Учебно-методическая публикация по по внеурочной деятельности "Права и обязанности ребёнка"
классный час (4 класс)

Тихонова Елена Владимировна

В работе представлен материал для проведения внеурочного занятия или классного часа. В игровой форме с применением ЦОР ребята знакомятся с основными правами и обязанностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихонова Е.В. 4б класс

Классный час на тему «Правовое воспитание»

1. Организационный момент.

 Мы  рады приветствовать  гостей на нашем занятии.

Мы спешим сказать вам: «Здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго,

Удач, успехов и везения

Всем присутствующим в классе – хорошего настроения.

2. Актуализация знаний.

Игра «Я это Я»

Возьмите листок и фломастер и нарисуйте ….СЕБЯ. Наклейте их на один лист. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось.  (листы соединились и получился макет РОССИИ и изображения людей)

Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.  Мы все разные, но одно у нас общее.

ЧТО же это ? (отгадывают ребус)

 

Права и обязанности, которые мы должны выполнять.  Что сегодня на занятии узнаем? Поставьте цели:

3. Получение новых знаний:

- Что такое права ? -  Что такое обязанности?

 (Ответ в приложении)

Люди давно задавались вопросами:

 -  «На что они имеют право, а на что не имеют?

- « Что обязаны делать и чего не обязаны?»

-   В беседах, путём переговоров им удалось решить ряд вопросов и на свет появились правовые документы.

Какие? Вы узнаете, собрав слова из букв.

4. Работа в группах по теме:

1) Отгадывают слова и вывешивают на доску

Декларация прав ребёнка

(Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1959 году)

Конвенция о правах ребёнка

(Генеральная  Ассамблея ООН  приняла в 1989 году)

Конституция РФ

(Основной закон страны принята в 1993 году)

Семейный кодекс РФ

(Регулирует семейные отношения с учётом прав детей, принят в 1995году)

Закон  «Об основных гарантиях прав ребёнка в Р.Ф.» устанавливает основные гарантии прав ребёнка, принят в 1998году)

Какие из этих слов вам известны?

2) Найдите, что обозначают эти слова в толковом словаре Ожегова:

(Находят и зачитывают)

В толковом словаре:

Конвенция  - с. 289

Декларация  - с. 158

Конституция – с. 291

Кодекс – с. 280

Закон – с. 208

- Итак, в ходе игры мы узнаем, какими же правами обладают дети в нашей стране.  С помощью заданий, ребусов и головоломок, которые для каждой команды будут разные , вы должны будете обозначить 5 детских прав.

1 группа: Разгадывает ребус   - здоровье.

Право : Каждый ребёнок в нашей стране имеет право на охрану здоровья.

2 группа:  Читает надпись с помощью зеркала

Право: Каждый ребёнок имеет право на защиту от насилия.

3 группа: Расшифровывают слова – имя и гражданство.

Право : Каждый ребёнок,  рождённый на территории страны имеет право на имя и гражданство.

4 группа: Расшифровывают перепутанные буквы  - семья и родители.

Право: Каждый ребёнок в нашей стране имеет право на семью и родителей.

5 группа: Расшифровывают тайное письмо – написанное свечкой – родной язык.

Право: Каждый ребёнок в нашей стране имеет право на изучение родного языка.

Каждое правило выводится на доску. (На шарике прикрепляется к ребёнку)

3) Работа в программе «Занимательное правоведение»

1группа: Право на жизнь.

2 группа:  Право на уважительное отношение

3 группа:  Право на образование.

4 группа: Право на собственное мнение.

5 группа : Право на отдых.

Мы рассмотрели с вами 10  прав ребёнка.

5. Первичное закрепление.

Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости. Папа!

Какие ошибки в поведении членов семьи вы нашли?

Что усвоил и чего не усвоил Петя? ( Он забыл про свои обязанности)

- Мама заставляет Петю мыть руки. Будет ли это насилие над личностью?

- Бабушка просит сходить за лекарством. Будет ли это использованием детского  труда?

- Папа просит выключить телевизор и сесть за уроки. Папа проявляет жестокость по отношению к Пете?

- Что обязан делать каждый ребёнок?

( Обязан не причинять вред своему здоровью – мыть руки, фрукты….

Обязан помогать членам своей семьи, обязан делать уроки , чтобы освааивать учебную программу)

Сейчас мы с вами составим  свою Декларацию , чтобы помнить не только основные права , но обязанности. И если мы что – то подзабудем, то обязательно будем туда посматривать.

право на жизнь

- охранять свою жизнь и здоровье

- Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда.

Право на образование 

- Не прогуливать уроки,

- делать домашнее задание

- Соблюдать устав школы

права на отдых 

- отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим;

- беречь природу, не мусорить,

- не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду,

право на семью.

- беречь свою семью,

- помогать маме, папе,

- не огорчать их и не расстраивать,

- заботиться  с родителями о младших братьях и сестренках

Право на медицинское обслуживание

- проходить медосмотры

- выполнять назначения  врача

- делать прививки, помогающие избежать болезней.

6. Обобщение и закрепление изученного:

Каждая группа  по картинке определяет право и выбирает из предложенных обязанности  по этому праву.  В итоге склеиваем страницы и получаем журнал «Мои права и обязанности»

7.Рефлексия:

 PLIKERS

Что из перечисленного права? А что обязанности?

1.  Получение бесплатного общего образования (Право)

2. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины. (Обязанность)

3. Помогать членам своей семьи и заботиться о них. (Обязанность)

4. Получать медицинскую помощь. (Право)

5. Добросовестно выполнять домашние задания. (Обязанность)

 

Я хочу, чтобы ваши права никто и никогда не нарушал, а вы в свою очередь добросовестно выполняли свои обязанности.

ВАШИ ПРАВА ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЮТСЯ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ,

Телефон доверия:

20 ноября – Всемирный день ребенка. Это – ваш праздник.

1 июня – Всемирный день защиты детей.

Пять важных правил в жизни соблюдай
И на земле увидишь светлый рай
В делах мирских не возмущай покой
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад
Живи в достатке, но не будь богат, 
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.

С. Маршак

Чтоб наша совесть не казнила нас, 
Не потеряйте краткий этот час.
Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья нашей совести и чести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Права и обязанности ребёнка

Знакомство детей с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН. Способы их реализации...

Внеклассное мероприятие о правах и обязанностях ребёнка: "Лучше знать, чем догадываться"

10 декабря 213 года исполняется 65 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей Декларации прав человека. К этому событию и прурочено это внеклассное мероприятие....

Учебно-методическое пособие для учителей и родителей "Ваш ребёнок".

Учебно-методичекое пособие включает серию презентаций, представленных в виде уроков на определённую тему. Содержание уроков вы найдёте в замечательной книге "Общаться с ребёнком. Как?" Ю.Б.Гиппенрейте...

Учебно-методическое пособие.Совмещение урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ

Цели внеурочной деятельности:Обогащение личного опыта ребенкаРазвитие интереса к различным видам деятельностиРазвитие кругозора обучающихсяВовлечение учащихся в проектную деятельностьВ различных форма...

Приложение 6. Наличие научных и учебно-методических публикаций, отражающих особенности методической разработки учителя

Приложение 6. Наличие научных и учебно-методических публикаций, отражающих особенности методической разработки учителя...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Учебно-методическая публикация по теме:Квест по математике. Площадь и периметр прямоугольника.

В работе представлена методическая разработка урока по закреплению изученнных понятий площадь и периметр прямоугольника. Ребята в игровой форме повторяют изученное....