интерактив ответственность
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Как воспитывать у ребенка ответственность?
Вводная часть (3 мин)
Здравствуйте! Сегодня наша встреча посвящена актуальной проблеме.
Вариант 1. Чтобы убедиться, что это проблема действительно актуальна для нашей аудитории, прошу вас ответить на 2 вопроса (стикеры):
1. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок был ответственным?
2. Всегда ли Ваш ребенок проявляет эту черту характера?
Вариант 2. Прочитайте ситуацию. Подумайте, какая проблема в этой ситуации описана?
«Мать и сын - четвероклассник после долгих просьб последнего дать ему больше самостоятельности решают, что мать больше не будет будить сына в школу, а он будет сам заводить будильник и просыпаться. В первые пару дней все идет отлично, но потом мальчик забывает завести будильник и соответственно опаздывает на уроки. «А что я тебе говорила? - Комментирует мама. - У тебя же голова дырявая, вечно летаешь в небесах! Вот тебе и взрослость, вот тебе и ответственность! Все! С завтрашнего дня снова начинаю тебя будить! Подождем, пока повзрослеешь»
Действительно, все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок вырос сознательным человеком, способным планировать свои действия и отвечать за их последствия, – словом, человеком, на которого можно положиться. Однако зачастую наши пожелания разбиваются вдребезги о забывчивость, лень, элементарную занятость наших детей.
Тема нашего собрания: Как воспитывать у ребенка ответственность?
Что бы вы хотели сегодня получить по окончанию нашего собрания?
Обобщая ваши запросы, я предлагаю сформулировать цель родительского собрания так: определить эффективные способы воспитания ответственности младшего школьника.
Основная часть (10 мин)
Предлагаю для начала разобраться, что же такое ответственность? Какие ассоциации с этим словом у вас возникают?
По мнению профессора Алишева Булата Салямовича можно выделить три взаимосвязанных, но различных значения понятия «ответственность»:
- ответственность как выполнение обязанностей, которые могут быть, как взяты на себя человеком самостоятельно, так и указаны извне, т.е. ответственность в этом смысле близка к обязательности, даже исполнительности (исполнение долга) и во временном отношении отнесена к будущему;
- ответственность как «авторство» уже совершенных деяний, за которые воздано либо вознаграждением, либо наказанием; в этом случае ответственность отнесена к прошлому и связана с понятиями «успех» и «вина»;
- ответственность как самостоятельность, способность по собственной инициативе принимать на себя решение трудных проблем; в данном случае в понятии отсутствует временной аспект, необходимо рассматривать в сочетании с понятием «свобода».
Многие родители затрудняются понять, в какой момент так скажем «пора» уделять внимание этой проблеме. Как вы думаете, с какого возраста можно приучать ребенка к ответственности?
По мнению психологов, воспитывать ответственность можно начинать с достаточно раннего возраста. Однако наиболее осознанным и сензитивным периодом считается младший школьный возраст.
Давайте порассуждаем, за что может нести ответственность ребенок младшего школьного возраста? Прошу вас объединиться в пары, обсудить этот вопрос и обозначить предположительные варианты. 2 мин
На сайте Росучебник в статье «Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка?» психолог Давыдова Ольга перечисляет возможные границы ответственности для детей младшего школьного возраста. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-vospitat-samostoyatelnogo-i-otvetstvennogo-rebenka-10-sovetov/
За что могут нести ответственность дети школьного возраста (от 6 до 9 лет):
- Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
- Их собственные комнаты.
- С кем и когда играть.
- Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).
- Какую прическу носить.
- Как потратить карманные деньги.
- Когда готовить домашнее задание.
- Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).
- Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).
За что могут нести ответственность подростки в 10-12 лет:
- Все вышеперечисленное, плюс:
- Самостоятельный уход за собой: ногти, волосы, тело.
- Выбирать маршруты и компанию для прогулок (в допустимых пределах).
- Оставаться одним дома.
Как же приучить ребенка к ответственности? В попытке ответить на этот вопрос предлагаю вам сегодня заполнить так называемый чек-лист. Это поможет нам зафиксировать и систематизировать результаты нашей встречи.
В чек-листе мы обозначим основные положения по воспитанию ответственности в детях. Предлагаю изучить их в группах и попробовать дополнить собственными примерами.
Право выбора
Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:
- «Ты пойдешь в гости в фиолетовом или желтом платье?»
- «Какой салат сделаем на ужин? Мясной или овощной?»
- «Сегодня соберем пазл или почитаем книгу?»
Например: 8-летний Женя отказывается делать задание. Папа может отреагировать по-разному: "Быстро садись и делай уроки! Через час проверю!" Или "Я понимаю, ты устал и хочешь играть. Выбирай, ты можешь поиграть полчаса, а потом перед сном сделать задание. Можешь сейчас решить задачи, а потом играть все оставшееся время до сна". Во втором случае мальчик выполнит задание быстрее и охотнее. Папа продемонстрировал понимание и готовность идти на компромисс.
Поручение посильных дел
Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например:
- застелить кровать;
- выучить стихотворение.
- убрать комнату;
- пропылесосить коврик;
- вымыть тарелку;
- одеться на прогулку;
Дети с энтузиазмом берутся выполнять часть «взрослых» обязанностей. Но оценивая результат работы, будьте предельно осторожными. Бывает, что видение маленького помощника не совпадает с вашим. Например: Маша убрала игрушки в комнате, но сделала это по-своему: сложила их не так, как ожидалось. Мама отреагировала негативно и взялась сама перекладывать вещи по местам. В следующий раз дочка убираться не захочет. Так можно убить положительную и здоровую мотивацию.
Важно! Условия ответственности нужно постепенно расширять, обсуждая варианты с младшими членами семьи. Необходимо давать посильные и подходящие по возрасту поручения.
Установление границ
Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:
- мыть свою чашку и тарелку;
- содержать в чистоте личную комнату;
- делать все уроки до прогулки;
- самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.
Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии:
- дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;
- дольше поиграть на улице;
- сходить вместе в зоопарк в ближайшие выходные.
За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например:
- сократите количество вечерних мультфильмов;
- замените традиционный воскресный поход в кафе тихим семейным ужином.
Есть правила, которые не обсуждаются (касающиеся жизни и здоровья, личной гигиены) и есть моменты, в которых сын или дочь может настоять на своем. С первой категорией будьте последовательны: «нет» сегодня – значит, «нет» завтра и послезавтра. Детям свойственно прощупывать границы дозволенного.
Контроль
Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся.
- Для малышей сигналами-напоминалками послужат яркие карточки с картинками, символизирующими определенное занятие.
- Детям постарше подойдет список дел, написанный крупными яркими буквами. Прикрепите напоминания на холодильник. Если ребенок забыл о важном деле, просто покажите список и поинтересуйтесь, все ли он сделал?
Важно! Родителям не надо самим забывать о выполнении правил. Главная мотивация к действию – наглядный пример взрослых.
Удобный формат такой «напоминалки» - трекер привычек.
Он позволяет ненавязчиво контролировать выполнение ребенком обязанностей. При этом большинство детей воспринимает этот формат как игру. Наполнить трекер вы можете любыми привычками-повторяющимися задачами, как бытовыми, так и учебными. Предлагаю сейчас каждому из вас составить такой трекер для ребенка, включив в него актуальные конкретно для вас пункты.
Заключительная часть (2 мин)
Наша встреча подходит к концу. Предлагаю повести итоги. Сегодня мы ставили перед собой цель: определить эффективные способы воспитания ответственности младшего школьника. Прошу вас высказать свое мнение, насколько полезным было для вас родительское собрание? Будете ли вы использовать в воспитании своих детей полученные советы? Что для вас оказалось ценным и полезным?
Спасибо вам за внимание! Я была рада встрече с вами!
Резерв
Как объяснить ребенку последствия безответственности
Чтобы ребенок понял, к чему ведут безответственные поступки, перестаньте контролировать дела, с которыми он может справиться самостоятельно.
1. Дайте ребенку получить негативный опыт, если:
- Не завел будильник и проспал – опоздал в школу.
- Не поставил просушить сапоги с вечера, они остались мокрые – прогулка отменяется.
- Забыл сделать домашнее задание – получил плохую оценку.
- Не купил хлеб, как мама просила – ужин будет без хлеба.
Когда ребенок познает – он сталкивается с ошибками. Опыт - это тоже результат, и ничего страшного в негативных последствиях ошибок нет. Наоборот, так он лучше всего прочувствует, к чему приводит безответственность, и в следующий раз заведет будильник.
2. Покажите, что вы тоже не идеальны и можете ошибаться
Принятие своих ошибок – бесценное качество, которое не дает человеку опускать руки, бросая начатое из-за временных трудностей.
Например: в детском саду Лиза так увлеклась игрушечным домом и куклами, что не сделала красивую аппликацию, как остальные ребята. Когда настало время собираться домой, она расстроилась, что у всех есть яркие аппликации, а она не сможет подарить такую же маме и папе. Воспитательница могла бы предложить девочке сделать работу на скорую руку, но вместо этого сказала: «Лиза, ты выбрала игру с куклами, поэтому у тебя не осталось времени на аппликацию. Мы уже убрали ножницы, клей и бумагу. Ты сможешь сделать подарок маме завтра, если вовремя вспомнишь об этом».
3. Объясняйте последствия плохого поведения
Важно не просто делать замечания, а пояснять, почему нарушение правил влечет негативные последствия. Например: мальчик, усевшись на сидение в автобусе, сильно размахивает ногами. Реакция мамы:
- Не болтай ногами, так нельзя!
- Ты болтаешь ногами. Так можно ударить или испачкать других людей. Разве им будет приятно?
Часто мы, неосознанно, выбираем первый вариант. Но эта фраза имеет сиюминутный эффект, и ситуация может повторяться бесконечно. Во втором случае мама пытается скорректировать поведение сына, побуждая подумать над последствиями своих действий. Так, помогая осознать мотивы поступков и результаты содеянного, родители решают важную задачу, как приучить ребенка к ответственности и воспитать чувство долга.
Право выбора
Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:
- «Ты пойдешь в гости в фиолетовом или желтом платье?»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поручение посильных дел
Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например: застелить кровать; выучить стихотворение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________Установление границ
Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:
- мыть свою чашку и тарелку;
- содержать в чистоте личную комнату;
- делать все уроки до прогулки;
- самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.
Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии: дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например: сократите количество вечерних мультфильмов;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________Контроль
Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся.
- Для малышей сигналами-напоминалками послужат яркие карточки с картинками, символизирующими определенное занятие.
- Детям постарше подойдет список дел, написанный крупными яркими буквами. Прикрепите напоминания на холодильник. Если ребенок забыл о важном деле, просто покажите список и поинтересуйтесь, все ли он сделал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. Урок с использ интеракт. доски.
Урок - повторение. Дети работали с интеракт. доской....
Русский язык. .Урок- повторение с использ. интеракт. доски.
Урок проведён с использ.интеракт. доски....
Интерактив по ОГ.
Задания для ИД по обучению грамоте для 1 класса.2 четверть....
Перспектив башлангыч мәктәп 2 сыйныф Татар теле Тема :Предметны белдергән сүзләр. Интерактив тактага презента
татар теленнән 2 сыйныф өчен ясалган презентация "Предметны белдергән сүзләр" темасын ныгытырга ярдәм итә...
интерактив
род собр...