«Дидактические приемы формирования познавательной и активной деятельности с детьми ТМНР»
материал
Развитие познавательных навыков у детей с ТМНР — это одна из основных целей работы воспитателей и специалистов в условиях ЦССВ.
Познавательная активность умственно отсталых детей крайне низкая.
Сенсорная сфера не сформирована, память характеризуется небольшим объемом, мыслительные операции на элементарном уровне. Часто таким детям не доступна импрессивная(пассивная) речь –это восприятие, понимание, речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков,аэкспрессивная – на уровне крика и отдельных звуков.
Если же у ребенка нарушения, то мы идем на шаг впереди и зовем ребенка к новым навыкам и новым этапам развития. Ищем новые средства и методы обучения, побуждаем интерес ребенка.
Интерес—это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Заинтересовать и привлечь внимание детей удаётся только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. На помощь приходят различные игры, которые при создании благоприятных условий достаточно активно включают большинство детей в образовательный процесс. Рассмотрим на примере дидактических игр, которые позволяют привнести эмоциональный эффект в занятиях.
Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря дидактическим играм у детей развиваются все психические процессы, познавательная активность, мыслительные операции.
Вариант адаптированных дидактических игр для детей с ТМНР на « магнитах»
В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных магнитных лент и далее эти карточки можно уже прикреплять к магнитной доске или ламинированный карточке тоже с магнитом.
Игры с такими магнитами многофункциональны, долговечны, подбор картинок можно менять в зависимости от лексической темы, а самое главное – их любят дети.
С помощью этих игр расширяются и закрепляются представления о домашних животных и их детёнышах, птицах и их птенцах; о фруктах и овощах; о временах года, обеспечивается усвоение сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности, влияют на расширение словарного запаса ребенка, развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Обратим внимание на экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_oktyabr_grigoreva.docx | 823.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
(ГБУ ЦССВ «Сколковский»)
Доклад на тему:
«Дидактические приемы формирования познавательной и активной деятельности с детьми ТМНР»
Подготовила: Григорьева М.И.
Москва 2022г.
Развитие познавательных навыков у детей с ТМНР — это одна из основных целей работы воспитателей и специалистов в условиях ЦССВ.
Познавательная активность умственно отсталых детей крайне низкая.
Сенсорная сфера не сформирована, память характеризуется небольшим объемом, мыслительные операции на элементарном уровне. Часто таким детям не доступна импрессивная(пассивная) речь –это восприятие, понимание, речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков,а экспрессивная – на уровне крика и отдельных звуков.
Если же у ребенка нарушения, то мы идем на шаг впереди и зовем ребенка к новым навыкам и новым этапам развития. Ищем новые средства и методы обучения, побуждаем интерес ребенка.
Интерес—это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Заинтересовать и привлечь внимание детей удаётся только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. На помощь приходят различные игры, которые при создании благоприятных условий достаточно активно включают большинство детей в образовательный процесс. Рассмотрим на примере дидактических игр, которые позволяют привнести эмоциональный эффект в занятиях.
Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря дидактическим играм у детей развиваются все психические процессы, познавательная активность, мыслительные операции.
Вариант адаптированных дидактических игр для детей с ТМНР на « магнитах»
В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных магнитных лент и далее эти карточки можно уже прикреплять к магнитной доске или ламинированный карточке тоже с магнитом.
Игры с такими магнитами многофункциональны, долговечны, подбор картинок можно менять в зависимости от лексической темы, а самое главное – их любят дети.
С помощью этих игр расширяются и закрепляются представления о домашних животных и их детёнышах, птицах и их птенцах; о фруктах и овощах; о временах года, обеспечивается усвоение сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности, влияют на расширение словарного запаса ребенка, развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Обратим внимание на экран.
Преимущества развивающих игр на магнитах.
- Первое и самое главное – ребенку это нравится. Дети могут с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
2. Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
3. Незаметно для ученика происходит развитие моторики, сенсорики, математических представлений и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
4. Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.
5.Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.
Примеры шаблонов для дидактических игр с магнитами.
Игры с такими магнитами многофункциональны, долговечны подходят как и на магнитной доске, так и для игр за столом, подбор картинок можно менять в зависимости от лексической темы, а самое главное – их любят дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНИЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья раскрывает потенциал применения здоровьесберегающих технологий...
Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру
Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...
Формирование познавательно- речевой активности детей с ОВЗ. Из опыта работы.
Сообщение на МО....
Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности
Данная разработка поможет при организации урока и внеурочной деятельности....
Мастер-класс "Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий"
Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования познавательных универс...
Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Они обеспечивают обучающимся возможность учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться....