«Урок чистой воды»
классный час (2 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час
«Урок чистой воды»
Автор: Тухфатшина Наталья Ильинична
учитель начальных классов
Ст. Марьинская
2021-2022 уч. год
Цели:
- объяснить, что вода – являясь одним из самых распространенных на Земле веществом, требует особой охраны, так как пресная вода – дефицитный ресурс;
- сформировать убеждение о причастности каждого человека к экологической ситуации на Земле;
- воспитание гражданской позиции.
Оборудование:
- видеофильм,
- экран,
- проектор
- плакат о воде,
- физическая карта полушарий;
Ход классного часа.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово.
Отгадайте загадки:
Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождик.)
Мимо сосен и берез
Лесом ходит Дед Мороз.
Голый, сонный лес зимой
Он украсит бахромой.
Это что за бахрома?
Угадайте, детвора! (Иней.)
Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда, белы как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)
Что за странный звездопад:
Звезды белые летят?
Покружатся, а потом
Устилают сад ковром. (Снег.)
Что за хрупкое стекло
Вдруг на лужицу легло?
Солнце в полдень припекло –
Где же в лужице стекло? (Лед.)
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Река.)
-Почему облако, иней, снег, лед, град связывают с понятием «вода»?
- Где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь.)
- Какая вода пригодна для питья?
Как вы, поняли, разговор у нас пойдет о чём?
Верно, о проблеме чистой питьевой воды. Поэтому приглашаю принять активное участие в классном часе «Урок чистой воды».
Какие цели мы с вами перед собой поставим? (Ответы ребят)
2. Актуализация знаний.
Откуда воду для питья берут люди? Когда они дома? На улице? В школе? Какую воду следует пить, чтобы не навредить своему здоровью?
Так, где в природе можно встретить воду? Как она выглядит? Всегда ли вода жидкая? В каком состоянии может быть вода?
- Вода в природе может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.
- Дождь - это, какое состояние воды? (Жидкое.)
- А если мы нальем воду в блюдце и поставим в морозильник, что произойдет? (Она замерзнет и превратится в твердый лед.)
- Правильно, при низкой температуре вода замерзает. А летом вы все наблюдали такую картину: прошел летний дождь, образовались лужи, выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Она испарилась.)
Мы говорим «испарилась», т. е. превратилась в пар - это и есть газообразное состояние — крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. Эти капельки поднимаются в воздух, встречаются, высоко в небе с холодным воздухом и превращаются в капельки воды, которые собираются в облака. А из облаков летом выпадают осадки в виде дождя или снега. Снежинки — это замерзшие капельки воды.
-Есть ли вода в камнях, в продуктах питания, в живых организмах: растениях, животных, человеке? (Предположения детей.)
Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах. Можно привести примеры: средняя ель весит 100 кг, из них 80 кг - вода; нарцисс — 100 г, из них 85 г — вода; лосось вести 2 кг, из которых 1,5 кг приходится на воду.
Таким образом, всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода
.
Когда мы хотим подчеркнуть ценность чего–либо, мы обычно сравниваем с золотом. Белым золотом называем хлопок, зеленым – лес, черным – нефть, величайшее богатство Земли – хлеб – получают из золотого колоса.
С чем же можно сравнить ценность обычной, простой, не говоря о лечебной воде?
Одно из древнегреческих изречений гласит:
“Самое лучшее – это вода: лучше, чем Олимпийские игры, лучше, чем золото”.
Следовательно, вода – бесценна и уникальна.
Просмотр видео «Берегите воду».
Вопрос: Сколько нужно человеку воды?
Хронический недостаток воды в тканях служит причиной большинства болезней.
Чай, кофе, алкоголь и всевозможные напитки не заменят воду. Организм подвергается ежедневному стрессу.
Дети не приучены пить воду обычную, а привыкли к газированным, сладким сокам.
В Индии “Колу” покупают целыми упаковками для травли колорадского жука. Хроническое обезвоживание наблюдается с детства.
Все функции организма зависят от рационального использования воды. Вода, будучи растворителем, регулирует все функции организма.
2,5л воды выпивать нужно в сутки вместо таблеток. Ощущения жажды и голода зарождается одновременно. Организм нуждается минимум в 6-8 стаканах воды в день.
Утром 2стакана воды, оптимальное время за 0,5часа до еды и стакан после 2,5часов после еды. После обильной трапезы и перед сном по 1стакану. Пейте столько воды, чтобы ваша моча стала бесцветной.
Запасы пресной воды.
Вопрос: Почему возникла проблема воды?
97% водных ресурсов приходится на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому непригодна для питья.
Оставшиеся 3% приходится на долю пресной воды.
Вопрос: Назовите источники пресной воды?
(Поверхностные воды рек и озёр, подземные воды, водохранилища, вода, законсервированная в айсбергах Антарктиды.)
Тем не менее, человечество может использовать из этого количества лишь малую часть.
Вопрос: почему?
Т.к. она либо сильно загрязнена, либо содержится в айсбергах, атмосферной почве, либо заключена на очень большой глубине. Для большой наглядности предположим, что весь водный запас планеты равен 100 л. Из этого количества пригодны к потреблению лишь половина чайной ложки.
Современное состояние проблемы дефицита пресной воды.
Итак, человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее – недостаток чистой воды.
22 марта – всемирный день воды, отмечается с 1994 года.
- Давайте подумаем, связано ли загрязнение воды только с поступками взрослых людей? (Нет, загрязнение воды может быть связано и с поступками детей.)
- Вы помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит «экономно»?
- Закрывать кран; понапрасну не тратить воду; садить растения; следить за чистотой береговых линий; высаживать быстрорастущие кустарники, деревья для укрепления берегов; расчищать реки, озера, пруды; выпускать листовки; вести разъяснительную работу.
Вода действительно является чудом природы. Без нее невозможна жизнь животного, растения, человека.
Подготовленные дети:
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
И потому всегда
Всем, везде нужна вода!
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в школу к вам бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб всё вокруг сверкало».
III. Игра «Ручеёк»
IV. Рефлексия.
Антуан де Сент-Экзюпери: “..., у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете” (вода).
- Ребята, почему вода самое большое богатство на свете?
V. Итог урока.
- Какой теме был посвящен наш классный час?
- Какие выводы вы сделали для себя?
В решении экологических проблем каждый может и должен принять участие, все зависит от экологической культуры, поведения каждого гражданина. Все очень просто. Перед нами ставятся вопросы: “когда вы моете руки, будете ли вы пытаться закрывать кран, видя, что вода ещё капает или равнодушно, пойдете дальше? Это тоже проявление вашей гражданской позиции по отношению к природе и обществу. А ведь гораздо легче сохранить, чем воссоздавать, вовремя уберечь, вместо того чтобы потом восстанавливать”.
Литература:
Андреев Ю.А. “Вода – наместник бога на Земле”; С-Петербург, “Питер”,2007г.
Николаева С.Н. “Юный эколог”, М, “Мозайка-синтез”,2004г.
Тетерина Т.Н., Филиппенко Д.П.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». «Первое сентября»,2007г.
Т. Я. Шипунова «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста», Новосибирск 1994г.
Л. А. Обухова, Н.А. Пемяскина, О.Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы», Москва. «Вако». 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский урок чистой воды
Урок окружающего мира в 1 классе. Дети знакомятся со свойствами воды, сравнивают соленую и пресную воду. Знакомятся с изображением рек на карте....
Урок "Чистой воды"
На уроке рассматриваются вопросы о роли воды в жизни человека, причины загрязнения воды и бережное и экономное отношение к воде!...
Урок чистой воды
Берегите воду. Снежинка-балеринка. Беседа Артема с дедом....
«Урок чистой воды. Вода – путешественница»
Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы. Главные вопросы мероприятия: 1. Состояние воды в природе. 2. Значение воды в жизни человека. 3. Охрана и рациональное использование водных р...
Всероссийский урок "Чистой воды"
Презентация к уроку "Чистой воды"....
Классный час "Урок Чистой воды"
Классный час "Урок Чистой воды"...
Классный час "Урок Чистой воды"
Можно провести на классном часе и на занятиях внеурочной деят-ти "Урок Чистой воды" (эклолгическое направление)...