Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского
статья

Коновалова Татьяна Владимировна

Работа для ознакомление детей с творчеством П.И.Чайковского. В данной статье содержится материал, как воспитать у ребенка чувство прекрасного , чтобы он имел возможность накапливать опыт, научился сопереживать, выражать свои впечатления и отображать их в своей творческой деятельности. Работа основано на личном опыте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой секрет накопления детьми опыта «прекрасного».

В сегодняшнем мире мы воспринимаем музыку, чаще всего, как развлечение. Под ее звуки танцуем на дискотеках, ее слушаем, чтобы скоротать время в транспорте, включаем, чтобы создать фон во время выполнения каких-то дел.
Совсем иначе воспринимаем классические произведения. Нам они кажутся  сложными, не всегда понятными, а иногда, даже тяжелыми, но именно классической музыке мы можем доверить свои мысли, горе, радость.

Учеными доказано, что классическая музыка, как никакая другая, оказывает самое благотворное воздействие на развивающийся мозг детей. 

Так же давно известно взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи. Эти два искусства, как - будто тянутся друг к другу и соединяются. А точкой соединения является колорит. В живописи он наиболее музыкальный, а в музыке – наиболее живописный.

Именно по - этому эти два направления соединились в нашей программе.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается незаменимая роль искусства. Развитие основ культуры человека является одной из важнейших целей образования.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Ведь еще древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».

А чтобы воспитать у ребенка чувство прекрасного необходимо, чтобы он имел возможность накапливать опыт, научился сопереживать, выражать свои впечатления и отображать их в своей творческой деятельности.

Вот это мы и стараемся дать нашим детям – возможность накопить опыт «прекрасного».

И так, начинаю знакомить вас с дополнительной дошкольной образовательной программой по художественно – эстетическому развитию дошкольников с опорой на музыкальные произведения П.И Чайковского и произведения пейзажной живописи русских художников.

Цель: Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через восприятие произведений музыки  П.И. Чайковского и произведений живописи русских художников.

А идем мы к этой цели через

Знакомство детей с музыкальными циклами  П.И. Чайковского «Времена года» и «Детский альбом», с  пейзажной живописью и их авторами, формируя  умение чувствовать настроение, отраженное композитором и художником, передавать его в своих высказываниях и работах.

Все это развивает у детей слуховое внимание и музыкальную память, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость и воображение.

И конечно же мы стараемся привить любовь к творчеству  П.И. Чайковского и изобразительному искусству, расширяя музыкальные и эстетические впечатления.

Данная программа реализуется постоянно:

- в режимных моментах – прослушивание музыки, рассматривание картин, обмен впечатлениями;

- непосредственно образовательной  деятельности - беседы, занятия по познавательному и речевому развитию;

-продуктивная деятельность.

Курс программы рассчитан на 2 года для воспитанников старшего и подготовительного возраста разновозрастной   группы. В нашей группе живут дети 5 возрастов (от 2 до 7 лет).  Воспитанники среднего и младшего   возраста участвуют в непосредственно образовательной деятельности с учетом возрастных возможностей. Но обязательно участвуют!

А сейчас маленькое отступление от программы и немного расскажу о себе.

Я очень долго работала музыкальным руководителем. И мне всегда хотелось передать  детям свою любовь к музыке. Объяснить, что музыка – это такой большой и волшебный мир, который создан не только для танцев и песен, он наполняет душу переживаниями, успокаивает и волнует. А как это можно объяснить? Никак. Только дав возможность наслушаться и насмотреться. А для этого, просто, не хватало времени.

Так случилось, что я поменяла профессию, стала воспитателем, и у меня появилась возможность реализовать свое желание. Начала я с проекта «Слушаем музыку перед сном». Это была спокойная, расслабляющая, но уже классическая музыка. Мы только учились слушать, обменивались своими впечатлениями.

В этом же году параллельно шла работа по программе «Знакомство дошкольников с пейзажной живописью».

Это было не просто знакомство  с картинами. Мы учили детей  «считывать» сюжетную линию, композицию и цвет, т.е. видеть все, что использовал художник для написания картины. Ребята учились составлять рассказы, а так же срисовывать картины. И тут нам  приходит  идея объединить эти две большие темы. Мы переживали, сомневались и все же рискнули.

Начать решили с моего любимого композитора П.И. Чайковского и его музыкального цикла «Времена года».

Подобрали к музыке иллюстрации, продумали, как поддержать этот материал

 -методическими пособиями,

-литературными произведениями,

-дидактическими играми.

А накопленный опыт по программе «Знакомство дошкольников с пейзажной живописью» стал нашим большим подспорьем. Дети уже смело пользовались  умением описывать картину, замечать в ней художественные тонкости. А музыка помогла нам оживить все эти образы, окрасить их звуками.

Сейчас на примере одного произведения я вам расскажу, как в течение недели, проходит реализация этой программы.

П.И. Чайковский произведение «Охота» и картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале»

Сначала в нашем  уголке «Музей» появился портрет  П.И. Чайковского. Я познакомила детей с автобиографией композитора, и мы послушали отрывки его произведений. Последним было произведение «Охота».

Затем, в группе появились иллюстрации охотничьих рожков. Дети начали задавать вопросы.  А что это такое? А если детям интересно, значит, я могу начать свой рассказ…

О том времени, когда охота была большим праздником и достаточно дорогим удовольствием. Позволить себе такое развлечение могли только  богатые люди, дворяне. Готовились костюмы, лошади, собаки. Это был целый ритуал. А начиналось все со звука охотничьего рожка.  

Так мы познакомились с рожком и его голосом.

И вот однажды - продолжала я -  П.И. Чайковский  побывал на этом празднике и остался под таким впечатлением, что решил отразить его в музыке.  И я нацелила детей на внимательное слушание. А не услышат ли они знакомые звуки…? Конечно, все услышали звук рожка, а вот что происходило дальше, я постаралась им описать во всех красках. И как собаки с громким лаем преследуют свою добычу, а добыча мечется, прячется,  обманывает своих преследователей.  И снова звук охотничьего  рожка, который возвещает об окончании охоты!

 И, конечно, мы рисуем охотничий рожок. Каждый свой: свою форму, свой узор. И делают, это ребята,  с огромным удовольствием и старанием! И, конечно, у каждого свой осенний фон, навеянный музыкой Чайковского.

Затем, рядом с портретом Чайковского появляется портрет Василия Григорьевича Перова и его картина «Охотники на привале».  

Так мы подошли  к описанию картины. Мы очень внимательно рассмотрели её и поразмышляли,  о чем же таком интересном могли разговаривать эти люди, а потом разожгли на нашей интерактивной доске огонь, включили фонограмму костра и стали слушать рассказ «Три охотника» (это были охотничьи байки).

На следующий день отправились на охоту сами. Кто-то пошел на зайца, кто-то на медведя, волка. Кто-то вернулся с добычей, а кто-то упустил, но все были под впечатлением! И всё это действие, конечно, сопровождалось музыкой П.И. Чайковского. Каждый ребенок трубил в свой воображаемый рожок, который открывал и закрывал нашу охоту.

Хочу сейчас обратить ваше внимание еще раз на то, что группа разновозрастная, а программа направлена на старший и подготовительный возраст. Но как, вы, думаете, интересно было нашим малышам побывать на охоте вместе с нами? Конечно! А хватало ли у них терпения слушать классическую музыку? Конечно, да. Ведь это была игра.

В завершении, мы еще раз слушали уже любимое произведение П.И. Чайковского «Охота», вспомнили всё самое интересное, рассмотрели наши работы и  оформили выставку для родителей.

В октябре знакомились с «Осенней песней» и вспомнили произведения наших живописцев Васильева, Волкова, Левитана, Грабаря, а тему нашей творческой недели адаптировали под план основной программы сада и назвали ее «Осень в парке».

Появляется новая идея сделать музыкальный фильм для родителей.

Таким образом родители оказались тесно связаны с нашей обучающей и развивающей деятельностью, которая не оставила их равнодушными. Появились вопросы, проявился интерес поучаствовать с детьми в викторине «По произведениям Чайковского и русских художников», где дети обошли родителей в своих познаниях. Нам была оказана помощь в подготовке новогоднего утренника «Щелкунчик», и с удовольствием родители  побывать на нашей осенней ярмарке, на которую позвало нас произведение «Камаринская» .

 А так же, родители, предложили  нам использовать в наших занятиях музыкальный мультипликационный фильм  «Детский альбом», с которым мы познакомились в этом году, и дети его очень полюбили.

Хочется отметить  и то, сколько разных техник мы использовали в нашей изобразительной деятельности: «Эбру», пластилинография, тонирование гуашью  при помощи пищевой пленки, рисование акварелью  и солью,  «набрызг», рисование с использованием растительных элементов, тонирование сухой кистью, рисование по восковым мелкам и даже попробовали рисование бумагой).

На мой взгляд, нам удалось увлечь детей, они и сами не заметили, как мир музыки раскрылся для них и стал неотъемлемой частью их жизни. И когда приходит утром мама и рассказывает, как укладываясь спать, дочка говорит ей: «Вот бы сейчас послушать «Сладкую грезу», я бы быстренько уснула…»

Или на занятии по ИЗО, включив музыку, я замечаю, что у мальчика, обычно с трясущимися  руками, вся тряска исчезает, и он спокойно и смело делает работу. Или, когда задавая детям провокационный вопрос, получаешь в ответ рассуждение: «да, что, Вы, Татьяна Владимировна, в «Осенней песне ветерок убаюкивает листочки и грустит, а в «Подснежнике» он играет с цветком и радуется»

Конечно, в такие моменты чувствуешь полное удовлетворение от результата.

Классическая музыка не может быть сложной и скучной. Надо только постараться научиться  ее слышать.

Дмитрий Шостакович говорил: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыки, ……то ребенок поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»

Все дети от природы музыканты. И только от нас - взрослых  зависит, разовьются ли эти способности в будущем

Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с событиями праздника "Крещение Господня"

В январе много праздников. Вы правильно назвали главные праздники начала месяца: и Рождество Христово, и Новый год вспомнили. А в нынешние дни, когда уже отсветил тихим ласковым светом праздник Рождес...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Внеклассное мероприятие,посвящённое творчеству П.И. Чайковского для детей(1-4 класса)

Данная папка содержит разработку мероприятия П.И.Чайковский "Детский альбом", презентацию, соответствующую материалу и музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского.Материал можно использова...

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.Прилагается презентация...

урок 1 класс "Детская музыка в творчестве П.И.Чайковского"

План-конспект урока в 1 классе . Тема "Детская музыка в творчестве П,И, Чайковского"...

Жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского

Данный материал можно использовать на классных часах в начальной школе, а также на уроках музыки по программе Е.Критской. Кроме конспекта урока, подобран музыкальтный материал, а также презентация к з...

"Детский альбом" День музыки в начальной школе по творчеству П.И.Чайковского.

Мероприятие для начальной школы с заданиями и участием ребят....