Тема самообразования "Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности"
статья (1 класс) по теме
В материале рассмотрены актуальность выбранной темы, принципы построения работы, структура занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnogo_otnosheniya_k_okruzhayushchim_novoe_dlya_pechati.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования.
Воспитание толерантного отношения к окружающим
как основа формирования коммуникативной культуры личности.
Воспитание толерантного отношения к окружающим
как основа формирования коммуникативной культуры личности.
Быть ниже самого себя – невежественность,
а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость.
Сократ.
Мир, в котором мы живем многообразен. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире. Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции». Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.
Проблема толерантности и интолерантности актуальна в связи с постоянным присутствием насилия в нашей жизни, которое всегда оказывает разрушительное воздействие на человека. Особую опасность представляет насилие по отношению к ребенку, который не только не в состоянии полноценно защищаться, но часто сам вынужден перенимать насильственные способы общения и взаимодействия. Особенно это проявляется у воспитанников детских домов, где одной из самых важных проблем является социализация в условиях современной жизни. В силу неправильного формирующего опыта общения дети детских домов зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Нереализованность потребностей в родительской любви и признании ведет к формированию отклоняющихся форм поведения, трудновоспитуемости, личностным трудностям в развитии, приводит к эмоциональному напряжению и фрустрации. Воспитание толерантности у детей детского дома поможет решить эти проблемы.
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважение другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимание и принятие традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества.
Методика воспитания толерантности базируется на знании особенностей детей, коллектива, отношений между детьми и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности необходимо знать
- индивидуальные особенности каждого ребенка;
- проблемы в отношениях между детьми и их причины;
- национальный состав коллектива детей;
- культурные особенности окружающей среды.
Диагностика межличностных отношений воспитанников нашего детского дома, наблюдения за поведением детей в различных ситуациях выявили такие проявления интолерантных отношений как:
-неуважительное отношение, как к сверстникам, так и к взрослым;
-нетерпимость к мнению других, если оно отличается от своего собственного;
-нанесение оскорблений;
-желание подмечать и громко говорить о недостатках других;
-эпизоды коллективной травли тех, кто слабее.
Работа по данной теме строится на следующих принципах:
• учитывать психологические особенности, межличностные отношения детей;
• обеспечивать реализацию личности каждого ребенка;
• не допускать подавления, ущемления одних детей другими;
• добиваться правильной позиции лидеров;
• создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей, ситуации успеха через успех другого, успех группы;
• формировать микрогруппы по желанию, способностям, интересам;
• добиваться самокритичности и объективности детей;
• при анализе итогов совместной работы обращать внимание на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Структура занятий.
Все занятия поделены на 3 блока.
Блок | Темы занятий | Цель | Задачи | Формы воспитательной Работы |
1.Основы этикета. | 1.Зачем человеку правила? 2.Что такое этикет? 3.Вежливые слова. Просьба. 4.Формулы приветствия, прощания. Прощание перед сном. 5.Правила поведения за столом. | Формировать понимание необходимости правил общения, желание их узнавать и выполнять. | 1.Дать понятие об этикете. 2.Учить употреблять различные средства вежливости. 3.Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях. | 1.Беседы. 2.Рассказ воспитателя и рассказы детей. 3.Развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации), дидактические и игры-инсценировки. 4.игровые ситуации. 5.упражнения (подражательного и творческого характера). 6.Чтение художественных произведений; |
2.Поведение в общественных местах. | 1.Правила поведения на улице, на прогулке, экскурсии. 2.Правила поведения в кино, в театре. 3.Правила поведения в поликлинике. | Ознакомить с правилами поведения в общественных местах. | 1.Развитие навыков общения. 2.Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения, поступков окружающих. | 1.Беседы 2.Рассказ воспитателя и рассказы детей. 3.игровые ситуации. 4.упражнения (подражательного и творческого характера). 5.Чтение художественных произведений. 6.Наблюдения, прогулки, экскурсии. 7.Посещение театра, кинотеатра, выставочных залов. |
3.Занятия по социально-личностному развитию. | 1.Характер человека. 2.Я среди людей. 3.Учись думать и поступать по-своему. 4.Поссорились – помирились. 5.Учимся беседовать о поступках героев сказок. 6.Друг в беде не бросит. 7.Друг заболел. 8.Учимся понимать боль другого человека. 9.Друг в радости и горе всегда рядом. 10.Нарочно и нечаянно. Учусь прощать. 11.Учимся понимать переживания близких нам людей. | Способствовать осознанию собственных черт характера, вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. | 1Дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений. 2.Развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей. 3.Воспитывать толерантное отношение к окружающим. | 1.Беседы. 2.Рассказ воспитателя и рассказы детей. 3.Развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации), дидактические и игры-инсценировки. 4.игровые ситуации. 5.упражнения (подражательного и творческого характера). 6.Чтение художественных произведений. |
Результатом работы могут быть следующие показатели:
-дети овладевают умениями: работы в группе, выхода из конфликтов, ведения переговоров, критического осмысления, толерантного поведения;
-дети понимают и принимают общечеловеческие ценности: человеческая жизнь, права человека, основные свободы, гуманизм;
-вырабатывается понимание основных принципов толерантности: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь; конфликт – это процесс, который нужно уметь решать конструктивно; для демократии очень важна социальная ответственность;
-формируются основные нравственные качества: толерантность, самоуважение, самодисциплина, сострадание, гражданственность;
-снижается межличностная напряженность;
-приобретается опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогами, своими сверстниками.
Главным результатом будет способность ребёнка перенести самостоятельно приобретённые знания, умения в новые ситуации, принимать и совершенствовать себя.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Асмолова А. «Содействие ребенку – развитие личности»
«Новые ценности образования» № 2 – 1996 г. с 39-45
2. Под ред. Степанова Е. «Воспитательный процесс: изучение эффективности» М.: изд. «Сфера» 2003 г.
3. Рогов Е. «Настольная книга практического психолога»
М.: изд. «Владос» 2003 г.
4. Солдатова Г., Шайгерова Л., Прокофьева Т., Кравцова О.
«Практикум по психодиагностике и исследованию толерантной личности»
М.: МГУ им Ломоносова 2003 г.
5. Шептенко П., ВоронинаГ. и др.
«Учитель + ученик: понять, принять, помочь.»
М.: Барнаул 1995
6. М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук «Воспитание толерантности у школьников» Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития, 2003.
7. М.В. Ковынева «Методика активного обучения воспитания» Серия «Здравствуй, школа!» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
8. С.Д. Щеколдина «Тренинг толерантности» — М: «Ось-89», 2004.
9. Л.К. Сидорова «Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» — М: «Айрис-пресс», 2004.
10. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»
№ 3 2003 год: Трубина Л. «Толерантная и интолерантная личность».
№ 4 2004 год: Бух Е. «П.Ф. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности».
№ 8 2004 год: Лузина Л. «Воспитание как со — бытие».
11. В.А. Сластенин «Методика воспитательной работы», 2-е издание — М, 2004.
12. Л.Н. Блинова «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития» — М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
13. Г.М. Коджаспирова «Педагогический словарь» 2-е издание — М, 2005.
14.Рассказы для детей Л.Н. Толстого. «Два товарища», «Косточка».
15.В. Осеева «Волшебное слово».
16.А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
17.С. Маршак «Ежели вы вежливы».
18.Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
19.Мультфильм «Димка и Тимка».
20.Г.Остер «Советы непослушным детям».
21.Э. Успенский «Пишу тебе письмо».
22.Н.Калинина рассказ «Как Сашу обожгла крапива».
23.Рнс «Гуси-лебеди».
24.Рнс «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
25.Рнс «Снегурочка».
26. В.Сухомлинский «Как на свете жить».
27. С.Михалков «Хорошие товарищи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре".
В наше время воспитание толерантности актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Целью моего проекта стало развитие коммуникативных умений учащихся, укрепление единства класса,построени...
Проект "Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре".
Презентация к проекту...
"Формирование экологической культуры личности на межпредметной основе"
Из опыта моей работы....
Формирование коммуникативной культуры как основы личностного развития учащихся (из опыта работы)
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, всегда являлось развитие личности ученика. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения указывают на то, что развити...
Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.
Выступление по теме: "Формирование устной и письменной речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....
Открытое занятие кружка «Занимательный английский» в 1-ом классе «Что я умею делать»? в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему: «Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность».
Внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 1-го класса. Цель занятия - активизация пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мотивации к дальнейшему изучению в пр...
Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"
Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1» Поярков Данила Александрович ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...