Методическая разработка по правилам дорожного движения
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Гераськина Татьяна Анатольевна

Методическая разработка "Игра Крестики-Нолики"  по ПДД позволяет младшим школьникам в игровой форме учить  соблюдать правила дорожного движения, различать тонкости пользования дорожными знаками, быть внимательными на дорогах. Данная разработка представляет собой методический материал, который может использоваться  во внеурочной деятельности и внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_igra_po_pdd_krestiki-noliki.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Заочный конкурс среди педагогов муниципальных образовательных организаций «Лучшая методическая разработка

по правилам дорожного движения»

_____________________________________________________

Номинация 2. «Организационно-массовая работа

(культурно-досуговая деятельность)»

Игра конкурс «Крестики-нолики»

Автор: Гераськина Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ ШР «СОШ № 4»

2021г.

Игра –соревнование «Крестики-нолики»

по правилам дорожного движения

Актуальность применения методического материала

Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов. Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.

За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей. И поэтому невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.  Рассказывать  о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях надо в мероприятиях различной формы. Так они быстрее поймут и усвоят правила дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре.

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы по закреплению и уточнению знаний детей о правилах дорожного движения.

Цель:

  • создать условия для формирования у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения; формирование навыков соблюдения ПДД, сохранение жизни и здоровья
  • довести до сознания детей возможные последствия невнимательности и безответственного поведения на дорогах.


Задачи:
Образовательные:

  • повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах;
  • активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
  • формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
  • закрепление правил дорожного движения;


Воспитательные:

  • воспитать способность следовать нормам поведения;

  • воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
  • формирование умений коллективной работы.


Развивающие:

  • развитие речи, мышления, памяти, скорости реакции, познавательной активности;
  • развитие навыков определения опасных дорожных  ситуаций;

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование потребности осознанно выполнять правила дорожного движения;  

 - воспитание ответственного отношения к своему здоровью;

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников

Метапредметные результаты

 - овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах, анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность и жизнедеятельность человека

Регулятивные УУД

 -планировать свои действия с поставленной задачей;

 -контролировать и оценивать выполнение заданий.

Познавательные УУД

 -находить и структурировать информацию;

-анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;

 -осваивать правила поведения и безопасности

Коммуникативные УУД

 -учитывать позицию партнера в совместной деятельности;

 -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные результаты:

-расширение представлений об окружающей дорожной среде и ПДД;

-умение предвидеть опасные ситуации и обходить их;  

 -знание правил дорожного движения, дорожных знаков.

Целевая аудитория : обучающиеся начальных классов

Опыт практического применения:  материалы занятия прошли апробацию на внеклассном занятии в рамках Месячника безопасности 20.09.2021 в 3Д классе.  

Оборудование: игровое поле с названием конкурсов, дорожные знаки, сигнальные знаки красного и зеленого цвета, карточки со знаками Х и 0, картинки с дорожной ситуацией.

Ход игры

 

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада  вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим друг другу свое хорошее настроение. Свои улыбки вам дарит сегодня ещё и солнышко. Выберите каждый свою улыбку!  (дети  берут жетоны с картинками солнышка, а на обороте написан крестик или нолик.  Так  дети делятся на две команды «Крестики» и «Нолики»)

Педагог:

Не только в городе огромном,

Но и в поселке небольшом

Знают взрослые и дети

Важный жизненный закон:
При переходе помогает

Он тебе, ему и мне.

А закон тот называют

Очень просто – ПДД!

- Кто может расшифровать эту аббревиатуру? (Правила дорожного движения)

- Вы знакомы с правилами дорожного движения? (Да).

- А хорошо ли вы знаете эти правила? Я предлагаю проверить ваши знания  в игре  «Крестики-нолики».

  Приветствуем команду «Ноликов» и «Крестиков». Правила игры:  команда выбирает задание, если правильно выполняет, то ставит на это поле свой знак, если терпит неудачу, то ставится знак соперника. Выигрывает та команда, которая первой получит три своих знака на одной линии или количественное большинство знаков.

- Но для начала предлагаю разминку.

«Игра « Светофор»

У каждого из вас сигнал с красной и зеленой стороной. Если согласны с выражением, то показываете зелёный цвет, не согласны-красный.

  • Играть на проезжей части дороги нельзя. (Сигнал – зеленый).
  • Можно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. (Сигнал – красный).
  • Автобус нужно ждать на специально отведенном месте. (Сигнал – зеленый).
  • Обходить автобус нужно сзади. (Сигнал – зеленый).
  • Этот дорожный знак называется «пешеходный переход». (Дети показывают сигнал по ситуации.)
  • Перед вами дорожный знак « подземный переход». (Дети показывают сигнал по ситуации).
  • При переходе проезжей части улицы, необходимо посмотреть налево, а затем направо. (Сигнал – зеленый)

1 поле «Задача от сказочного героя»

- Помогите сказочным героям решить задачку.

Мальчик едет на велосипеде, на автобусной остановке видит Красную Шапочку и Незнайку.
-Довези меня до аптеки, - просит его Красная Шапочка, - у меня бабушка болеет!
-Нет, меня, - просит Незнайка. Я очень спешу к своим друзьям.
Вопрос: Кто поедет с мальчиком?
(Ответ: Никто, на велосипеде разрешено ездить только одному. Багажник - для перевозки багажа, а рама - для крепления основных частей.)

2 поле «Узнай знак»

- Перед вами дорожные знаки. Какой знак описывается в загадке? Как он называется и что обозначает?

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике  ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Что это за знак?
(
Осторожно, дети!)

Шли из школы мы домой, 
Видим - знак над мостовой. 
Круг, внутри - велосипед, 
Ничего другого нет. 
Что это за знак?
(
Велосипедная дорожка)

Ну, а это, что за знак?
Нарисован он вот так.
Отвечайте дружно все.
Роет землю человек.
Знак поставлен не на век.
(
Дорожные работы)

Странный знак увидел я.
Удивился я, друзья.
В нём и вилка, в нём и нож –
Просто мимо не пройдёшь.
Подскажите поскорей,
Что за знак в руке моей.
(Пункт питания)

3 поле «Дорожные ловушки»

-Нужно  ответить на вопросы и решить, как правильно поступить в различных дорожных ситуациях.

Вопрос 1:

Вы увидели автобус, подъехавший к остановке на противоположной стороне дороги. Как вы будете действовать? Варианты ответов:

а)Быстро перебежите проезжую часть, чтобы успеть на автобус, рассчитывая на то, что водители движущихся автомобилей пропустят вас.

б)Остановитесь, посмотрите налево и направо, убедитесь в отсутствии транспортных средств и перейдёте проезжую часть.

Вопрос 2:

Во время перехода проезжей части дороги вы уронили какой-то предмет. Как правильно поступить?

а) Быстро поднять предмет и продолжить движение.

б) Посмотреть налево и направо. Убедившись в отсутствии транспортных средств, поднять предмет и продолжить движение.

4 поле «Установи знак»

 Команде даётся картинка дорожной ситуации. Надо нарисовать знак, который должен быть установлен, чтобы предупредить опасное происшествие. (Приложение 1)

5 поле «Собери слово»

- Перед вами буквы, надо собрать слово, а затем  на каждую букву назвать слова, относящиеся к теме нашей игры. (слово СВЕТОФОР: светоотражатель, велосипед, езда, трамвай, опасность, фары, осторожность, регулировщик)

6 поле « Дорожка из знаков» Приглашаются от каждой команды по 10 человек. Они выстраиваются в колонну

Если правила забыл ты,
И не вспомнишь их никак,
То в пути тебе поможет
Добрый друг — дорожный знак.

Перед началом эстафеты повторяются группы дорожных знаков и их назначение.

Ведущий называет название дорожного знака, игроки команд бегут и выбирают из множества знаков нужный, затем кладут его к последнему конусу от своей команды. Так действует каждый игрок команды, и к концу эстафеты получается «дорожка из знаков». Так как на две команды комплект знаков один, нужно найти знак быстрее соперника.

Реквизит (для двух команд): комплект дорожных знаков: «Дорожные работы», «Место остановки автобуса и(или) троллейбуса», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Пункт питания», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Прочие опасности», «Подземный пешеходный переход», «Велосипедная дорожка».

7 поле «Кроссворд» обеим командам предлагается разгадать кроссворд.  Кто быстрее и правильно решит, тот и победитель (Приложение 2)

8 поле «Минутка безопасности»  

Командам предлагается ответить на  вопросы за 1 минуту. Кто больше даст ответов, та команда и победила.

1. Где должны идти пешеходы в населенном пункте? (по тротуару)
2. Какая разметка наносится на проезжую часть дороги, где разрешается переход?
3. Они « неуклюже бегут по лужам» в известной песне В. Шаинского. (пешеходы)
4. Что должно быть у пешехода на одежде, чтобы быть заметнее на дороге в темное время суток? ( Светоотражатели (фликеры)
5.  Сколько сигналов у светофора?( Три)
 6. Какой герой детской книжки С. Михалкова отремонтировал светофор и восстановил дорожное движение? (. Дядя Степа )
7. Чем должен быть пристёгнут пассажир легкового автотранспорта?( Ремнем безопасности)

8. Какой сигнал светофора запрещает движение?
9. При помощи чего инспектор ДПС регулирует дорожное движение? (жезла)

10. С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части?( С 14 лет)

9 поле «Верите ли вы, что…» Приглашаются 5 человек из команды. Они должны ответить «да» или «нет» на услышанное  утверждение

  • Если на перекрёстке установлен светофор и стоит регулировщик, то водители и пешеходы должны подчиняться регулировщику? (Да)
  • При красном свете светофора не разрешается движение автомобилям оперативных и специальных служб с включенными проблесковыми маячками синего цвета и звуковыми сигналами? (Нет)
  • Велосипедист должен двигаться в тёмное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)
  • Мотоциклом можно управлять с 18- летнего возраста? (Да)
  • Пассажирам всегда необходимо пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)
  • Пешеходам запрещается переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, если приближается машина с включенными спецсигналами? (Да)
  • В общественном транспорте разрешается высовывать из окон голову и руки? (Нет)
  • При переходе проезжей части сначала нужно посмотреть налево, затем- направо? (Да)
  • Автомобиль лучше тормозит на мокрой дороге? (Нет)

Подведение итогов

- Вы сегодня были настоящими знатоками Правил дорожного движения.

Молодцы ребята! Умницы девчата!

Вы справились с заданиями

И блеснули знаниями.

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторяли,

И на практике их применяли.

Вручаются фликеры (светоотражающие значки)  каждому участнику игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения

Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения, 3 класс...

методическая разработка "Занятия по правилам дорожного движения в группе продлённого дня"

Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, привитие культуры и знания правил дорожного движения через игру и занимательные занятия в группе продлённого дня...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса по правилам дорожного движения.

Цели: повторить правила дорожного движения, прививать юным пешеходам твердые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, развивать внимательность, наблюдательность, память,воспитывать культ...

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"...

Методическая разработка игры-соревнования по правилам дорожного движения для начальных классов «Правила дорожные детям знать положено»

Аннотация к методической разработке: Данная разработка представляет собой методический материал для проведения игры-соревнования по правилам дорожного движения в начальных классах.Актуальность: Развит...

Методическая разработка по правилам дорожного движения

В разработке даны  конспекты занятий и сценарии по ПДД...