Классный час "Зимушка - зима"
классный час

Морозова Наталья Павловна

Классный час "Зимушка - зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimushka_-_zima.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Классный час.

                     ЗИМУШКА-ЗИМА.

   Цель: расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности.

   Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, письма от сказочных героев, кроссворд, выставка книг о зиме.

   1. Вступительное слово учителя.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом

Шьет пуховые перины

Разукрасил все витрины? (Зима)

О каком времени года говорится в этом четверостишье?

Вот север тучи, нагоняя,

Дохнул, завыл

И вот сама -

Идет волшебница зима.

   

   Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года - зиме.

   -  Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму?

   1 ученик: По календарю зима длится 3 месяца: декабрь, январь, февраль. Но по календарю метеорологов зиме отводится около пяти месяцев, то есть все то время, когда температура воздуха держится ниже ноля градусов.

   2 ученик: Народный же Месяцеслов считает, что зима начинается с заморозков, а заканчивается капелью.

   3 ученик: Коренная зима - трех месяцев владыка. Узнайте, о каком месяце зимы говорится в загадке:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

   Учитель: По каким признакам вы узнали, что это декабрь?

   (Самые короткие дни в декабре, самые длинные ночи в декабре, Новый год 1 января после декабря.)

   

   Кто из вас знает, что это за день - 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются.

   4 ученик: А теперь отгадайте мою загадку:

Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду - упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

   Учитель: - По каким признакам вы определили? (холодно стало, повернуло солнце к лету, т.е. солнце светить стало ярче.)

   - Каково птицам в это время года? (им трудно.)

   - Что для них страшнее голод или холод?

   - У кого есть кормушки?

   Не забудьте покормить птиц зимой.

5 ученик:     

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

   А сейчас ребята расскажут об этих месяцах.

1 ученик: Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое

двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит.

   2 ученик: В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

   3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

   4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

Загадки

1. Меньше тигра, больше кошки,

На ушах кисти-рожки.

С виду кролик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь:"брысь!"

Потому что это … (рысь)

2. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (снег)

3. Кто осенью спать ложится,

А весной встает? (медведь)

4. Жил я посреди двора, Где играла детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

5. Что вниз головой растет? (сосулька)

6. Без рук, без ног двери открывает? (ветер)

7. За белой дверцей стужа, лед,

Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник)

8. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (лисичка)

9. Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (снежинки)

10. Скачет по лесу то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга)

Молодцы, ребята!

   Учитель: Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество.  У меня  есть задание: Собери пословицу и объясни ее смысл.

Много снега - много хлеба.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

В феврале два друга - мороз да вьюга.

Готовь сани летом, а телегу - зимой.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Мороз не велик, а стоять не велит.

В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивается.

   Многие поэты посвящали свои стихи этому чудесному времени года.

   

      Я читаю начало стихотворения, а вы продолжите. И кто автор этого стихотворения?

1. С.Есенин "Береза"

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
.

2.

А.Пушкин "Зимний вечер"

 Буря мглою  небо кроет,

Вихри снежные крутя

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты,
моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Но не только поэты писали об этом удивительном времени года, но и композиторы посвящали свои произведения.

(Вивальди «Времена года») прослушивание

Художники писали картины о зиме

(Презентация «Зима в картинах художников»

   - Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы.

   Прочитаем их.

- Дым из трубы столбом - к морозу, дым из трубы стелется по земле  - к снегу.

- Кошка мордочку прячет - к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх - к теплу.

- Курица стоит на одной ноге - к стуже.

- Зима снежная - лето дождливое; если зимой тепло - летом холодно.

- Зима морозная - лето жаркое.

- Если январь сухой и морозный, то лето - сухое и жаркое.

- Февраль холодный и сухой - август жаркий.

- Если звезды блестят ярко - к морозу.

- Мало звезд на небе - к ненастью (метелям).

- Кошка на печи - к морозу, кошка на полу - к теплу.

- Ворона ходит по дороге - к теплу.

   Так что наблюдайте и запоминайте.

   

Много снега -  

         люби и саночки возить.

В феврале два друга -

          а телегу - зимой.

Любишь кататься -

          а перед проворным шапку   снимает.    

В конце декабря солнце на лето,

          много хлеба.

Готовь сани летом,

          мороз да вьюга.

 Мороз ленивого за нос хватает,

          а стоять не велит.

Мороз не велик,

        а зима на мороз поворачивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Зимующие птицы"

Прививать интерес к зиму.ющим птицам...

Классный час "зимующие птицы"

Классный час на тему : «Покормите птиц зимой». ЦЕЛИ:Обучающая : Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц, о  видах кормушек и кормах, используемых для подкормки зимующих пт...

Классный час «Зима. Правила безопасности зимой».

Разработка занятия поможет повторить правила дорожного движения.Призвана формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам в зимнее вр...

Классный час " Зимующие птицы Хабаровского края" 3 класс

Цели:1. Познакомить с многообразием зимующих птиц, дать представление об их жизни зимой;2. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах Хабаровского края;3. Познакомить с некоторыми меро...

Классный час "Зима в поэзии"

Сценарий необычного классного часа, посвященного зиме....

Классный час "Зимующие птицы нашего города" Проект.

Расширение знаний учащихся о зимующих птицах....

Классный час "Зимующие птицы" 1 класс

Классный час "Зимующие птицы" 1 класс. Рассказывается о птицах которые зимуют с нами....