"Если ты дома один"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Классный час "Если ты дома один" наглядно знакомит учеников начальных классов с причинами возникновения пожаров и правилами поведенияво время пожара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_ty_doma_odin.docx | 58.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Если ты дома один. Огонь в доме
Цели : активизация внимания детей на возможности реальной опасности пребывания дома без родителей и развитие умения предотвращать эти ситуации.
Задачи: 1). Ознакомить учащихся с причинами возникновения пожара.
2). Ознакомить учащихся с правилами поведения во время пожара.
3). Учить находить выход из трудной ситуации.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, игрушка-телефон, поделки из спичек (ежик, домик, кораблик), утюг, бенгальские огни, искусственная елка, шашки, по два ведра для каждой команды, корзины с песком, детские лопатки по количеству ведер, марлевые повязки на каждого ученика, кухонное полотенце, сковорода с крышкой, одеяло.
Ход занятия
- Вводная часть.
Учитель: В нашей жизни нередко бывает, что дети .ним?
- Как долго вы бываете дома одни?
- Чем вы заняты в это время дома?
II. Причины возникновения пожаров.
Ученик: Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Бежит заинька с ведром
Заливает кошкин дом. (Слайд)
Учитель: О каком страшном происшествии говорится в стихотворении С.Я.Маршака «Кошкин дом»?
Дети: О пожаре.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, от чего возникает пожар?
Ответы детей.
Учитель: Пожар – одно из самых распространенных бедствий. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при этом могут погибнуть люди. Большая часть пожаров происходит по вине людей, а примерно каждый шестой пожар в доме происходит по вине детей и подростков. И это количество пожаров растет.
Ученики: 1.Без огня на свете плохо:
Ни согреться, ни сварить.
В общем, без огня, наверное,
Человеку не прожить.
Дом огонь нам освещает,
Обед готовить помогает,
С ним уютней и теплей,
И все становится родней.
2. Говорим: «Огонь наш друг!»
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем.
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том,
Вы в сражении с огнем.
Учитель: Каковы же причины пожаров в доме? Это вы узнаете, разгадав ребусы.
Инструкция по правилам пожарной безопасности
( сопровождается показом памяток-рисунков)
- Не играйте со спичками и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети.
- Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны. Они могут взорваться.
- Помните, что пустая бутылка из-под бензина или любого растворителя опасна. Зажженная спичка может привести к взрыву, ожогам и травмам.
- Не оставляйте без присмотра электрические приборы. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор, утюг, компьютер. Уходя из дома, отключайте электрические приборы от сети.
- Не устраивайте дома костры.
- Не зажигайте около домашней новогодней елки петарды и бенгальские огни.
- На даче или в деревне без взрослых не подходите к печке и не открывайте ее дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.
Учитель: Помните об этих правилах, соблюдайте их и разъясняйте другим.
(Слайд 19)
Закрепление.
Ситуации для обсуждения. (Участвуют ученики)
- В случае неверных действий громко и дружно говорите: «Стоп!»
Разыгрывается первая ситуация.
Дома дети 4-5 лет – брат и сестра. Брат рассыпал на столе спички, сложил из них домик, ежика, кораблик. Он зовет сестру посмотреть, как будет устраивать пожар на кораблике.
Зрители: «Стоп!»
Учитель: Что делает мальчик неправильно?
- Со спичками играть нельзя никогда, потому что все равно захочется зажечь хоть одну спичку.
Разыгрывается вторая ситуация.
Сестра в это время играет так: она собирается на дискотеку и включает в розетку мамин утюг.
Зрители: «Стоп!»
Учитель: Что делает девочка неправильно?
- Электрическим утюгом маленьким детям пользоваться нельзя.
Разыгрывается третья ситуация.
Наташа была у елки одна и зажигала бенгальские огни.
Зрители: «Стоп!»
Учитель: Что делает Наташа неправильно?
- Искры могут попасть на вату, и она загорится. Произойдет пожар.
Игра «Доскажи словечко»
Учитель: Я начинаю стихотворение, а вы продолжаете.
Деревянные сестрички
В коробочке, это - …
Дети: Спички.
Учитель: Вы запомните, друзья,
Детям спички брать …
Дети: Нельзя.
Учитель: Предупреждаем всех недаром,
Трудно справиться …
Дети: С пожаром.
Учитель: Чтоб не случилась
В твоем доме беда,
Советы родителей
Слушай …
Дети: Всегда.
Учитель: Легче, чем пожар тушить,
Нам его …
Дети: Предупредить.
III. Основные правила поведения и действия при пожаре. (Презентация)
Ученик: Что же делать, если все же случился пожар?
Учитель: При пожаре надо знать правила.
Правило № 1. Самое главное – не паниковать. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.
Правило № 2. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его (показ слайдов):
- горящий мусор в ведре заливают водой;
- загоревшуюся занавеску или полотенце бросьте в раковину и тоже залейте водой;
- если на сковородке вспыхнуло масло – быстро закройте ее крышкой. Водой масло заливать нельзя!
Правило № 3. Нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде надо выдернуть вилку из розетки, если это возможно. Если нет, надо забросать их песком (например, из кошачьего туалета), стиральным порошком, землей из горшков с цветами. (Показ слайдов)
Правило № 4. Огонь не может гореть без воздуха. Поэтому небольшой огонь можно затушить, набросив на него одеяло или плотную ткань.
- Если загорелся телевизор или компьютер, то можно закрыть их плотным одеялом или засыпать песком. (Показ слайдов)
Правило № 5. Если огонь не погас, надо выключить все электроприборы и свет. Если с тобой маленькие дети, хватай их за руку и вместе убегайте из квартиры, обязательно закрыв плотно дверь, т.к. от воздуха огонь разгорится еще сильнее.
Правило № 6. При пожаре в подъезде не пользуйся лифтом. Он может остановиться в любую минуту. (Показ слайдов)
Правило № 7. Выбравшись из горящего помещения, нужно сразу позвать на помощь взрослых или позвонить в пожарную охрану по телефону 01.
Ученик: Знает каждый гражданин
Этот номер – 01.
Если к вам придет беда –
Позвони скорей туда.
А если нету телефона –
Позови людей с балкона. (Показ слайдов)
Учитель: Беседа с оператором экстренной службы проходит по определенным правилам.
Сообщи кратко:
- причину вызова.
- имя, телефон и адрес.
Не вешай трубку до конца разговора!
Например: «Пожар в доме по адресу: улица Степная, дом 98. Сообщила Иванова Светлана»
Обыгрывание детьми вызова пожарных.
Правило № 8. Никогда не открывай дверь, если она горячая на ощупь. (Показ рисунка)
Правило № 9. При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова. Не стой в горящем помещении – прижмись к полу, где воздух чище, закрой нос мокрым полотенцем, платком, пробирайся к выходу вдоль стены. (Показ рисунка)
Правило № 10. Если нет пути к эвакуации, по возможности заткни дверные щели любыми тряпками, скотчем и т.п. (Показ рисунка)
Правило № 11. Находись около окна, чтобы тебя увидели. Маши из окна полотенцем или тем, что есть под рукой. (Показ рисунка)
Правило № 12. Старайся не открывать другие двери в помещении, чтобы не создавать дополнительную тягу.
Закрепление.
Разыгрывается четвертая ситуация.
Два мальчика играют в шашки. Вдруг один из них замечает, что где-то рядом запах дыма. Мальчики выходят в коридор и видят, что в щель из-под соседней двери идет дым. Мальчики убегают в свою комнату и прячутся под стол.
Зрители: «Стоп!»
Учитель: Что дети сделали неправильно?
- Нельзя прятаться от пожара.
Учитель: Что же надо было сделать ребятам?
- Позвать на помощь взрослых или позвонить по номеру телефона 01.
Затем выключить электроприборы в своей квартире и выйти на улицу.
IV. Игровой конкурс.
- Эстафета с ведрами. Каждый ребенок из каждой команды должен с двумя ведрами добежать до фишки, обежать ее, а потом вернуться к своей команде и передать ведра следующему игроку.
- Эстафета с песком. Каждый участник команды по очереди перебрасывает песок из ведра в корзину. Последний участник «засыпает костер» (высыпает песок из корзины в ведро)
- Преодоление задымленной зоны. Каждая команда должна пройти «гусиным шагом» на корточках «задымленное» помещение до выходной двери, дышать через марлевую повязку, дверь закрыть после выхода последнего участника. (Учитывается время и правильность выполнения задания. Начисляются штрафные баллы за ошибки.)
- Конкурс капитанов. Капитанам дается одно из заданий:
- Загорелось кухонное полотенце. Ваши действия. Покажите.
- Загорелся телевизор. Ваши действия. Покажите.
- Загорелось масло на сковороде. Ваши действия. Покажите.
V. Заключительная часть.
1. Определение и награждение победителей.
Литература
- Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учеб. для общ.-обр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С., Погорелова Е.О. – 1-е изд.- М.: Издательство АСТ, 1997.
- Попова Г.П. Классные часы. 1 класс / сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 1 класс / сост. Г.Н.Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. – (Серия «Начальная школа»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА. Я ОСТАЛСЯ ДОМА ОДИН
Если ты остался один дома, не открывай посторонним людям дверь, даже если это твои соседи....
Классный час "Если ты дома один"
Цель: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; активизация познавательной и творческой деятельности учащихся....
памятка ЕСЛИ ТЫ ДОМА ОДИН
Детям...
статья "Я остался дома один"
пп тб...
Классный час «Если ты дома один».
Цель: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; активизация познавательной и тво...
Памятка для родителей "Если ребёнок остался один дома"
Материал содержит советы родителям для беседы с детьми о пожарной безопасности....
Классный час "Когда ты дома один" 2 класс
Цель: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни;активизация познавательной и творческой деятельности учащихся....