Умение получать дополнительную информацию, эффективно использовать ее в процессе работы над проектом.

8

Создание продукта проекта? Твоё знакомство с понятиями «Макет», «Поделка».

1

Знание  понятие проекта, предмет изучения.

Знание основных методов исследований

9

Играем в ученых. Это интересно.

1

Умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдения.

10

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «Презентация».

1

Знание  правила успешной презентации проекта. Умение презентовать свою работу.

11

Первые шаги  составления презентации на компьютере

1

Знание  правила успешной презентации проекта. Умение презентовать свою работу.

12

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

1

 Умение работать  над проектом в соответствии с этапами

13

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

1

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде конкурса , назвать основные правила успешного выступления

14

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

1

Работа над проектом в соответствии с этапами.

15

Самоанализ-рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией.

1

Знание основных методов исследований. Умение делать выводы и умозаключения, выделять главное и второстепенное в собранном материале.

16

Защита проектных и исследовательских работ

1

Умение представить работу перед аудиторией

17

Защита проектных и исследовательских работ

1

Умение представить работу перед аудиторией

7.  Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для учителя

  1. Методическое пособие для 2 класса.  Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова  «Учусь создавать проекты». Москва Издательство РОСТ
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2014.
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2016
  4. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2018

Для  обучающихся:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  2. Интернет  - ресурсы

Приложения.

Приложение № 1

Практическая часть

пп

Название  темы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Проектные работы

1

1

2

2

Экскурсия

1

1

2

Приложение № 2

Алгоритм работы с текстом

Схема работы

1.Формулировка проблемы.

2.Комментарий к сформулированной проблеме.

3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.

4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.

5.Аргументация собственного мнения по проблеме.

6.Общий вывод.

Работа с текстом автора. Анализ авторского текста

  1. Внимательно, медленно прочитайте текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).
  4. Определите тему текста.
  5. Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)
  6. Определите основную мысль текста.
  7. Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.
  8. Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).
  9. Проанализируйте  аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции

Работа над созданием собственного текста

1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно: воспользоваться текстом, частично процитировать его;

сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).

2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно: опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.

3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.

4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.

5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.

6.Продумайте вступление и заключение к работе.

Приложение № 3

Отчет  по  учебной  экскурсии  

Ученика _________ класса                             от    «_____» __________________20_____г.

Тема  экскурсии:_____________________

 Учебный  предмет, курс, в рамках  которого   организована  экскурсия:______________

 Вид экскурсии__________________

Цель  экскурсии (цель  ученика):___________________________________

  Информация , подтверждающая   достижение   цели:

1 вариант:

Перечень вопросов,  которые  были предложены учителей   ученику  перед  экскурсией  или  после  ее.

Ответы  на вопросы

2 вариант (в случае , если  отчет   оформляется  творческой  работой)

  • Тезисы , краткие  выводы     по итогам выполненной         творческой  работы ( реферата, проекта , сочинения  и пр. ),  с приложением  подтверждающих   материалов (реферата, проекта , сочинения  , фото-, видеоматериалов, рисунков,   поделок и пр.)

 Отчет  подготовил : обучающийся  _____ класса      / Фамилия .  И/________________/

Отчет   проверил : учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.

Оценка :_________(______________)                 / Фамилия .  И.О. /________________/                  

Приложение   №4

Требования к написанию проектной работы.

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

        Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет),  опрос взрослых, друзей.
  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.
  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.


Предварительный просмотр:

C:\Users\Gricanenko.GM\Desktop\2 класс\ВНЕУРОЧКА\обложки\6666 - 0001.jpg

Содержание

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. Тематическое планирование.

Приложения:

-Приложение №1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной  деятельности

Пояснительная записка

Рабочая  программа по внеурочной  деятельности «Художественно – прикладное  и изобразительное творчество»   для 2 класса составлена  в качестве  приложения к основной образовательной программе начального  общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом  Министерства  образования РФ от 06.10.2009 г. № 373г., с  изменениями  (приказ  МО РФ № 1241 от26.11.2010, №2357 от 22.09.2011г., №1060от 18.12.2012г. , №1643 от29.12.2014г., №507 от 18.05.2015г. , №1576 от 31.12.2015г.)
  •  Основной  образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»
  • Авторской программы Банникова В.Н. Внеурочная деятельность в системе художественного образования

Цель курса внеурочная деятельности:  формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

Задачи курса внеурочной деятельности  :

  • расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;
  • формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
  • развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

На изучение курса  внеурочной  деятельности «Художественно – прикладное  и изобразительное творчество»  предусмотрено 17 часов  в год.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные  результаты:

      Личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

      Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Метапредметные  результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой и даже с математикой.

Регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Коммуникативные:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

 Познавательные:

поиск, анализ, личностное открытие.

  1. Содержание курса  внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности

 №

Название  раздела

Краткое описание содержания раздела

 Общее  количество часов

1

2

3

4

1

Художественное творчество

НародныеКуклы – «Обережки», «Семесюхи», «Столбушки», «Крестушки», «Рожаницы». Изготовление тряпичной женской и мужской куклы-скрутки.

10

2

Экспедиция. Проект

На экскурсиях в музеи своего города сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Найти информацию: какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, а чем они отличаются друг от друга.

7

  1. Тематическое планирование.

Раздел, название темы,

К-во

часов

Дата

план

факт

1.

Народный костюм – философия моих предков:  творчество «Сошьем Дуне сарафан».

3

2

Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом.

3

3

Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3

4

Морозные кружева в вологодских коклюшек, Ивановские вырезанки.

1

5

Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две ее дочери (сестры) Какие бывают матрешки

2

6

Экспедиция. Проект. Храмы и культовые сооружения моего города, края.

1

7

Фольклорные коллективы и ансамбли народного танца моего города, края.

1

8

Сказители, поэты и писатели моего города, края.

2

9

Историко-этнографический музей нашего города.

1

Итого

17


Приложение №1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для учителя:

- В.Н. Банников.Народное искусство и художественное творчество» 1-4 класс .

- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004

-  Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

--  Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

- Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

-  Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска.
  3. Документ-камера.

Интернет ресурсы:

1. «Перуница» - Северное народное искусство.

2. www.onmck.ru – сайт Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации.

3. www.kizhi.karelia.ru- сайт Государственного музея-заповедника Кижи.

4. www.museum.vladimir.ru - сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

5. www.abash.netfirms.com/-Абашевская игрушка (история, каталог, образцы).

6. www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.

7. www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.

8. www.russianculture.ru - Русская культура.

9. www.rusmuseum.ru – Русский музей.

10. www.slovopedia.com

11. www.slavynka88

12. www.liveinternet.ru

13. www.domstr.ru (Энциклопедия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...