ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАЕТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
консультация (4 класс)

Лузгинова Алевтина Ивановна

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отноше­ний, а мама и папа — образцы для подражания. Семья предопределяет закономерности развития будущего человека. Именно поэтому основной задачей для дошкольных учреждений является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.

Одним из приоритетных направле­ний работы учителя-логопеда является работа с родителями. Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность коррекционной работы.

В основе принципов взаимодей­ствия с семьей лежит понимание о том, что каждый ребенок — индивидуальность и для родителей он самый лучший и самый любимый. Любой родитель нами приемлем и уважаем. Принципы взаимодействия с семьей:

Интерактивная форма проведения родительских собраний более эффективна, так как опыт полученный родителями на таких собраниях положительно влияет не только на процесс воспитания обучающихся, но и способствует личностному росту и развитию самого родителя, повышению его значимости в совместном процессе воспитания обучающихся.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» – это взаимный, «act» – действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

 

Интерактивные формы организации родительского собрания

 Собрание–дискуссия. Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

 Круглый стол. Это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

 Собрание – конференция. Это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов. Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению решений.

 Пресс-конференция. Это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио-альбома с участием в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителей?

Собрание-семинар (семинар-практикум). Групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

 Собрание организационно-деятельностная игра. Это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

 Собрание–игра. Почему бы не провести собрание (или его часть) в форме аукциона? В качестве лотов – полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими родителями с помощью фишек. Советы, получившие максимальное количество фишек, размещаются на стенде, посвященном взаимодействию семьи и школы. Собрания в игровой форме можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.

       Педагогическая мастерская. Мастерская – это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»-родители, «мастера»-учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.

      Собрание-конкурс. Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса работает жюри и выбирает победителей. Например, можно провести конкурс «Папа, мама, я- читающая семья», в процессе которого родители познакомятся с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению.

 Собрание-презентация. Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

 Устный журнал. Журнал – это, всем известно, периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое. На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь у учителя, родителей и учащихся есть поле для творчества.

 Вечер вопросов и ответов. Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

 Родительский ринг. Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга – своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

 Интеллектуальный марафон. Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.

 Ток-шоу. Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.

 Гостиная. Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.

 Кафе. Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко по форме к гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут дымящийся чай в чашках, конфеты, фрукты в вазах, может быть, блюда, предложенные родителями на дегустацию.

 

 Собрание в письменной форме. Родительское собрание в письменной форме проводится всё чаще и чаще. Это очень удобная форма проведения собрания. Учитель направляет родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения.

 

Приёмы интерактивной работы с родителями

1.     Клубок проблем

В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников в контексте рассматриваемой проблемы. Количество таких вопросов должно быть больше, чем число участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на маленьких полосках бумаги, которые заматываются в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопросы. Если родитель затрудняется с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут рассмотрены все вопросы. Клубок ниток должен быть ярким, чтобы его было приятно держать в руках. Цвет ниток для клубка можно выбрать в зависимости от рассматриваемой проблемы - по ассоциации или в качестве символа.

 

2.     Волшебное колечко.

Учитель показывает участникам колечко и говорит, что оно волшебное. Оно может быть наделено разными волшебными свойствами: давать возможность путешествовать во времени (отправить человека в прошлое, позволить заглянуть в будущее); представить себя в роли учителя, ведущего специалиста, бизнесмена; встать на позицию своего ребенка, другого человека и тому подобное. В зависимости от выбранного волшебства и от новой роли участников решается рассматриваемая проблема.

 

3.     Поделись знаниями

Учитель предлагает родителям рассказать о традициях и ритуалах, которые существуют у различных национальностей перед выполнением какого-либо дела. Затем предлагается придумать свою традицию или ритуал, которые будут соблюдаться на родительских собраниях. Возможно, это будет ритуал встречи перед началом собраний или ритуал прощания после их окончания. Варианты могут быть предложены самими участниками. Придумывание ритуалов и традиций проводится в малых группах. Затем каждая группа проводит презентацию своего варианта. Участники выбирают наиболее понравившиеся им. приняв ритуалы, все участники следуют им неукоснительно.

 

4.     Диалог в форме письма

Учитель предлагает участникам родительского собрания выбрать себе партнера, с которым они хотели бы провести диалог. Этот партнер может быть реальным человеком, который находится в данной аудитории, а может быть вне аудитории. Можно провести диалог с конкретным предметом, растением, животным. Определив цель диалога (получить совет, поделиться сомнением, выразить благодарность и др.), учитель просит написать письмо этому субъекту или письмо себе от имени этого субъекта. Затем письма обсуждаются в парах или группах, и делаются соответствующие выводы.

 

5.     Победа - победа

Данное упражнение направлено на то, чтобы найти оптимальное решение проблемы, удовлетворяющее всех. Например, родители поссорились с ребенком, наказали его, а он ушел из дома и оставил записку, что домой не вернется, а будет жить у бабушки. Как поступить родителям? Что необходимо сделать, чтобы вернуть ребенка и при этом сохранить свой образ строгого родителя?

 

6.      Аквариум

Среди участников родительского собрания выделяется небольшая группа из 3-4 человек. Они садятся в центр круга, а все остальные участники размещаются по кругу, лицом к центру. Группа в центре обсуждает проблему, связанную с темой родительского собрания. Все остальные молча наблюдают за ходом обсуждения. После завершения небольшой групповой дискуссии остальные участники включаются в общее обсуждение проблемы. Малая группа как бы задает направление этой дискуссии.

 

7.      Горячий стул

Приглашается один из участников родительского собрания, он садится на стул в центре классной комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться с группой. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает учитель. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа он освобождает стул. Его место занимает тот, чей вопрос был последним. (данный прием можно использовать для "разогрева" аудитории.)

 

8.      Карусель

Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов ее решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течение трех-пяти минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. Обсуждение всех выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Проблему целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку хорошо учиться" может быть представлена такими вопросами: как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать учебу ребенка и другие. Слишком узкие проблемы с трудом поддаются дифференциации.

 

9.     Чудодейственный вопрос

Участники родительского собрания располагаются по кругу. Учитель находится в центре. Он предлагает родителям поговорить о том, какие дети им больше всего нравятся. Учитель внимательно слушает, эмоционально поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет, как выглядят нравящиеся родителям дети, как они говорят, какое у них чаще всего настроение.

Затем учитель говорит: "Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их видели, слышали, чувствовали в нашем воображении. Что вы бы делали по-другому? Какие новые слова появятся в вашей речи? Каким будет ваш голос? Как вы будете выглядеть?" В заключение учитель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя это упражнение.

 10.  Маска, откройся

Группа родителей разбивается на подгруппы по несколько человек по желанию. В каждой подгруппе все ее члены получают карточки с указанием роли, которую они будут проигрывать. Каждая группа по очереди выполняет свое задание. Все остальные оценивают, насколько верно сыграны роли. В завершении игры осуществляется самооценка и взаимооценка. Этому способствуют вопросы учителя: "Что передано удачно? Что не соответствует реалиям? Как можно было сделать лучше? Чему научило данное упражнение?"

 11.  Карточки-задания

Информационно-поддерживающего характера (дать информацию, найти информацию, поставить вопросы, объяснить или уточнить что-либо, подвести итоги), коммуникативного плана (поощрение других, гармонизация отношений, распоряжения) и индивидуально-личностного плана (блокирование и хвастливость) раздаются участникам. У каждого - конкретное задание и указана соответствующая роль, которую ему предстоит сыграть. Например, рассказать о событии, выделив его позитивные и негативные стороны, или рассмотреть событие с позиции обиженного человека. Как в этом случае было бы целесообразно строить отношения, чтобы такого не случилось? Как в такой ситуации может себя вести хвастливый человек, к чему это приведет? Что может блокировать деятельность человека в данной ситуации и т. д.?

 

12.  Сказочные превращения

Учитель предлагает родителям представить, что у него в руках волшебная палочка, и он может превратить их в героев из сказок. Каждый участник может выбрать для себя какой-либо персонаж и от его имени будет выполнять конкретное задание.

 

13.  Мешок сюрпризов

Учитель кладет в мешочек все что угодно: камешки, мелкие игрушки, пробки, перышки, шарики, кусочки бумаги, маленькие флакончики и т. д. Мешочек пускается по кругу и задается начало рассказа. Тот, к кому попадет мешочек, продолжает рассказ. Каждый родитель вынимает по одному предмету и вплетает этот предмет в ткань своего рассказа. Рассказ ведется до тех пор, пока не получит свое логическое завершение. Сначала можно выбрать сюжет, а затем и связать предметы этой сюжетной линией. Желательно сюжет связывать с темой родительского собрания.

 

14.  Интервью

Вариант 1. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. Группа может задать ему 3-5 вопросов, соответствующих социальной роли сидящего в центре. Например, вопросы задаются ему как директору школы, как классному руководителю и др. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на родительском собрании.

Вариант 2. Желающие берут интервью у каждого члена группы. Вопросы задаются по определенной договоренности: произвольно, по обсуждаемой проблеме, личного характера. Отвечающий может ответить от себя лично, а может от имени выбранной маски. Обычно задают 4-7 вопросов каждому. Количество вопросов оговаривается заранее.

 

15.  Экспедиция

Учитель говорит: "Представьте, что вы были в экспедиции и нашли неизвестный минерал, животное, растение и т.д." Участники должны придумать название своей находке. Причем название должно быть таким, чтобы оно легко запоминалось и вызывало положительные эмоции. В названии можно использовать существительные, прилагательные или их сочетание.

 

16.  Поделитесь знаниями

Учитель предлагает родителям рассказать о традициях и ритуалах, которые существуют у различных национальностей перед выполнением какого-либо дела. Затем предлагается придумать свою традицию или ритуал, которые будут соблюдаться на родительских собраниях. Возможно, это будет ритуал встречи перед началом собраний или ритуал прощания после их окончания. Варианты могут быть предложены самими участниками. Придумывание ритуалов и традиций проводится в малых группах. Затем каждая группа проводит презентацию своего варианта. Участники выбирают наиболее понравившиеся им. Приняв ритуалы, все участники следуют им неукоснительно.

 

 

 

17.  Предупреждающие или запрещающие знаки

Рассмотрев определенный вопрос, учитель, предлагает выделить возможные сложности в данной проблеме и высказать свое мнение о том, что можно, а что не безопасно или вообще нельзя делать в такой ситуации. Это мнение надо выразить изображением (рисунком, пиктограммой) соответствующих предупреждающих или запрещающих знаков.

 

18.  Решение конкретных ситуаций

Способствует формированию навыков анализа, умений выделять главное, слушать и взаимодействовать. Этот вид работы позволяет показать возможности консилиума, продемонстрировать множество подходов к решению одной проблемы. Для успешного решения необходимо, чтобы ситуация была реальной, проблемной и описана лаконично и емко. При решении ситуаций необходимо опираться на теоретические знания и опыт родителей.

 

19.  Диалог в форме письма

Учитель предлагает участникам родительского собрания выбрать себе партнера, с которым бы они хотели провести диалог. Этот партнер может быть реальным человеком, который находится в данной аудитории, а может быть и вне аудитории. Можно провести диалог с конкретным предметом, растением, животным. Определив цель диалога (получить совет, поделиться сомнением, выразить благодарность и др.), учитель просит написать письмо этому субъекту или написать письмо себе от имени этого субъекта. Затем письма обсуждаются в парах или группах, и делаются соответствующие выводы.

 

20.  Письмо самому себе

Учитель предлагает родителям написать письма самим себе. Это письмо может быть от мудрого человека, от друга или родственника. Работу можно выполнять индивидуально, в парах или группах. При работе в парах и группах тематику писем следует связать с общей темой родительского собрания.

 

21.  Анализ собственного опыта

Рассмотрев теорию какого-либо вопроса, учитель предлагает родителям вспомнить, как это связано с их опытом, и просит привести свои примеры, подтверждающие выделенный тезис или опровергающие его.

 

22.  Исследование случаев

Направлено на решение конкретной проблемы путем анализа рассматриваемой ситуации. Она может быть реальной и вымышленной. Участники родительского собрания отрабатывают аналитические навыки, которые им пригодятся при анализе поступков своих детей.

 

  1. В основе работы с семьей долж­ны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета семьи.
  2. Доверие к воспитательным воз­можностям родителей, повышение их педагогической культуры и активности в воспитании.
  3. Педагогический такт, недопусти­мость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
  4. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного вос­питания, ориентация на успешное развитие личности.

Поиск новых форм работы с ро­дителями остается всегда актуальным. Ознакомление родителей с возраст­ными и психологическими, речевыми особенностями детей, формирование у них практических навыков воспитания — вот задачи познавательных форм работы с родителями. Основ­ная роль принадлежит собраниям в нетрадиционных формах.

Одной из форм проведения роди­тельских собраний в нетрадиционной форме являются собрания с исполь­зованием интерактивных технологий.

Интерактивные технологии осно­ваны на явлении интеракции (от англ. 1п1егас1юп — взаимодействие, воздейс­твие друг на друга). Формы и методы интерактивной работы:

  1. дискуссионные: диалог, группо­вая дискуссия, разбор ситуаций на практике, анализ ситуаций морального выбора и т.д.;
  2. игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые;
  3. тренинговые: формы занятий, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Интерактивные технологии основаны на взаимодействии, воздействии друг на друга. Их реализация позволяет максимально конструктивно организо­вать межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его участников. В ходе интерактивного общения происходит развитие индивидуальности каждого участника и взаимодействие людей друг с другом.

Приоритетные задачи при использовании интерактивных технологий:

  1. Создание атмосферы взаимопо­нимания, общности интересов, эмо­циональной

взаимоподдержки.

  1. Установление партнерских отно­шений с семьей каждого воспитанника.
  2. Объединение усилий для раз­вития и воспитания детей.
  3. Активизация и обогащение вос­питательных умений родителей.

Объединение усилий учителя-ло­гопеда и родителей, направленных на коррекцию

речевых проблем детей.

При проведении родительских со­браний я соединила несколько форм: мастер-класс с элементами деловой игры с использованием интерактивных технологий, а также презентации. При выборе темы всегда ориентируюсь на потребности родителей, актуаль­ность той или иной темы для них. Теоретический материал стараюсь преподнести в доступной для роди­телей форме — с помощью ярких понятных таблиц. Теоретическая часть минимизирована. Основная часть — практическая. Для практической части подбираю актуальные игры и иг­ровые упражнения, которые можно без особых усилий повторить дома. Количество атрибутов минимально, их легко можно заменить на те, которые имеются дома.

Использую интерактивные техноло­гии: работу в парах, хоровод, цепочка, интервью. Это позволяет уменьшить давление стереотипов и шаблонов, вызывает интерес к предлагаемому материалу, ассоциации с собственным опытом, желание активно участвовать в обсуждении.

Демонстрирую положительные ре­зультаты коррекционной работы. Ро­дителей оживляют видеозаписи с их детьми: это видеоролики до начала коррекционной работы и после нее. Как правило, родители изумляются, что их дети так говорили. Общаясь с ребенком ежедневно, они не замечают постепенных изменений в речи детей.

Преимущества использования ин­терактивных технологий в работе с родителями неоспоримы.

  1. Родители более активно стали принимать участие в групповых ме­роприятиях.
  2. Со стороны родителей поступают предложения о проведении меропри­ятий в

нетрадиционной форме.

 

  1. Улучшились взаимодействия меж­ду педагогами и родителями.
  2. Взаимоотношения  родителей и педагогов носят доверительный, партнерский

характер.

  1. Педагоги стали более активно применять интерактивные технологии в работе с

родителями.

Положительное отношение роди­телей к детскому саду, положительная оценка его

деятельности.

Установление партнерских отноше­ний с семьями воспитанников, учет их индивидуальных особенностей позво­лили объединить усилия педагогов и родителей в воспитании детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_traditsii_narodov_rossii.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Средняя общеобразовательная Монаковская школа МБДОУ № 67 «Аистенок» Старооскольского городского округа Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении Подготовили: Лузгинова Алевтина Ивановна Кондрашева Нелли Александровна Нестерова Наталья Геннадиевна Пруцких Софья Евгеньевна

Слайд 2

Несомненно , на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать знакомства с разнообразными видами народного творчества и привлекать к этому родителей. Актуальность темы

Слайд 3

В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.

Слайд 4

Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 80%), участвуют в народных празднествах( 47%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 65%) Многие родители поддержали программу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе. Работу начали с анкетирования родителей:

Слайд 5

Цель работы : формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи : 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях . 2. Привлечь родителей в воспитательно -образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями . 3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. 4 . Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм . 5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки , заклички , пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей . 6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Слайд 6

1 . Историческое прошлое России и русского народа . 2. Устное народное творчество . 3 . Народные праздники и традиции . 4 . Народные промыслы . Исходя из условий мною выделены следующие направления работы:

Слайд 7

В своей работе я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой , которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы детского сада.

Слайд 8

Работа строится на основе главных методических принципах: 1. У чет возрастных особенностей детей . 2. Д оступность материала . 3. П остепенность его усложнения . Методические принципы:

Слайд 9

В ней силами воспитателей и родителей собраны предметы старины и быта крестьян. Каждому предмету отведено своё традиционное место: у стены размещается русская печь, у печки чугунок ,ухват. В углу висит икона Божьей матери украшенная рушником .На узорной полочке расположились деревянные ложки, скалка, глиняные кувшины, горшочки,утюги . На столе занял своё место самовар. Ждёт своих рукодельниц прялка,сундук для различных вещей. Украшена наша светёлка старинными рушниками, платками, домоткаными половиками. Чтобы максимально приблизить детей к русской культуре оборудована русская изба.

Слайд 10

В избе провожу специальные занятия по знакомству с русским народным фольклором, русскими народными играми а так же обыгрывание колыбельных песен, заучивание потешек .

Слайд 11

« Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Золотая хохлома», «Русская матрёшка», «Русские народные игры». Провожу занятия по изодеятельности , на которых знакомлю детей с народной декоративной росписью в игровой форме, занятия –беседы:

Слайд 12

Б ольшое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разрабатываю совместно с музыкальным руководителем сценарии праздников и тематических вечеров: « Осенины », « Калядки », «Масленица».

Слайд 13

На музыкальных занятиях используем русские народные распевки , слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах: ложках, трещётках , погремушках, свистульках, дудках.

Слайд 14

Взаимодействие с семьёй провожу по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: организую совместные выставки поделок,праздники , посиделки,конкурсы

Слайд 15

В группе оформила уголки для родителей , где разместила информацию практического характера: «Как изготовить с ребёнком тряпичную куклу», «Любимые народные игры детей».

Слайд 16

Для наглядности размещаю демонстрационный материал «Росписи предметов быта , одежды». Всё это делаю для того, чтобы родители не только наблюдали за нашей работой ,но и широко использовали опыт работы нашего дошкольного учреждения.

Слайд 17

Я надеюсь, что моя работа поможет ребёнку почувствовать себя частью великого целого своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое и настоящее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Выступление "Использование Интернет-технологий в работе учителя начальных классов"

Сегодня всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания....

Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом

В статье приведены формы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения с использованием мультимедиа технологий....

"Использование инновационных технологий в работе с обучающимися с ОНР, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности".

На  современном этапе ,система начальной школы строится на передачи обучающимися знаний,данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов ...

«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/

Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...