Рабочая программа "Юный эколог" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко
Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю»
Директор
к утверждению педагогическим
советом от 28.08.2022 протокол №1
Приказ от 26.08.2022 №_____ОД
Подпись ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022 – 2023 учебный год
Юный эколог
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование 2 «Б»
Количество часов:
Учитель: Тарасенко Л.В.
Программа разработана на основе
примерных программ внеурочной деятельности
В.А Горского, М: «Просвещение», 2011
Рассмотрена на заседании
методического объединения,
26.08.2022, протокол №1
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Юный эколог», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
-Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
-Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
-Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов.
Количество часов в год:
1 класс – 33 часа,
2-4 класс – 34 учебных часа.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Юный эколог»
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» во 2-м классе являются:
- осознавать роль человека в природе;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- сочувствовать, сопереживать;
- высказывать, своё отношение к проблемам;
- осознание неразрывного единства мира природы и человека;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
- осознание себя, как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем;
- понимание самоценности природы;
- подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный эколог» являются:
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- высказывать своё предположение (версию);
- уметь доказывать, отстаивать;
- уметь ставить перед собой цели, задачи;
- притворять в жизнь свои идеи.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск информации;
- выделять главное;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы;
- постижению причинно-следственных связей в окружающем мире;
- формирование умения рационально использовать природные богатства;
- обучение азам экологической безопасности.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе, в паре, выполнять различные роли (лидера исполнителя);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать других;
- воспитание активной жизненной позиции;
- договариваться с одноклассниками;
- представлять и защищать свою работу.
Планируемые результаты:
- Обогащение внутреннего мира ребенка;
- Проявление интереса к проблемам экологии;
- Умение самостоятельного поиска информации;
- Умение анализировать, синтезировать;
- выбирать подходящее содержание;
- самоконтроль, рефлексировать.
Содержание курса
Программа состоит из 4 разделов. В 1 разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривают во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.
Часть 1 . «Мир вокруг нас» 4 ч.
Цель: Формирование системы представлений об окружающем мире
Задачи:
1. Расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.
2. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам.
3. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, радость от общения с природой.
Что такое экология? Экскурсия в природу
«Краски и звуки осени». Где мы живем? Что нас окружает?
Беседа «Мы – друзья природы». Как вести себя на природе.
Конкурс поделок.
Часть 2. «Живая природа» 18 ч.
Цель: Формирование осознание ребенком себя человеком, как части природного мира.
Задачи:
1. Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах.
2. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Деревья и кустарники, цветы и травы. Растения. Царство растений. Растения и климат. Дикорастущие и культурные растения. Лекарственные растения. Охрана растений. «Наука - Ботаника». Грибы съедобные и несъедобные. Организации по защите охраны природы. Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!» Принципы и правила содержания домашних животных. Занятие – игра: «В мире животных». Игра – занятие: «В мире птиц».
Операция «Птичья столовая».
Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. Беседа: «Насекомые». Беседа «Рыбы». «Наука – Зоология»
Значение животных в природе и в жизни человека. Животные, занесенные в Красную книгу.
Создание макета леса из пластилина или бумаги, на тему: «Берегите животных!».
Часть 3. «Неживая природа» 5 ч.
Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
Задачи:
1.Учить детей ориентироваться в мире физических явлений
2.Систематизировать знания детей о таких явлениях как свет, воздух, вода, почва, температура.
Беседа «Времена года».
Изготовление коллективной работы «Времена года в картинках». Беседа. Солнце-источник тепла и света. Вода и жизнь. Открываем жизнь в почве. Чтение стихов и рассказов о природе. Планета - наш дом. Беседа: «Планета заболела».
Часть 4. «Планета - наш дом. Мы хозяева в нем» 6 ч.
Цель: Обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера.
Задача: закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.
Мусор. Изготовление поделок из бросовых материалов. Учись быть здоровым. Вредные привычки. Как их искоренить? Создание настенной газеты. Экскурсия в природу.
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- экскурсии.
Организация учебного процесса: учебный кабинет, школьная и районная библиотеки, школьный музей.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игры, конкурсы, практические занятия. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии, экологические мероприятия, конкурсы, викторины, экологические выставки.
Календарно-тематический план
№ | Кол-во часов | Тема | Дата | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | 1 | Мир вокруг нас 4 ч Что такое экология? | 06.09 | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Повторение понятия экологией. Беседа. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учащиеся осваивают первоначальные умения: - задавать вопросы; - вступать в учебный диалог; - различать способы и средства познания окружающего мира. |
2 | 1 | Экскурсия в природу «Краски и звуки осени». | 13.09 | Знать: основные правила поведения в окружающей среде. |
3 | 1 | Где мы живем? Что нас окружает? | 20.09 | Воспитывать любовь к окружающему миру. Знать: - Название нашей планеты; - Что такое компас?; - Строение земного шара, карту; - Что такое суша?; - Что такое водное пространство?; - Название стран городов. Уметь: - Называть свой адрес в мире (планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира); - Давать устное описание объектов окружающего мира; - Уметь работать с картой. Коллективная игра – исследование по карте. |
4 | 1 | Беседа «Мы – друзья природы». Как вести себя на природе. Конкурс поделок. | 27.09 | Экскурсия в парк. Изучать правила поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Знать правила поведения на природе. Поделки разными материалами, защита. Развивать аккуратность при выполнении практических работ, желание сделать красивое и правильное изделие. Уборка мусора в лесу. |
5 | 1 | Живая природа. 18ч Деревья и кустарники, цветы и травы. | 04.10 | Учить различать деревья и кустарники, развивать экологическую культуру учить работать со справочниками. Знать: Бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги. Уметь работать с бумагой. |
6 | 1 | Растения. Царство растений. Растения и климат. | 11.10 | Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать предметы, определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения в группы. |
7 | 1 | Дикорастущие и культурные растения. Лекарственные растения. | 18.10 | Воспитывать: - Бережное отношение к растениям; - Интерес к наблюдениям за растениями; - Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы. Уметь: - Определять растения; - Называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие). |
8 | 1 | Комнатные растения Занятие «Уход за комнатными растениями». | 25.10 | Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло). Познакомить с новыми растениями; сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях, в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют (не болеют); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. Знать названия 2-3 ядовитых растений, понимать. Что любые растения нуждаются в охране. |
9 | 1 | 2 четверть. Охрана растений. | Сообщение на тему: Исчезающие растения | |
10 | 1 | «Наука - Ботаника» | Знать общее понятие ботаники Знать о вреде вырубки елей к новогодним праздникам, уметь отражать свою позицию в листовке. Формирование бережного отношения к окружающей среде, любви к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать. | |
11 | 1 | Грибы съедобные и несъедобные. | Характеризовать и описывать грибы, выявлять условия для их роста и развития, аргументировано доказывать, что грибы относятся к живым организмам. | |
12 | 1 | Организации по защите охраны природы. | Знать: - Природоохранные организации; - Воспитывать бережное отношение к растениям; культуру поведения на природе; Уметь: – объяснять экологические знаки; | |
13 | 1 | Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!» | Дать детям представление: - люди создающих книгу; - писатель и художник; - иллюстратор; Знать порядок изготовления книги, уметь изготовить правильное, аккуратное изделие. | |
14 | 1 | Какие бывают животные? Дикие и домашние животные. | Расширить знания о диких и домашних животных, развивать мышление, речь. Поисковая работа. Изучить животных занесенных в Красную книгу. Знать и выполнять правила поведения в лесу. | |
15 | 1 | Принципы и правила содержания домашних животных. | Уточнить представление о кошке, как о домашнем животном. Формировать у детей представления о том, что собака - умное домашнее животное, преданный хозяину. Ее можно дрессировать, многому научить, поэтому ее используют на разных службах — для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для разыскивания правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними. Поиск информации «Самые известные коты» | |
16 | 1 | Занятие – игра: «В мире животных». | Познакомить с Экологическим центром, условиями проживания зверей в неволе, развивать экологическую культуру наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений. Проектная работа – сообщение о животном. - Описать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); - Обсудить наше отношение к домашним питомцам; - Рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; - Фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - Составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - Оформить фотовыставку; - Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | |
17 | 1 | Игра – занятие: «В мире птиц». | Познакомить с птицами, учить определять принадлежность к миру птиц, развивать внимание, любознательность. Закрепить умение классифицировать животных, выделять существенные и отличительные признаки разных групп животных, наблюдать за их внешним видом, образ жизни, способ питания, способ защиты; понимать, на что надо обращать внимание, чтобы отнести животное к определенной классификационной группе; правила ухода за домашними питомцами. | |
18 | 1 | Операция «Птичья столовая». Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | Различать зимующих и перелётных птиц; Группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; Работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; Приводить примеры зимующих и перелётных птиц. Углубленное изучение видов птиц. | |
19 | 1 | Беседа: «Насекомые». | Рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; Работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, приводить примеры насекомых; Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
20 | 1 | Беседа «Рыбы». | Нахождение литературы в библиотеке. Рассматривание книг. | |
21 | 1 | «Наука – Зоология» Значение животных в природе и в жизни человека. Животные, занесенные в Красную книгу. | Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, безопасное поведение с дикими и домашними животными. Экологически грамотное обращение с животными; интерес к наблюдениям за животными. Рассматривать иллюстрации извлекать из них нужную информацию. | |
22 | 1 | Создание макета леса из пластилина или бумаги, на тему: «Берегите животных!». | ||
23 | 1 | Неживая природа. 5ч Беседа «Времена года». Изготовление коллективной работы «Времена года в картинках». | Пересказ и обсуждение текстов о природе. Выявление признаков времен года. Выявление связи жизнедеятельности растений и животных и времени года. Уметь: использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | |
24 | 1 | Беседа. Солнце-источник тепла и света. | - Поиск информации, подготовить сообщение; - Проведения опыта. | |
25 | 1 | Вода и жизнь. Открываем жизнь в почве. | Обсуждать необходимость экономии воды; Выяснять опасность употребления загрязнённой воды; Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. - Моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков; - Работать в паре: узнавать рыб на рисунке; - Описывать рыбу по плану; - Приводить примеры речных и морских рыб; - Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
26 | 1 | Чтение стихов и рассказов о природе. | Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках, развивать интерес к наблюдениям в природе, желание делать простейшие опыты. | |
27 | 1 | Чтение стихов и рассказов о природе. | Знать: – понятие «болезнь»; – правила сохранения и укрепления здоровья; - формулировать основные правила и гигиены пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья; - осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены. | |
28 | 1 | Планета - наш дом. Беседа: «Планета заболела». | Уметь проводить профилактику болезней объяснять их назначение. - Рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; - Запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные. | |
29 | 1 | Планета - наш дом. Мы хозяева в нем Мусор. Изготовление поделок из бросовых материалов. | ||
30 | 1 | Мусор. Изготовление поделок из бросовых материалов. | Знать: о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Определить с помощью рисунков источники возникновения мусора и способы его утилизации. Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора. | |
31 | 1 | Учись быть здоровым. | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека, для сохранения и укрепления своего здоровья. Воспитывать внимательное и заботливое отношение и к другим людям. | |
32 | 1 | Вредные привычки. Как их искоренить? | Самостоятельный выход из ситуаций, поиск решения ситуаций, по гигиене, вредным привычкам. | |
33 | 1 | Создание настенной газеты. | ||
34 | 1 | Экскурсия в природу «Скоро лето». | Знакомство с понятием – Туризм. Наблюдение ярусов. Трава, кустарники, деревья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...