Рабочая программа Внеурочной деятельности в 1 классе "Волшебная кисточка"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
Цель рабочей программы — формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях средствами изобразительного искусства
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
Цель рабочей программы — формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
- формировать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
- воспитывать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности;
- развивать способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, творчестве людей, общественной жизни;
- развивать чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность:
- формировать чувственный аппарат (слух, зрение, обоняние, осязание);
- расширять эмоциональный опыт ребёнка;
- формировать представления о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах;
- учить взаимодействию и восприятию искусства:
- формировать отношение к цвету, звуку, движению, линии, форме;
- учить осознавать специфику законов, по которым строится произведение искусства;
- реализовывать свои ощущения, чувства и образы в материале по законам искусства;
- развивать навыки самоанализа, способности экспериментировать.
Сроки освоения примерной программы: 1 год, по 1 часа в неделю.
Содержание курса
Занятия представлены тремя большими темами, в которых выделяются темы конкретных занятий.
«Что может кисточка» (5 часов)
В рамках этой темы дети знакомятся с художественными материалами, основными приёмами работы (на допонятийном уровне). Многие художественные материалы уже знакомы детям, это даёт возможность педагогу вести занятия с непо-средственной опорой на имеющийся опыт детей и где-то лишь корректировать их знания. Темы занятий (в последующих разделах также) подобраны с учётом инте-ресов детей 6-7 лет. Материалы и техники работы доступны каждому ребёнку этого возраста, что обеспечивает положительный результат работы, формирует чувство уверенности в себе и своих творческих силах.
«О чём рассказывает цвет» (15 часов)
Занятия данной темы знакомят детей с цветом, цветовым спектром, разнооб-разием цветовой палитры в природе. Дети учатся определять характер цвета, его значение в природе и жизни человека.
Вводятся первые понятия: тёплые / холодные цвета, контрастные, нейтраль-ные цвета и т.п. В ходе практической деятельности, наблюдений раскрывается смысл данных понятий. Осмыслению понятий способствуют задания творческого характера: детям предлагается заменить один цвет каким-либо другим или “убрать” какой-либо цвет совсем и рассказать, как изменится наша жизнь, какие изменения произойдут в природе и т.п.
Ещё одно важное направление – это наблюдение и определение характера цвета в картине. В ходе таких заданий дети пытаются объяснить, как, почему художник выбрал тот или иной цвет или оттенок, что автор картины хотел этим сказать, выразить.
«Сказочные превращения» (13 часов)
Эта тема обширная и разносторонняя. На занятиях по этой теме дети рисуют и фигуру человека, и пейзажи, и пытаются разобраться с интерьером. Значимым является то, что в занятия темы включена новая техника – холодный батик. Теперь дети делают изображения не только на бумаге, но и на ткани. Выбор темы не случаен. Сказка – хорошее психотерапевтическое средство. Сказка самобытна, безгранична, эмоциональна и мудра. В сказке можно повернуть ход событий и исправить все ошибки. Через действия сказки на занятиях создаётся возможность снятия психического напряжения, накопления положительного эмоционального опыта.
Таким образом, занятия первого года обучения знакомят ребёнка с “миром красок”, в игровой форме раскрывают “тайны языка цвета”. И что самое важное, помогают ребёнку реализовать себя как маленького художника, приоткрывшего лишь небольшую часть мира искусства, но способного и дальше его познавать.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
- уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
- ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
- духовно-нравственное развитие обучающихся;
- мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально- значимой деятельности;
- позитивный опыт участия в творческой деятельности.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
- находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
- анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции;
- выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
- формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения.
Коммуникативные:
- признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
- взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
- демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.
Регулятивные:
- внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
- соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты
- овладение основами художественной грамоты знание цветов и рисовальных материалов умение передавать форму, величину изображения;
- ориентирование в социальных ролях нравственно-этическое оценивание своей деятельности;
- развитие наблюдательности зрительной памяти;
- диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях участие в коллективном обсуждении.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Дата проведения | |
1. | Что может кисточка. | 1 | Практическая работа | 05.09 | |
2. | Мой любимый цвет | 1 | Практическая работа | 12.09 | |
3. | Осенний букет | 1 | Практическая работа | 19.09 | |
4. | Листвы прощальная краса. | 1 | Практическая работа | 26.09 | |
5. | Удивительные кляксы | 1 | Практическая работа | 03.10 | |
6. | Тёплое и холодное царства | 1 | Практическая работа | 10.10 | |
7 | Тёплое и холодное цар-ства | 1 | Практическая ра-бота | 17.10 | |
8. | Разноцветный мир | 1 | Практическая работа | 24.10 | |
9. | Красный цвет | 1 | Практическая работа | 07.11 | |
10. | Солнечный рисунок | 1 | Практическая работа | 14.11 | |
11. | Рождение оранжевого | 1 | Практическая работа | 21.11 | |
12. | Зелёное платье земли | 1 | Практическая работа | 28.11 | |
13. | Цвет моря и неба | 1 | Практическая работа | 05.12 | |
14. | Путешествие на морское дно | 1 | Практическая работа | 12.12 | |
15. | Сиреневая страна | 1 | Практическая работа | 19.12 | |
16. | Дружные краски | 1 | Практическая работа | 26.12 | |
17. | Дружные краски | 1 | Практическая работа | 16.01 | |
18. | Кто самый белый | 1 | Практическая работа | 23.01 30.01 | |
19. | С кем дружит чёрный цвет | 1 | Практическая работа | ||
20. | Исследуем язык цвета | 1 | Практическая ра-бота | 06.02 | |
21. | Рисуем человека и героев сказок | 1 | Практическая работа | 20.02 | |
22 | Рисуем человека и геро-ев сказок | 1 | Практическая ра-бота | 27.02 | |
23. | Встречаем по одёжке… | 1 | Практическая работа | 06.03 | |
24. | Встречаем по одёжке… | 1 | Практическая ра-бота | 06.03 | |
25. | Создаём узор на ткани | 1 | Практическая работа | 13.03 | |
26. | Создаём узор на ткани | 1 | Практическая ра-бота | 20.03 | |
27. | Тридевятое царство | 1 | Практическая работа | 03.04 | |
28. | Стоит в поле теремок… | 1 | Практическая ра-бота | 10.04 | |
29. | Промежуточная аттестация | 1 | Практическая работа | 24.04 | |
30. | Животные в сказке, или сказочные животные. | 1 | Практическая работа | 08.05 | |
31 | Животные в сказке, или сказочные животные. | 1 | Практическая ра-бота | 15.05 | |
32 | Животные в сказке, или сказочные животные. | 1 | Практическая ра-бота | 22.05 | |
33. | Сочиняем сказку сами! | 1 | Практическая работа | 29.05 |
Учебно-методические средства обучения
№ | Наименование объектов и средств |
| |
1. | Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. |
2. | Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М., 2004. |
3. | Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб., 2005. |
2.Технические средства обучения: | |
1. 2. | ПК Мультимедийное оборудование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс
Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
Внеурочная деятельность в начальной школе...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселая кисточка»
внеурочной деятельности «Веселая кисточка»...