Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС
методическая разработка по технологии (4 класс) по теме
Выступление на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davydova_olga_anatolevna.rar | 2.22 МБ |
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_mladshikh_shkolnikov.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №10 имени майора В.В.Малярова»
г. Балаково Саратовской области
«Внеурочная деятельность в школе при введении ФГОС»
(«Творческая мастерская»)
Развитие творческих способностей младших школьников
во внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 10
Давыдова Ольга Анатольевна
г. Балаково
2013 г.
Согласно требованиям Стандарта, отдельную часть учебного (образовательного) плана для начальной школы составляет внеурочная деятельность. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей.
В рамках УМК «Перспективная начальная школа» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, проектная деятельность.
Программа кружка по теме «Золотые ручки» реализует художественно-эстетическое и научно-познавательное направления внеурочной деятельности. Она дифференцирована по возрастным группам (1—2, 3—4 классы) и предметным областям («Технология» и «Изобразительное искусство»), направлена на формирование у детей личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД. (Слайд № 2,3)
Комплексные образовательные программы (Слайд № 4)
Всё содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению (художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает 1-2 модуля «Оригами», «Квиллинг», «Бисероплетение», «Вязание», «Изонить»).
Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одного возраста. (Слайд № 5)
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально проявлять и реализовывать свои творческие способности.
(Слайд № 6) Важное направление в содержании программы «Золотые ручки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистыхматериалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). (Слайд № 7)
Программа «Золотые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
(Слайд № 8) “Творческая деятельность воображения, — пишет Л.С. Выготский, — находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение”. Эту мысль учёного следует подчеркнуть особо, потому что слишком широко и за рубежом, и у нас распространено мнение о том, что ребенок обладает буйной, неограниченной фантазией, способен изнутри порождать яркие, неорганичные образы. Всякое вмешательство взрослого, педагога в этот процесс лишь сковывает и губит эту фантазию, богатство которой, не идёт ни в какое сравнение с фантазией взрослого. Вместе с тем совершенно очевидно, что бедность опыта ребенка определяет и бедность его фантазии. По мере расширения опыта создается прочная основа для творческой деятельности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
Изготовление поделок во внеурочное время – художественно-творческая деятельность, которая включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в поделке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Поэтому обучение детей технике изготовления поделок должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершения изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать тот сувенир, который он захочет.
Если ребенок не владеет своей рукой, каждое движение дается ему с трудом, рука быстро устает, и процесс создания сувенира не приносит радости. Вместе с тем овладеть ножницами, иголкой и другими инструментами как средствами выразительности, научиться правильно их держать и рациональным способом использовать – достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия от взрослого. Показ взрослого – образец действия, которому нужно следовать и усвоить который можно только благодаря обучению.
Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуа-лизации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Связь воображения с действительностью позволяет сделать педагогический вывод о том, что процесс детского творчества не заканчивается созданием сувениров и других результатов творческой деятельности. Их надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребенка оказывают влияние не только его произведения, но и произведения, созданные другими детьми. Вот почему мы считаем целесообразным, даже необходимым в конце каждого занятия, по завершении детьми изготовления сувениров-подарков выставить все поделки на доску-стенд, рассмотреть их вместе со всеми детьми, обсудить, что и как изготовили, что получилось особенно удачно, красиво, где можно что-то добавить, чтобы было еще интереснее.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации: в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Художественное творчество формирует и развивает образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительную память, то есть способствует разностороннему психическому развитию ребенка.
Должны знать и уметь:
- Историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества (нитяная графика, бумажное искусство, лепка, бисероплетение и т.д.).
- Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
- Правила общения.
- Правила безопасности труда.
- Правила личной гигиены.
- По ходу занятий обучающиеся посещают выставки, театры, раскрывающей секреты творческой работы в области декоративно-прикладного искусства.
Ожидаемые результаты программы
К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, уметь работать в группах.
Способы проверки результативности
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
- Постоянно действующая выставка;
- Творческие конкурсы
- Отчетная выставка
Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.
В конце четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНОЕ
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
1 | Вводное занятие. ТБ при работе с различными инструментами. Знакомство с техниками декоративно-прикладного творчества. | 1 | |
2-3 | Вводное занятие. Ознакомление с техникой «Изонить» - ниточ- ный дизайн. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Техника безопасности. Изонить на картонных шаблонах х «Бабочка» | 2 | |
4-5 | Выполнение моделей в технике изонить. Изготовление модели для прошивания «Цветы и деревья» | 2 | |
6-7 | Способы соединения элементов. Изготовление «Бумажного ангела», «Роза» из ажурных салфеток. | 2 | |
8 | Поделки из картонных тарелок | 1 | |
9-10 | Тарелочка в технике папье-маше. Оформление работы. | 2 | |
11-12 | Изделия с деталями круглой формы | 2 | |
13-14 | Объёмное конструирование из деталей оригами «Кусудама» | 2 | |
15-16 | Квиллинг «Снежинка» | 2 | |
17 | Шкатулка из пластиковой бутылки | 1 | |
18 | Аппликация с раздвижкой | 1 | |
19-22 | Конструирование цветов | 4 | |
23-24 | Конструирование птиц сложной формы | 2 | |
25 | Рисование ватой по бархатной бумаге | 1 | |
26-27 | Квиллинг на расчёске | 2 | |
28-30 | Поделка из шерстяных ниток на бархатной бумаге | 3 | |
31-34 | Вязание крючком. Объёмные цветы. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"
Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через: 1. Проектную деятельность. 2. Вышивание ка...
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...
Развитие творческих познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Показатель сформированности творческих способностей младших школьников, владение приёмами поисковой и творческой деятельности....
развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС
развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС...
Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках фгос
Пути и способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки ...
Выступление на педсовете "Развитие творческих, исследовательских способностей во внеурочной деятельности"
Выступление на педсовете "Развитие творческих, исследовательских способностей во внеурочной деятельности"...
Развитие творческих литературных способностей младших школьников
В данной статье предложены пути развития творческих литературных способностей младших школьников,показаны конкретные приёмы,которые позволят достичь необходимого результата....