Конспект занятия: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»
план-конспект занятия (2 класс)
Цель:
Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество».
Задачи:
3. Знакомство с происхождением имён;
2.Формировать у детей элементарные представления о правах;
3. Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя»;
4. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_rebenka_na_imya_i.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»
Цель:
Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество». Задачи:
3. Знакомство с происхождением имён;
2.Формировать у детей элементарные представления о правах;
3. Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя»;
4. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Задача:
Представьте себе, что перед вами стоят два мальчика, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как мы их сможем различать? (фамилия, имя, отчество).
Смотреть приложение 1
Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
Нас с вами связывает много общего. Однако каждый отличается своей внешностью, характером и именем. Да, у каждого из нас есть имя. Сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.
По имени человека определяется его пол – мужчина он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Общаясь с товарищами, подругами, называем их по именам: Данил – Данилочка, Вероника – Ника и т.д.
Вам, наверное, будет интересно узнать, как буряты нарекали детей. В старину существовала традиция называть детей бранными, уничижительными именами, например: Борсой (невзрачный, съежившийся), Шарлуу (рыжий), Харлуу (черный), Ногоолой (зеленоватая), Онгорхой (дырявый), Нопой (немощный, бессильный)., Ангаадха, Ангаашха (разиня). Это были так называемые «имена-обереги». По представлениям древних, таким образом можно было уберечь детей от «злых духов». Чтобы остановить смертность младенцев, которая в то время была высока, родители нарекали детей подобными именами. Это означало, что в семье родился не человек, а просто существо. Их мечтой было желание видеть дитя свое рослым, сильным, крепким, добрым, милым.
Кто мне скажет, в чем смысл имен Вера, Надежда, Любовь? (ответы детей).
Воспитатель: А сейчас разыграем игру «Обратись по имени»
Игровое правило: обязательно обращаться друг к другу по имени. Вот, например, Аюша, Тебе трудно застегнуть пуговицу. Обратись, пожалуйста, за помощью к Лизе. Как ты должен сказать? Как должна ответить Лиза? (ответы). Или: Алиса, тебе нужен зеленый карандаш, который есть у Данила. Как ты скажешь? Как тебе должен ответить Данил? (ответы детей). Еще пример.
Воспитатель: (по окончанию игры). Вы все молодцы! К друг другу обращались по имени, вежливо, уважительно.
(показывает детям «Свидетельство о рождение» У меня в руках документ, и называется он «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество новорожденного, дату рождения, фамилию, имя и отчество его родителей. Каждому из вас выдано свидетельство. (Как пример читаю рандомное свитетельство).
- А что же такое «Отчество»? Его тоже имеет каждый человек. Отчество – это наименование по отцу. Снова обращаемся к свидетельствам Каранка Андрея и доказываем что это так.
5. А теперь поиграем в игру. Называется она «Имена». Становимся в круг. Игровое правило. Хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем свое полное имя. Затем – имя и отчество. \
Физминутка.
В небе солнышко взошло
И всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо
И больше не взгрустнулось.
6. Ребята, я хочу предложить вам принять участие в конкурсе «Знатоков». Делимся на две команды. Вопросы:
1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.
2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)
3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).
4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).
5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).
На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка и Саша мальчик. Таких людей называют «тёзками» каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
7. Подведение итогов занятия.
Итак, каждый человек имеет право на имя. Пожалуйста, назовите еще раз свои имена – полные, уменьшительно-ласкательные. (ответы детей). Объясните, пожалуйста, смысл слова «отчество». (ответы детей). Что представляет собой «Свидетельство о рождении»? (ответы детей).
Приложение:
Значения имени:
1. Что означает имя Алексей: защитник людей (имя Александр греческого происхождения).
2. Арьяна
3. Вероника
4.Кира
5. Нима- Цырен
6.Богдан
7. Данил
8.Женя
9.Сандан
10. Цырен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка внеклассного занятия «Права ребенка от рождения и на всю жизнь»
Цели и задачи мероприятия: объяснить в игровой форме детям понятие "конвенция", познакомить детей с их правами, которые приняты Конвенцией о правах ребенка, способствовать формированию у детей стремле...
Конспект занятия «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период»
С наступлением долгожданного лета становится актуальным вопрос о безопасности детей на воде. Вода — добрый друг и союзник человека, помогающий получить максимум удовольствия от отдыха и укрепить здоро...
Занятие 5. Конспект занятия " Обследование ребенка 7-11 лет. II этап"
Конспект занятия. Обследование ребенка 7-11 лет...
Конспект занятия «Правила дорожного движения».
Занятие по закреплению правил дорожного движения...
Конспект занятия "Правила ведения телефонного разговора"
Конспект внеурочного занятия по программе "Азбука вежливости"...
Конспект занятия "Правила поведения и этикета" (3 класс)
Тема: «Правила поведения и этикета»Цели деятельности учителя: знакомство детей с понятием «этикет»; формирование понимания правила поведения.Планируемые результаты:Предметные: ...