Программа лагерной смены для пришкольного лагеря «Родными тропами»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ldp_raduga_2023_leto_2.0.docx | 114.71 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Начальник Управления по гуманитарным и социальным вопросам Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ _______________ В.А.Гафарова «_____»______________2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Школа №128 ГО г. Уфа РБ ____________ Ю.В. Малышева «_____»______________2023г. |
Лагерь дневного пребывания «Радуга» при Муниципальном автономном образовательном учреждении Школа №128 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Программа смены
«Родными тропами»
Время проведения: 01.06.23 – 21.06.23 г.
Место проведения – ЛДП «Радуга»
Уфа – 2023
Пояснительная записка | 3 |
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ | 8 |
1.1. Цель и задачи воспитания | 8 |
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности | 9 |
1.3. Основные направления воспитания | 11 |
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности | 12 |
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 14 |
2.1. Модуль «Будущее России» | 16 |
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» | 19 |
2.3. Модуль «Отрядная работа» | 20 |
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» | 22 |
2.5. Модуль «Самоуправление» | 23 |
2.6. Модуль «Дополнительное образование» | 24 |
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни» | 24 |
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | 25 |
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность» | 27 |
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями» | 28 |
2.11. Модуль «Работа с родителями» | 29 |
2.12. Модуль «Экскурсии и походы» | 29 |
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 31 |
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности | 31 |
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания | 32 |
Приложения | 36 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, традиции своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм, начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка, это активная пора продолжения образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение для всех. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Сохранение культурных и общенациональных ценностей нашего региона является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, антипатриотизма, социальной апатии, безграмотности, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров и др.
Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры своего народа, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно осуществлять как непосредственно в образовательном процессе, так и в свободное от учёбы время – семье, во взаимоотношениях с друзьями, а также при проведении времени отдыха в пришкольном летнем оздоровительном лагере с формирования ценностных ориентаций личности.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Мы живём в Республике Башкортостан. Ее красивая природа, леса, речки, луга привораживают жителей. Это наше Отечество, наша Малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.
Углублённое знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живём, познакомиться с народными обычаями, традициями, ремёслами, природой, достижениями народных умельцев, сформировать самосознание.
Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления «С любовью к нашей Родине» подготовлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Указом Главы республики Башкортостан от 15.12.2022 № УГ-962 «Об объявлении в Башкирии 2023 года Годом полезных дел для малой Родины».
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями
и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, воспитание гражданственности, толерантности и правосознания, ответственности за судьбы Малой Родины и умение самостоятельно анализировать исторические факты.
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности;
1. Организовать каникулярную занятость обучающихся посредством вовлечения детей и подростков в мероприятия воспитывающего характера на базе лагеря;
2. Обеспечить комплекс условий, способствующих развитию бережного и ответственного отношения к окружающей среде, уважения к традициям, обычаям, культурному и природному наследию, соотечественникам;
3. Способствовать формированию интереса к истории родного города, республики, к своей родословной, поисковой и исследовательской деятельности;
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период;
5. Ориентировать личность на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Младшие школьники мыслят образами, эмоционально воспринимают ярко окрашенные события и факты, особенно облеченные в художественную форму. Жизненные явления они осмысливают как добрые или злые, хорошие или плохие, красивые или некрасивые. Они накапливают в памяти эмпирический конкретный материал как основу будущего развития социальной и патриотической сознательности.
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».
Программа ориентирована на творческий, познавательный отдых ребят, который поможет развить творческую активность, способствовать формированию самостоятельности и самоорганизованности детей, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов, ведь проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании.
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
I этап. Подготовительный – апрель - май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
• проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
• издание приказа по школе о проведении летней кампании;
• разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Экологическая тропа»
• подготовка методического материала для работников лагеря;
• отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;
• составление необходимой документации для деятельности лагеря (плансетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
• встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
• запуск программы «С любовью к нашей Родине»;
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
• инструктажи по безопасности.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
• реализация основной идеи смены;
• вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
• работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
• подведение итогов смены;
• выработка перспектив деятельности организации;
• анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Для участников лагеря предлагаются следующие мероприятия и виды деятельности:
- экскурсии;
- патриотические и экологические акции;
- викторины;
- конкурсно-игровые программы;
- спортивно-оздоровительные мероприятия;
- выпуск стенгазет, буклетов;
- мастер-классы («лавки мастеров»);
- познавательно-развлекательные праздники;
- выставки.
Изначально все участники Программы делятся на 10 отрядов по 25 человек. Деятельность каждого отряда сопровождают воспитатель – учитель МАОУ Школа №128 и два вожатых–волонтера. По отрядам ребята распределяются с учетом возраста.
Каждый день смены лагеря имеет определенную тематику (день доброты, день города, день будущих защитников Отечества и т.д.) и включает в себя основные мероприятия в соответствии с темой. В содержание программы также входят мероприятия в рамках празднования государственных и международных праздников.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
(обязательные для всех детских лагерей)
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации.
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.
2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня - День защиты детей;
Международный день защиты детей в России. Этот день — не только веселый праздник с подарками и воздушными шариками, но и повод напомнить обществу о необходимости соблюдения и уважения прав ребенка. Именно в этот день летний лагерь открывает свои двери воспитанникам. Их ждет развлекательная программа с конкурсами, танцами, играми на знакомство и сплоченность, призванная обеспечить комфортно самочувствие каждого воспитанника в коллективе.
6 июня - день русского языка;
Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни и является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия нашей страны. В этот день планируется проведение серии интеллектуально-развлекательных конкурсов на знание произведений, работа лавки мастеров (изготовление поделок по сказкам Пушкина).
12 июня - День России;
12 июня отмечаются сразу два важных праздника – День России и День города Уфа. Эти праздники символизируют единение народов нашей страны, независимость нашего государства и станут еще одним поводом для проявления патриотических чувств. В лагере будет проведена беседа с элементами презентации «Государство, в котором я живу», просмотр видео-роликов о городах и субъектах РФ, выставка рисунков и поделок «Все это Родиной зовется».
22 июня - День памяти и скорби.
22 июня - День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (1941 год). Воспитанникам будет представлен фильм о войне, проведена беседа о том, почему важно хранить память обо всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Подрастающее поколение должно помнить славных защитников Родины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью российских солдат, офицеров, самоотверженностью тружеников тыла. Именно на это направлены мероприятия дня: акция «Свеча памяти», конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце», просмотр фильма для детей о войне.
3. «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры. В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры Отечества.
Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития каждого гражданина России предусматривает:
- Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая происходила на благо России.
- Знакомство с наследием народов России в области искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации.
- Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего региона, страны.
4. Просветительский проект «Без срока давности» - проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга. Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта – показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном превосходстве.
Предполагаемые форматы участия в проекте:
- Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков необходимо показать обучающимся важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности.
- Вовлечение обучающихся старших классов в проект «Без срока давности» с помощью образовательных проектов, в том числе исследовательских.
- Посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.
Программа лагеря реализуется через организацию и проведение сюжетной игры: в раннем возрасте широкое распространение получают квест-игры, часть из которых имеют профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, поваров и др. Положительное влияние на дальнейшее самоопределение имеют знания о труде взрослых и первоначальные трудовые пробы – выполнение несложных действий по уходу за растениями, изготовление несложных изделий, поделок и т.д. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнение простейших видов труда, наблюдение за трудом взрослых становится» самоопределение» младших школьников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представлений о желаемой профессии. Такая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого) характера. На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
- Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;
- тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
- мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (в рамках мероприятий, посвященных Дню посещения родителей, организация творческого отчетного концерта для родителей и др.).
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 45 дней.
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
- огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).
Лагерь – Туристическая база
Начальник лагеря – Начальник туристической базы
Старший вожатый – Культорг
Отряды – Туристические группы
Воспитатели – Краеведы
Вожатые – Экскурсоводы
Капитан отряда – Командир группы
Участники программы – Туристы
2.6. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
- физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
- озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха, создание дендроплана лагеря и использование его воспитательного потенциала;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Важную роль в процессе реализации программы играют встречи с интересными людьми, экскурсии будут способствовать получению новых знаний о жизни нашей малой родины, о ее истории, а также о важных правилах, позволяющих сохранить свою жизнь и здоровье. И поскольку сохранение жизни и здоровья ребенка – приоритетное направление деятельности лагеря, ежедневно с детьми будут проводиться инструктажи и пятиминутки безопасности о правилах поведения в различных ситуациях:
- правила пожарной безопасности, электробезопасности,
- правила дорожно-транспортной безопасности,
- правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде,
- правила поведения детей при прогулках, экскурсиях и походах и прочее.
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- родительские дни (дни посещения родителей), во время которых родители могут посещать детский лагерь для получения представления о деятельности детского лагеря;
- творческий отчетный концерт для родителей;
- родительские форумы при интернет-сайте детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.12. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально-привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря
- основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко-культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;
- местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
- особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;
- наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;
- кадровое обеспечение воспитательной деятельности.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Благодаря созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, интеллектуальных и других способностей детей, участники Программы будут погружены в разнообразную деятельность через включение в сюжетно-ролевую игру; будет укреплено их здоровье через включение в спортивно-оздоровительную деятельность; созданы условия для формирования у участников Программы активной жизненной позиции через участие в событиях смены.
Исходя из того, что большинство участников Программы – обучающиеся МАОУ Школа №128, предполагается, что, получив новые знания и умения, ребята смогут реализовать их в течение учебного года как в учебных, так и внеучебных мероприятиях, войдя в актив школы.
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Предполагается поэтапное отслеживание эффективности педагогических воздействий. Прежде всего, в рамках ежедневных планерок и педсоветов (раз в неделю). Обязательны рефлексия мероприятий; мониторинг «Зачетных книжек» (дневников); входное и итоговое анкетирования (см. в Приложениях):
На первом этапе (организационный период) – это анкета, которую проводят в отрядах вожатые и воспитатели: ожидания, готовность личного участия и т.д.
На втором этапе (основной период) – получение информации о состоянии участника Программы, степени его удовлетворенности из Зачетной книжки (дневник, который будет заполнять каждый участник Программы).
На третьем этапе (заключительный период) – это анкета, которую проводят в отрядах вожатые: оправдались ли ожидания участника Программы, личные приращения.
Основные направления анализа воспитательного процесса.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену.
Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного процесса является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты воспитательной работы.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
на 2023 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.
Год посвящен педагогам и наставникам.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссийский/ региональный | Детский лагерь | Отряд | |||
Модуль «Будущее России» | |||||
1 | День защиты детей | 1.06 | + | ||
2 | Беседа с элементами презентации «Наш А.С.Пушкин» | 6.06 | + | ||
3 | Конкурс рисунков «Сказки Пушкина» | 6.06 | + | ||
4 | Большая игра «Будь в движении» | 7.06 | + | ||
5 | Беседа с элементами презентации «Государство, в котором я живу» | 12.06 | + | ||
6 | Конкурс рисунков «Уфа - любимый город» | 12.06 | + | ||
7 | День города Уфа и День России | 12.06 | + | ||
8 | Акция «Флаг России» | 12.06 | + | ||
9 | Конкурс чтецов «Строки, опалённые войной» | 20.06 | + | ||
10 | «Мои земляки — участники Великой Отечественной войны» беседа и сбор материалов из семейных архивов | 21.06 | + | ||
11 | Кружок «Орлята России» | 1.06-21.06 | + | ||
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» | |||||
1 | Открытие смены «Родными тропами» | 1.06 | + | ||
2 | Визитки туристических групп | 2.06 | + | ||
3 | Фестиваль «Танцы народов России» | 8.06 | + | ||
4 | Конкурс «Лучший штурман» | 14.06 | + | ||
5 | Видео-конкурс «Запись походных событий» | 20.06 | + | ||
6 | Торжественная церемония закрытия смены «Родными тропами» | 21.06 | + | ||
Модуль «Отрядная работа» | |||||
1 | Огоньки знакомств в отрядах «Позвольте представиться» | 1.06 | + | ||
2 | Игры на сплочение/на выявление лидера | 1.06-4.06 | + | ||
3 | Отрядные подвижные игры | 1.06-21.06 | + | ||
4 | Фотоконкурс «Братья наши меньшие» | 7.06 | + | ||
5 | Акция «Любимому учителю посвящается» | 9.06 | + | ||
6 | Просмотр видео-роликов о городах и субъектах РФ | 12.06 | + | ||
7 | Конкурс буклетов «Города-герои» | 17.06 | + | ||
8 | Итоговые отрядные огоньки | 21.06 | + | ||
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» | |||||
1 | Конкурс «Праздник моего двора» | 9.06 | + | ||
2 | Конкурс поделок «Моя Республика» | 13.06 | + | ||
3 | Конкурс рисунков на асфальте «Страна контрастов» | 15.06 | |||
Модуль «Самоуправление» | |||||
1 | Путешествие по станциям «Традиции и игры народов России» | 16.06 | + | ||
2 | Турнир по настольным играм | 17.06 | + | ||
3 | Сбор актива лагеря | 1.06-21.06 | + | ||
4 | Совет отряда | 1.06-21.06 | + | ||
Модуль «Дополнительное образование» | |||||
1 | Мастер-класс «Сахарная вата» | 2.06 | + | ||
2 | Мастер-класс «Мыловарение» | 5.06-6.06 | + | ||
3 | Мастер-класс «Ловец снов» | 14.06-16.06 | + | ||
4 | Мастер-класс «Блеск-тату» | 14.06-16.06 | + | ||
5 | Мастер-класс по созданию мультфильма | 20.06 | + | ||
6 | Литературный клуб | 1.06-21.06 | + | ||
7 | Кружок «Палитра» | 1.06-21.06 | + | ||
8 | Кружок «Я познаю мир» | 1.06-21.06 | + | ||
9 | Кружок «Очумелые ручки» | 1.06-21.06 | + | ||
Модуль «Здоровый образ жизни» | |||||
1 | Спортивные состязания «Впереди планеты всей» | 5.06-7.06 | + | ||
2 | Спортивное ориентирование «Фотокросс» | 13.06 | + | ||
3 | Туристические старты «Мы за здоровый образ жизни» | 14.06 | + | ||
4 | Спортивный час | 1.06-21.06 | + | ||
5 | Турнир по шахматам | 2.06-9.06 | + | ||
6 | Турнир по шашкам | 10.06-12.06 | + | ||
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||||
1 | Конкурс «Дневник наблюдений» | 2.06 | + | ||
2 | Конкурс афиш «Улица, на которой я живу» | 8.06 | + | ||
3 | Конкурс «Туристический журнал» | 19.06 | + | ||
Модуль «Профилактика и безопасность» | |||||
1 | Пятиминутка безопасности | 1.06-21.06 | + | ||
2 | Экологическая акция по уборке мусора | 4.06 | + | ||
3 | Практические занятия по оказанию первой помощи | 13.06-20.06 | + | ||
4 | Кружок «Я знаю ПДД» | 1.06-21.06 | + | ||
Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями» | |||||
1 | Шоу-программа «Экскурсовод года» | 19.06 | + | ||
2 | Планерка вожатых | 1.06-21.06 | + | ||
3 | Планерка воспитателей | 1.06-21.06 | + | ||
Модуль «Работа с родителями» | |||||
1 | Представление «Там, где праздники живут» | 2.06 | + | ||
2 | Театральное представление «Кошкин дом» | 7.06 | + | ||
3 | Шоу космонавтики | 8.06 | + | ||
4 | Цирковое шоу | 9.06 | + | ||
5 | Представление «Балда и Поп» | 13.06 | + | ||
6 | Сабантуй | 19.06 | + | ||
Модуль «Экскурсии и походы» | |||||
1 | Поездка в парк Якутова | 3.06 | + | ||
2 | Посещение детской железной дороги | 3.06 | + | ||
3 | Поездка в парк Гафури | 3.06 | + | ||
4 | Экскурсия в летное училище | 5.06-8.06 | + | ||
5 | Посещение Национального музея | 10.06 | + | ||
6 | Посещение музея леса | 11.06 | + | ||
7 | Обзорная экскурсия по городу Уфа | 12.06 | + | ||
8 | Посещение кинотеатра «Родина» | 15.06 | + | ||
9 | Экскурсия в ботанический сад | 17.06 | + | ||
10 | Поездка в парк Победы | 18.06 | + | ||
11 | Посещение музея боевой славы | 18.06 | + | ||
12 | Посещение школьного музея | 20.06 | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценка "Апельсин-шоу" для закрытия лагерной смены летнего городского лагеря.
Необходимо участие всего отряда....
Сценарий конкурсно-игровой программы закрытия смены в летнем лагере «Мы весёлые ребята».
Методическая разработка мероприятия, посвящённого закрытию смены в летнем лагере, для 1-4 классов....
Программа пришкольного лагеря "Родничок" с дневным пребыванием детей
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей....
Праздник открытия смены в пришкольном лагере
Праздник открытия смены в пришкольном лагере...
Программа тематической смены летнего оздоровительного лагеря «Открываем тайны с Югоркой»
Комплексная программа по организации детского отдыха учреждений, обеспечивающих летний отдых детей....
Открытие летней смены в пришкольном лагере
Веселое начало летней смены в детском лагере...
Открытие смены в пришкольном лагере
Сценарий линейки открытия пришкольного лагеря...