План - конспект занятия в ГПД "Икона" (3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)

Казакова Елена Викторовна

Занятие "Икона" может быть использовано во внеурочной деятельности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                           Внеклассное занятие в ГПД

                                    ( 3 класс)

                                                                     

                                Тема: Икона

   

Подготовила: воспитатель ГПД Казакова Е.В.

МБОУ Одинцовская СОШ № 1  

Цели: 

             - познакомить детей с процессом создания икон;

              -воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами культурных          традиций;

             - создать  позитивный  настрой на общение в группе;

             - воспитывать уважительное отношение к иконе, как святыне.

 

 Задачи: Содержательная: приобщение учащихся к святому образу-ИКОНЕ.

                 Коммуникативная: совершенствование навыков общения в паре.

                 

 

    Оборудование, инструментарий: иконы Спасителя, икона Божьей матери (Богоматерь Владимирская), именные иконы, компьютер с доступом в интернет.

                 

   

      Аудиоряд: аудиозапись песни В.Палея «Шёпот молитвы», Ю.Славянской «Так дано много».

ХОД  И  СОДЕРЖАНИЕ.

1.Орг. момент.

        Звучит спокойная музыка (фрагмент песни В.Палея «Шёпот молитвы»)

Воспитатель приветствует учащихся, пытаясь создать в группе продленного дня определённый настрой на восприятие.

2.Вводный этап. Сообщение темы.

воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать с загадки, слово-отгадка которой подскажет вам тему нашего занятия.

БОЖЬЕЙ СИЛОЮ ПОЛНА

                                   В КАЖДОМ ДОМЕ  ЕСТЬ ОНА

                                   В КАЖДОМ ДОМЕ, ГДЕ ПРО БОГА

                                   ЛЮДИ ПОМНЯТ, ХОТЬ НЕМНОГО. (ИКОНА)

(Ответы детей.)

3.Основной этап.

   Беседа.

                         

          Вы правы. Мы с вами отправимся в светлый мир ИКОНЫ. Поговорим о её предназначении, о том какие бывают иконы, как и кем они создаются. 

Воспитатель  :- Где мы можем видеть иконы ?

(В храме, в музее, дома  ,именные иконки некоторые носят с собой ,в автомобилях) .Демонстрация видеоряда икон или иллюстративный ряд.

 

          Действительно, больше всего икон можно увидеть в храме. Перед образами непременно возжигаются свечи, надолго замирают верующие люди. Почти у всех дома есть заветный уголок с иконами.

     -Чтобы ответить на следующий вопрос: что же такое ИКОНА? Что мы вкладываем в это понятие? Я предлагаю вам выполнить практическую работу в парах.

Практическая работа.

Детям раздаются карточки с заданием.

Прочтите слова и выражения, определяющие смысл иконы. Выберите наиболее приемлемые для вас ответы, обсудите в паре.

ИКОНА ЭТО : особо ценная (антикварная вещь);

произведение  древнерусской  живописи;

молитва в  красках;                      окно в мир иной;

единство смысла и красоты;         семейная реликвия.

Ребята обсуждают в паре, подчёркивают выбранные ответы, затем вслух аргументируют своё мнение.

Учитель подводит итог обсуждению.

       ИКОНА-это слово в образах, окно в духовный мир. Тот мир называется горним, т.е. высшим, вышним . К этому миру тянется душа человека. Икона раскрывает многие библейские сюжеты, это та же Библия, только написанная не словами, а красками.

Подготовленный ребенок читает стихотворение.

Есть икона в доме нашем-             Я проснусь, и Он заглянет

Нет её родней!                                 Мне в глаза с утра,

Золотом оклад украшен,                 И теплей на сердце станет

Сам Господь на ней!                        От его добра.

      На одних иконах - образ самого Господа Иисуса Христа . На других - образы Богоматери или Святых. Люди , природа и вещи выглядят на иконах необычно. Взор и душу греет таинственный золотистый свет.

 4.Физ.минутка.

Учитель предлагает детям встать, руки сложить «лодочкой», как во время молитвы и хором за учителем повторить следующие слова:

       После сна и перед сном                             Мой заботливый хранитель

       Встану я в углу святом                              И молитвам научитель!

       На икону погляжу                                      Ты, заступник мой усердный,

       Руки лодочкой сложу                                 Хоть невидимый, но верный.

       И скажу: «Мой друг небесный                  Помоги мне быть послушным

       Ангел светлый и чудесный!                      Добрым, честным, скромным, нужным!

Продолжение беседы.

-Кто же создаёт иконы? (иконописцы)

             Верно. Долгое время на Руси художники писали только иконы и назывались иконописцами. Рисовать на иконе простых людей запрещалось. Даже подписать икону своим именем было нельзя – искусство это принадлежало Богу. Прежде чем начать писать, иконописец готовился – молился, старался делать только хорошие дела. Бывало он уходил подальше от людей к отшельникам или принимал какой -то обет  на время написания, например, молчания.

     Послушайте рассказ о том, как иконописцы работают над иконой, вкладывая в

неё не только свой труд и талант, но и сердце и душу.

         

       Мастерством иконописца овладевают долго и постепенно. Будущему мастеру нужно научиться всё делать самому , от начала до конца. Сначала нужно правильно  приготовить деревянные доски, вырубить их топором. Чаще всего для этого используются липа и сосна. На доске нужно аккуратно выдолбить небольшое углубление КОВЧЕГ. Тогда изображение будет отодвигаться от нас, как бы уходить в другой мир. Затем для прочности на иконную доску мастер наклеивает ПАВОЛОКУ - старую холстину. Ею покрывается поверхность доски. После этого икону грунтуют, наносят на неё ЛЕВКАС – специальное соединение мела и клея. Теперь всё готово к самому главному – нанесению изображения. Его исполняют яичной ТЕМПЕРОЙ – красками затёртыми на разведённом в воде желтке куриного яйца. В старину их покупали  на многочисленных ярмарках в городах, крупных сёлах, при монастырях. Секреты и навыки приготовления красок передавалось по наследству. Рисунок  иконы мастер-иконописец наносит строго по образцу. Принято копировать древние иконы или работы опытных признанных мастеров. Какие-либо отклонения от образца не поощряются. Каждый раз, когда иконописец приступает к написанию иконы, он понимает, что ему предстоит ответственное дело – написать своей рукой вечное и Божественное. Вот почему от иконописца во все времена требуется не только владеть кистью и красками, но и  иметь глубокую Веру и чистую душу. Иконописец долго готовится к написанию иконы, читает Библию или жизнеописание святого. Он долго молится, постится, исповедуется, отстраняется от дел суетных, от земных забот. Он понимает, что создаёт своё произведение не для любования, украшения или простого разглядывания. Он должен сотворить окно в духовный мир, горний мир - мир Бога.

       Через образы, краски, символы иконописцы размышляют о Боге, о смысле жизни, о добре и зле, о вечности. (Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображения  икон и перечислить символы, которые они на них видят. Если воспитатель создаст иллюстративный ряд на доске, подобрав цветные и достаточно крупные изображения Спасителя и Богородицы, то это только повысит эффективность и результативность работы. Это может быть так же и видеоряд )

        По строгим церковным правилам облик Христа всегда оставался неизменным. На любом Его изображении всегда присутствовал золотой нимб и буквы, сокращённо обозначавшие имя Иисус Христос. Нимб Христа всегда расчерчен крестообразно, в память принесённой за людей жертвы на кресте. Это главный священный образ для русского человека.

 Владимирская икона Божией Матери представляет собой поясное изображение Богоматери в тёмно- красном с алой каймой мафории. Мы видим соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов – Божией Матери и Богомладенца. Головы матери и младенца обращены друг к другу. Это символическое изображение Христа и Церкви Христовой. На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает её за шею. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня( говорят «пяточка»), по которой и узнают Владимирскую икону. Из- под покрова на голове Богородицы( мафория или омофора) видна Его ручка. Образ Богоматери почти лишён движения: голова наклонена к Младенцу, руками она поддерживает Иисуса Христа. Золотой фон символизирует Божественный свет.

5.Закрепление.

(Каждому ребенку раздаются карточки с  перечисленными на них этапами работы над иконой, необходимо распределить все этапы в необходимой последовательности, пронумеровав их.)

Написать образ.

Получить благословление на написание иконы.

Выдолбить небольшое углубление КОВЧЕГ.

Подготовить липовые или сосновые доски, вырубить их топором.

Наклеить на иконную доску поволоку.

Загрунтовать иконную доску - нанести левкас.

Украсить икону окладом.

Освятить икону.

6.Итог занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами прикоснулись к светлому миру иконы. Попытались понять Её  глубокий смысл, познакомились с некоторыми символами и их значением.  Узнали, как  создаются эти духовные творения иконописцами. С сегодняшнего дня каждый из вас немного по – другому , уже с большим благоговением и уважением будет относится к иконе, понимая как много труда и смысла вкладывается в эти святые изображения.

7. Индивидуальная рефлексия.

          Детям раздаются мини-раскраски (изображения свечи), на которых указаны цвета и их обозначения (голубой – было интересно на занятии, зеленый- помогал другу в паре, желтый – понял то,о чем рассказывали, оранжевый- захотел узнать больше по данной теме, фиолетовый – отдыхал, серый – скучал). Дети раскрашивают «свечи» на фоне песни Ю.Славянской  «Так дано много». По тому какие цвета присутствуют или преобладают делаем вывод о результативности занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект занятия кружка "Движение - это жизнь" в 1 классе по ПДД

Занятие было проведено для первоклассников и их родителей,  мероприятие проходило весело и поучительно....

План-конспект занятия по краеведению "Моя семья" для 2 класса

Занятие по краеведению "Моя семья". Цель занятия - формирование представления о дружной семье....

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

План – конспект занятия в 1 классе в рамках развивающего курса «Белая ладья». Тема урока: Конь

Пояснительная записка: Развивающий  курс «Белая ладья» рассчитан на обучающихся с 1 по 4 класс. В 2017-2018 учебном году ребята первого класса начали свое знакомство с шахматами....

План – конспект занятия для 1 класса в группе продлённого дня "Путешествие в мир профессий "

Ира – путешествие.Ранняя профориентация.Формирование представлений у детей о мире профессий....

Клубное занятие в ГПД"Комнатные растения" план-конспект занятия (3 класс)

Клубное занятие в ГПД"Комнатные растения"план-конспект занятия (3 класс)...

Сценарий праздника для детей "Прощай , Азбука!" план-конспект занятия для 1 класса

Цели: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка;развивать познавательную активность и творческие способности детей, умение работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать условия...