Учебно-методическая публикация по теме:Квест по математике. Площадь и периметр прямоугольника.
методическая разработка по математике (4 класс)

Тихонова Елена Владимировна

В работе представлена методическая разработка урока по закреплению изученнных понятий площадь и периметр прямоугольника. Ребята в игровой форме повторяют изученное. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 4 б

Учебный предмет: математика

Тема: Решение задач с применением кейс-технологий. Площадь и периметр прямоугольника.

          Цель урока: 

- формировать вычислительные навыки и умение решать задачи с помощью кейс-метода,

- упражнять в нахождении площади и периметра;

- развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение;

- развивать кругозор, абстрактное мышление, пространственное воображение;

- развивать интерес к предмету;

- воспитывать практическую направленность.

Применение в обучении кейс-технологий позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учёбе; развивать такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства, сформировать основные деловые этики. Кейс-технология направлена на решение различных ситуаций взятых из жизни.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи:
         Образовательные:
- повторить понятия «периметр и площадь прямоугольника» и уметь применять их при решении практических задач;
- учить анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Развивающие:
- развивать вычислительные навыки;

- развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки;

-развивать познавательные процессы учащихся;

- расширять кругозор учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
  • cледовать в поведении моральным и этическим требованиям;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело.

Метапредметные:

              Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  •  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с кейсом;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

         Познавательные УУД:

  • ориентироваться  в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя кейс, свой жизненный опыт и информа       цию  полученную на уроке;
  • сравнивать и группировать выражения в разные группы;
  • делать выводы на основе полученной информации.

Коммуникативные УУД:

  • способность формулировать и сохранять учебную цель и задачу;
  • овладение спектром логических действий и операций;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • подводить под понятие «периметр и площадь прямоугольника» на основе выделения существенных признаков;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Предметные:

  • понимать смысл действия умножения и умножения многозначных чисел на двузначные;
  • применять формулу нахождения периметра и площади прямоугольника при решении практических задач;
  • применять полученные знания на практике.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: кейс (с подбором информации), персональный компьютер, проектор, экран, презентация, кластер.

Этап урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Время

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

.Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня на уроке много гостей.

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

- Я желаю вам удачи.

Слайд 1

- Сегодня мне хотелось бы начать урок со слов известного философа, писателя и мыслителя Ж.Ж.Руссо

 «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» (вывешиваем на доску)

Проверяют готовность к уроку.

2мин

 Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности.

- определять и выполнять общие для всех правила поведения.

Регулятивные:

- Управлять своим настроением (самоконтроль).

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные высказывания

2. Актуализация знаний

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня я директор строительной кампании. Я набираю себе команду.

Мне нужны креативные, сообразительные , умеющие считать сотрудники.

Вы хотите стать сотрудниками моей кампании?

Проверим, есть ли у вас такие качества.

1 задание: Заполни пропуски

5000гр = …..кг                    14 м2 = ……..см2

 1700см = ….м                    7дм2 50 см2 =  …..см2 

S пр. =                                   Р пр. =

Слайд 2

Если вы справились без ошибок или с одной ошибкой поставьте себе  в оценочный лист за 1 задание  1 балл  ( две и более ошибок – 0 баллов)

А теперь проверим – умеете ли вы быстро считать.

2 задание:  Работа в программе «Отличник»

Если вы получили 5 или 4 поставьте себе  в оценочный лист за 2 задание  1 балл  другие отметки – 0 баллов)

Молодцы! Поздравляю! Вы все сотрудники моей кампании. И каждый из вас должен соблюдать правила для сотрудников фирмы.

Слайд 3.

• Работать должен каждый на общий результат.

• Один говорит, другие слушают.

• Своё несогласие высказывай вежливо.

• Если не понял, переспроси.

(вывешиваются на доску)

- Для успешной работы на фирме у нас есть вся необходимая документация: рабочая тетрадь, ручка, черновик. Есть ли все необходимое на парте?

Да

Выполняют работу в тетради.

Проверяют на доске.

Выставляют в оценочный лист баллы.

Работают в программе «Отличник»

Выставляют в оценочный лист баллы Открывают тетрадь и записывают

Рассажены по группам

Выводят правила

5мин

5мин

3мин

Регулятивные:

 - выделять и осознавать то, что уже усвоено

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для слушателей высказывания

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать, сравнивать и группировать числа;

- выделять класс объектов по заданному признаку.

- устанавливать причинно-следственные связи

- распознавать последовательность чисел, составленную по определенному правилу

3. Постановка учебной задачи.

Наша кампания участвует в тендере на проведение ремонтных работ в нашем кабинете.

Наши заказчики пришли посмотреть можно ли нам доверить эту работу.

Сумму контракта мы узнаем, составив и  решив уравнение

3 задание: Реши уравнение:

Какое число надо уменьшить в 25 раз, чтобы получить число, равное произведению чисел 500 и 4?

Проверка в паре и на слайде:

У вас получилось столько?

Оцените себя в оценочном листе. Если правильный ответ, то 1 балл

Учитель вносит сумму контракта в проектный лист.

Нам предлагают выполнить следующие ремонтные работы.

Слайд 4

1. Рассчитать стоимость материала для ремонта потолка.

2. Рассчитать стоимость работ для ремонта стен.

3. Найти стоимость материала для ремонта пола.

4. Рассчитать стоимость материала для укладки плинтуса.

5. Принять решение: получим ли мы прибыль или убыток от выполненной работы. Нужно ли браться за этот проект?

Для успешной работы у нас есть всё необходимое: умные сотрудники, креативный директор и необходимая документация.

ЗАЩИТА

Полученные данные должны быть внесены в таблицу и в задачу

Находят корень уравнения.

у : 25 = 500 х 4

Оценивают.

3мин

3 мин

Регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией;

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации;

 - наблюдать, сравнивать и делать обобщение о одинаковых слагаемых.

 - делать выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

- формулировать проблемы

4. Решение учебной задачи

   Работа по поиску поставленной проблемы организована в 4 группах. Учащимся надо выполнить необходимые расчёты. Работа по группам с использованием кейс-метода.

Каждой группе даётся 5-6 минут. Заслушивается выступление представителей от каждой группы и обсуждение решения с применением кейс-технологии.

- Каждая группа получает свой кейс (Приложение 1)

Задание 4

- Будьте внимательны у Вас одинаковые кейсы, но задания у каждой группы разные. Выберите только ту информацию, которая Вам необходима.

1отдел: Рассчитать стоимость материала для ремонта потолка.

а= 8м

б= 5м

2 = 100г краски

1кг = 350 руб

2отдел: Рассчитать стоимость материала  для ремонта стен.

а = 8м

б = 3м

с=  5м

S всех окон = 10м2

S всех дверей = 4м2

2 = 125г

1кг = 500руб

3отдел: Найти стоимость материала для ремонта пола.

а=8м

б= 5м

2линолеума = 500 руб

4 отдел: Рассчитать стоимость материала для укладки плинтуса.

а = 8м

б = 5м

Длина плинтуса  - 260см

Цена плинтуса – 360 руб

Группа называет ответ и получает карточку с этим ответом, вывешивает его на доску.

Вносит данные в обобщённую таблицу на GOOGL диске.

Работа каждой группы оценивается,

(1 или 0)  результат заносится в таблицу.

Данные вносятся в основную задачу.

Слайд 5

Анализируют информацию, предполагают ход решения проблемы.

Вычисляют результат.

1) 8х5 = 40 (м2) – площадь потолка

2) 100 х40 = 4000 (г) – краски на весь потолок

4000г = 4кг

3) 350 х4 = 1400 (руб) –стоят материалы для  ремонта потолка

Ответ: 1400руб

1) 8х3 = 24 (м2) – площадь большой стены

2) 3х 5 = 15(м2) – площадь маленькой стены

3) 24 х 2 + 15 х 2 = 78 (м2) – площадь всех стен

4) 78 – 10 – 4 = 64 (м2) – площадь стен без окон и дверей

5) 125 х 64 = 8000 (г) краски необходимо

8000г = 8кг

6) 500 х 8 = 4000 (руб) – стоит материал для покраски стен

Ответ: 4000руб.

1) 8 х 5 = 40 (м2) – площадь пола

2)  40 х 500 = 20000 (руб) – затраты на покупку линолеума

Ответ: 20000руб

1) (8 + 5) х 2 = 26(м)- периметр класса

26м = 2600 см

2) 2600 :260 = 10 (шт) плинтуса нужно купить

3) 360 х 10 = 3500 (руб) – стоимость материала для укладки плинтуса

Ответ : 3600 руб

Пытаются записать и вычислить, предполагают ответы, рассуждают, делают выводы

Отвечают на вопросы, предполагают

ответы, рассуждают, делают выводы

5-7 мин

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить

- саморегуляция;

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации;

 - наблюдать, сравнивать и делать обобщение.

 - установление причинно-следственных связей

Личностные: 

- формирование позитивного отношения к сотрудничеству

6. Первичное закрепление

 Давайте работать дальше…

Работа в паре:

- Итак, расчёты выполнены. Теперь нам необходимо узнать: заработаем ли мы прибыль, выполняя этот проект?

Для этого нужно решить задачу.

      Задание 5

 Задача. Стоимость ремонта по контракту   50000 руб.

Получим ли мы прибыль, если затраты на ремонт потолка составляют 1400руб, затраты на ремонт стен – 4000руб, на укладку линолеума – 20000руб, на установку плинтуса 3600 руб, зарплата рабочих составит 15000руб.

Называют ответ: 6000руб прибыль.

Оцените свою работу  в оценочном листе

( 1или 0) баллов

Читают задачу самостоятельно, читает вслух один ученик.

Размышляют, рассуждают, отвечают на вопросы и дают правильные ответы

Решают задачу

1) 1400 + 3600 = 5000 (руб) – затраты на ремонт потолка и плинтусов

2) 5000 + 4000= 9000 (руб)- потолок, плинтус и стены

3) 9000 + 15000 + 20000=44000(руб) – все затраты на ремонт

4) 50000- 44000 = 6000(руб) – осталось после ремонта

Ответ: 6000руб

5 мин

Регулятивные:

 - оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении хода решения учебной задачи

Познавательные:

-читать тексты заданий, выявлять их смысл.

- находить ответы на вопросы

7. Итог урока.

Рефлексия деятельности.

     Итак, прибыль есть. А значит, можно выполнить этот проект.  

Распечатать и подписать.

Наши заказчики : довольны ли вы работой нашей кампании?

Прошу Вас поставить подпись в документе.

Итак, наши знания – принесли нам прибыль, НАШИ БОГАТСТВА.

На доске:

НАШИ ЗНАНИЯ – НАШЕ БОГАТСТВО

Вы сегодня тоже получили прибыль в виде отметки. - А теперь, я как директор фирмы прошу вас оценить вашу работу:

Посчитайте количество набранных вами баллов.  

Рефлексия в программе PLIKERS

Вопросы: Довольны ли вы работой своего отдела?

- Завтра я вас снова жду на своем рабочем месте. Мы будем составлять сложные отчеты, подсчитывать наш доход. Спасибо всем за работу.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Считают баллы в оценочных листах. Оценивают свою работу

Отвечают на вопрос.

5 мин

2 мин

Личностные:

- оценивать свою деятельность 

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

- оценивать усвоение нового материала, обнаруживать трудности.

Коммуникативные:

оценивать свою работу и работу одноклассников.

Познавательные:

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рефлексии по математике 3 класс по темам "Площадь и периметр прямоугольника и квадрата", " Особые случаи умножения и деления на 0 и 1"

Урок рефлексии и коррекции по темам "Площадь и периметр квадрата и прямоугольника", "Особые случай умножения и деления"...

Проверочная работа по математике для 4 класса по теме "Площадь и периметр прямоугольника, квадрата"

Цель  проверочной работы по математике по теме "Площадь ипериметр прямоугольника, квадрата" для 4 класса - проверка предметных результатов по данной теме...

Памятка по математике "Площадь и периметр прямоугольника"

Памятка по математике для начальной  школы,  которую можно использовать  на этапах изучения нового материла, закрепления и повторения пройденного,  при работе над ошибками, а так ж...

Конспект урока математики "Закрепление изученного. Площадь и периметр прямоугольника"

Цель урока: закрепить умение находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата по формуле....