Приоритетные направления духовно-нравственного воспитания младших школьников
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Одним из ведущих компонентов современного образования является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в начальной школе. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vosp.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приоритетные направления духовно-нравственного воспитания младших школьников
Одним из ведущих компонентов современного образования является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в начальной школе. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
Акцент в Стандарте НОО ставится на воспитание нравственных чувств и этического сознания, а именно на понимании нравственных ценностей, правилах поведения в социуме, различие хороших и плохих поступков, уважительное, доброжелательное отношение к людям отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач и т. д.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям; пробуждение и развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться ещё в младшем школьном возрасте.
Наша задача, как педагогов - нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы - создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.
Остановлюсь немного на некоторых моментах своей работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Моя работа, как и работа многих моих коллег по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников ,включает:
- сочетание учебной и внеклассной работы;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- установление взаимодействия с родителями учащихся;
Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников направлена на:
- формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
- на воспитание патриотизма и гражданственности;
- на эстетическое развитие детей;
- на трудовое воспитание.
Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности : этические беседы, экскурсии в музеи, тематические праздники
Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания:
-тематические классные часы
- на уроках литературного чтения знакомимся с произведениями ,которые позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела, пословицы и поговорки.
- на окружающем мире и внеурочной деятельности – подготовка проектов(«Моя малая Родина, история города Симферополя)
- участие в конкурсах, акциях «Милосердия
- экскурсии патриотической направленности (Севастополь Сапун-гора, Музей подводных лодок, возложение цветов)
Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Коллективно-творческие мероприятия, способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками.
А конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», викторины, совместные игры - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.
Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им - всему этому способствует литературно - поэтическое творчество. С этой целью провожу на уроках литературного чтения работу «Сочиняем сказки сами»
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой. Родители моего класса с удовольствием помогают своим детям готовиться к творческим выставкам, на которых ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала, придумывают добрые названия своей поделке, сочиняют сказки о своей поделке.
Конкурсы «Открытка маме», «Сердечко для мамы» посвящённые празднику «8 Марта», «Дню матери» позволяют проявить заботу и чуткое отношение к маме.
Необходимо так же включать учащихся в посильный общественно полезный труд. Дети приводят в порядок класс, подметают пол, дежурят. Труд воспитывает не только гуманное качество (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение к окружающему миру), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность). В трудовую деятельность необходимо вносить нравственные мотивы: проявлять внимание, сочувствие, заботу, связывать эти мотивы с целью деятельности.
В учебный план был введён новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введение этого курса вызывало множество опасений со стороны родителей . Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса. Был выбран модуль «Основы светской этики». Основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
Также , в рамках курса рассматриваются семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Таким образом: уроки ОРКСЭ способствуют духовно - нравственному воспитанию младших школьников, закладывают нравственные качества человека будущего общества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
В течение 4-х лет я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков. Наблюдения показывают, что у ребят к концу 4-го класса складываются товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению. Общее поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу, прислушиваются к командиру класса.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую" жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Список литературы:
1. Байкова, Л. А., Гребенкина, Л. К., Еремкина, воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [текст] / Под ред. . – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. – 160 с.
2. Богаченко, как современный метод воспитания [текст] / . // Начальная школа, № 6, 2010. – С. 16 – 18.
3. Ксензова, технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие [текст] / . – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [текст] / Сост. . – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
5. Анисимов, В. В., Грохольская, О. Г., Никандров, основы педагогики: учебник для вузов [текст] / , , . – М.: Просвещение, 2006. – 574 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Воспитание нравственных чувств и этического сознания как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует:- создания условий для становления социально адаптированной личности, индивидуального самовыражения, содействия в...
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Направления работы педагога в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника.
В статье рассказывается о направлениях работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию детей начальной школы (из опыта работы)....