Развитие Коммуникативных УУД
методическая разработка (4 класс)

Ольга Ивановна Шмелева

Развитие коммуникативных УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_uud.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа

села Раскатово Марксовского района Саратовской области.

 «Коммуникативные УУД и их формирование  »

учителя начальных классов

I категории

МОУ-СОШ с Раскатово

Шмелевой Ольги Ивановны

ВСТУПЛЕНИЕ

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
  • разрешение конфликтов , выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение чётко выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
  • умение договариваться с людьми ,согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Значение коммуникативных  универсальных  действий

в реализации ФГОС НОО второго поколения.

На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. В Стандарте нового поколения в контексте модернизации подчеркивается важность овладения и использования учителем диагностирующих методик, направленных на изучение уровня развития УУД и динамики их формирования.  В составе основных универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1.        личностные( включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое образование);

2.        регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,оценка);

3.        познавательные  (общеучебные, включая знаково-символические, логические, поиск и постановка проблем);

4.        коммуникативные  универсальные действия

Выпускник начальной школы  должен научиться :

  • разговаривать с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то  сообща;
  • распределять и выполнять разные роли(лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи;
  • вырабатывать и принимать коллективные решения;
  • предотвращать и преодолевать конфликты;
  • уважительно относиться к позиции другого;
  • идти на взаимные поступки;
  • влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативную  активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей. Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребёнок  входит в мир окружающих его людей.

Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него

Анализ практической образовательной среды показывает, что для развития коммуникативных способностей  в начальной школе используются:

- групповые формы организации учебного общения:

-групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);

 -коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);

-групповая работа с использованием современного дидактического оборудования («ЛЕГО»)

 -взаимопроверка заданий;

-игровые технологии;

 -хоровое пение;

-коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов;

- соревнования команд на уроках физкультуры и др.

Сформированность коммуникативных учебных действий позволит ученику:

– быть успешным в учёбе
– осваивать новый учебный материал в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками
– обмениваться имеющимся жизненным опытом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методика «Рукавички» (Г.Л.   Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

—умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

—взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

—взаимопомощь по ходу рисования;

—эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровени оценивания:        

1.        Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2.        Средний уровень: сходство частичное  — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3.        Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Сказка «Жил-был Зайчик»

( роли героев исполняют руки ребят)

Инсценировка сказки проходит в группе. Каждый ребёнок получает свою роль, либо самостоятельно дети  выбирают в группе.

Предложите детям послушать, а потом разыграть маленькую сказку. Представление получится необычным: роли будут исполнять… руки!

Жил-был Зайчик. (Правая рука сжимается в кулак, а второй и третий пальцы выпрямляются вверх — это «заячьи уши».)

Больше всего на свете он любил гулять. (Пальцы-«уши» покачиваются, создавая иллюзию движения.) Однажды зашел Зайчик в чужой огород, видит — на грядках выросла чудесная капуста. (Левая рука сжимается в кулак — это «кочан».) Не удержался Зайчик, подошел к капусте. (Правая рука с торчащими «ушами» подвигается к левой, зажатой в кулак.) Обнюхал ее: как же вкусно пахнет! (При этом надо шумно нюхать.) Так и хочется попробовать хоть маленький кусочек. (Имитируем шумное откусывание и жевание.) Ах, как вкусно! (Облизываемся.) Ах, как хочется еще! (Правая рука обводится вокруг левой.) Только хотел Зайчик откусить другой кусочек — откуда ни возьмись бежит Собака. (Ладонь правой руки с плотно прижатыми пальцами ставится ребром, второй палец сгибается, первый поднят вверх.)

Почуяла Собака Зайчика, да как залает! (Все громко лают, одновременно отводя мизинец вниз: это Собака «раскрывает пасть» при лае.) Перепугался Зайчик и кинулся прочь. (Правая рука — «голова» Зайчика — описывает несколько кругов.)

Долго бежал от Собаки Зайчик. (Изображаем тяжелое дыхание после бега.) Вдруг видит — впереди огромное озеро. (Две руки сцепляются перед грудью, образуя окружность.) А по озеру плавает Утка. (Правая рука согнута в локте и кисти, пальцы вытянуты и сомкнуты.)
Время от времени Утка ныряет в воду и достает оттуда букашек. (Рука делает ныряющее движение.) Увидел Зайчик Утку и говорит:
— Здравствуй, Утка!
А Утка не слышит, плавает. (Делаем соответствующие движения рукой.)
— Здравствуй, Утка! — повторяет Зайчик громче.
Утка снова не слышит, букашек ловит. (Повторяем движения рукой.)
— Здравствуй, Утка! — совсем громко сказал Зайчик.
Тут Утка к нему повернулась и говорит:
— Я очень не люблю, когда говорят быстро, невнятно и невыразительно. В таких случаях я сразу притворяюсь глухой, ты уж не обижайся. Только с третьего раза ты поздоровался так хорошо, что мне понравилось. Расскажи мне о себе. Кто ты, откуда, куда путь держишь? Да, рассказывай, как следует, не глотай слов, не мямли.
А что рассказал Зайчик Утке, дети придумают сами.
Возможно, в истории появятся новые действующие лица, которых можно изобразить с помощью жестов.

Пальчиковая сказка.

За неимением под рукой предметов, да и просто для разнообразия можно рассказать сказку, изображая героев руками и пальцами. Самые простые из таких сказок – «Сорока-Ворона» и «Идёт коза рогатая». Можно опять же таки, сочинять сказку на ходу, придумывая разных героев и повороты событий.

Дело было в лесу (на стол ставятся руки, согнутые в локтях, пальцы растопырены). В лесу стояли деревья и качались от ветра (руки качаются). Под одним деревом стоял пенёк (левая рука сжимается в кулак и ставится на стол). А под пеньком жил Зайчик (правая рука изображает зайчика с ушками). Жил не тужил, как вдруг из-за пенька Волк выглядывает (левая рука изображает уже не пенёк, а голову волка с открывающейся пастью): «Зайчик, я тебя съем!» Испугался Зайчик и поскакал в лес. А Волк за ним. Прыгнул Зайчик в яму (правая рука прячется под стол), а Волк стоит сверху и говорит: «Выходи, Заяц, всё равно словлю тебя и съем!» А из ямы вдруг Петушок вылетает (правая рука изображает петушка с гребешком), да как клюнет Волка! Заскулил Волк, убежал далеко в лес. А Зайчик (теперь уже левая рука) и Петушок (правая рука) пошли вместе домик строить.

Игра «Комплименты».

Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Доброе животное»

. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

"Волшебные конфеты"

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

                Примеры высказывания детей:

пусть они избавятся от болезней

пусть никогда не умирают

пусть все долго живут

пусть у всех будет дом

пусть у всех будет обед

пусть все хорошо живут

пусть все дружно живут

пусть все будут счастливы

И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!

Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», дети кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых встреч!».

Подвижная игра «Близнецы»

Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку.

Игровое правило: действовать только по сигналу

Ход игры: Педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят ( из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу «Найди друга» - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет. Варианты: дети могут объединяться с противоположными вкусами, с близкими по значению. Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим поговорить, посмеяться, что любим читать, какой у меня характер.

«Угадай, кто я?»

 Дети получают необычное домашнее задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя, писателя, художника, животного и, придя в класс на урок, двигаться и изъясняться от его имени. Можно использовать групповые роли (например, Красная шапочка и серый волк). Остальные учащиеся должны догадаться, в кого превратился их одноклассник. Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы костюма, декорации. После окончания игры, анализируя результаты её проведения, необходимо отметить успешное исполнение той или иной роли, но, ни в коем случае нельзя делать прямых оценивающих замечаний, иначе в следующий раз ребёнок просто не захочет играть и откажется от участия.

«Продолжи сказку».

Сочиняем сказку, а затем снимаем фильм – продолжение сказки. Заранее распределяем между детьми роли сценаристов, режиссёра, актёров и т.д. В процессе сочинения сказки, учащиеся могут предлагать новых действующих героев, поэтому развитие сюжета в большинстве случаев зависит непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий. И каждый свободен в выборе своей стратегии поведения, которая только изначально имела установку на определённые ограничения, определяющие образ персонажа, которого предстоит играть, и правила игры. Такая игра не только побуждает детей фантазировать, развивает речь, но и способствует формированию культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений.

«Почтальон»

. На уроках математики выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, есть задание – вычислить значение выражения, решить задачу. На партах разложены карточки с цифрами - номера домов. Почтальон берёт одно письмо, выполняет задание и доставляет почту в соответствующий дом (ответ решённого примера или задачи указывает номер дома, в который нужно доставить письмо). Получатель письма быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями.

Игра «Слепой и поводырь»

Задачи: создать ситуацию для приобретения учениками определенного эмоционального опыта, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и      переживаний

Ход  игры

     Участники игры разбиваются на пары. Один из них исполняет роль «слепого», а другой – «поводыря». «Поводырь» в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате: предоставляет возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижений и так далее. Затем они меняются ролями. Учитель наблюдает за действиями «поводыря».

   Затем все рассаживаются по своим местам, а учитель просит каждого рассказать о своих ощущениях в роли «слепого» и в роли «поводыря». Ученики под руководством ведущего пытаются осмыслить, почему у них возникли данные чувства, приходят к выводу, что понимание возникает тогда, когда мы испытываем те же чувства, что и другой человек, или представляем себя на его месте. Анализируя действия разных участников в роли «поводыря», выделяем те из них, в которых больше всего проявляется понимание и сопереживание.

       Все знают, что высшей награды удостаиваются отважные люди, но по мнению ребят поступок пассажира свидетельствует об обратном. Разрешая это противоречие, дети приходят к осмыслению истинной сущности человеческой смелости, храбрости.

.

 Игра «Пожелание на день»

     Дети садятся в круг, у учителя в руках мяч.

- Начнем нашу игру с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно, в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день.

Полезные ссылки (коммуникативные упражнения)

http://azps.ru/training/indexlo.html

http://trepsy.net/kommunikat/

http://www.c-psycholog.ru/Help/uprajneniy/kom/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...

развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...