КИНОУРОК "КРЫМ НАШ"
классный час

Жучкова Светлана Валерьевна

Цель: формирование гражданской позиции школьников на основе исторических событий, связанных с воссоединением Крыма с Россией, воспитание гордости за свое Отечество и чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для 8-9 классов21.52 КБ

Предварительный просмотр:

КИНОУРОК

«КРЫМ НАШ»

для обучающихся 8-9 классов

Составила

Учитель первой категории

Жучкова С.В.

2022-2023 уч.г.

Цель: формирование гражданской позиции школьников  на основе исторических событий, связанных с воссоединением Крыма с Россией, воспитание гордости за свое Отечество и чувство патриотизма. 

  Задачи:
1) Р
абота над основными нравственными понятиями (патриотизм, смелость, отвага, история семьи и Родины, прощение, гостеприимство).

2) Развитие навыков общения, умения высказывать и доказывать свое  мнение.  

3)   Духовный рост.

Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации фильма и
презентации слайдов.

1. Вступление. Подготовка к восприятию фильма.
- Английский педагог и философ Джон Локк сказал: «
Память – это
медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если
порой не возобновляет их резцом...».
 [слайд 2]
Действительно, время быстротечно, оно не стоит на месте. Одно
поколение сменяет другое и незаметно сглаживается людская память, но не у
всех и не везде...

Прошло семьдесят семь лет со Дня Победы над фашистской Германией. С
каждым годом всё меньше и меньше остаётся ветеранов и очевидцев той
ужасной кровопролитной войны, но наша страна никогда не забудет об этом.
Слишком, дорогой ценой далась нам Победа... [слайд 3]

Решающую роль в сохранении правдивой исторической памяти, в знании
родословной своей семьи играют родители. Они являются первым и главным
связующим звеном между поколением воевавших солдат и будущими

поколениями детей, не видевших войны. И доказательство тому – создание по
всей России Бессмертного полка, в котором дети, внуки и правнуки воевавших
и павших солдат стоят с ними в одном строю.... А это значит, что память
людская жива и из поколения в поколение родители передают подвиги отцов и
дедов своим детям... [слайд 4]

2. Создание доверительной атмосферы.
Сегодня мы посмотрим короткометражный фильм
«Навсегда», снятый
режиссёром
Еленой Дубровской в Крыму[слайд 5], в рамках Всероссийского народного
проекта «Киноуроки в школах России».

3. Задание, фокусирующее внимание на теме.
После просмотра фильма мы поговорим, чтобы найти ответы на вопросы.
[слайд 6 ]

А. Какие нравственные качества воспитывает этот фильм у
подрастающего поколения?

Б. Кто несёт первостепенную ответственность в воспитании
чувства патриотизма у молодёжи?

4. Просмотр фильма «Навсегда»
5.Спонтанное обсуждение.
   Понравился ли вам фильм? Чем? Как вы думаете,
какие нравственные
качества воспитывает этот фильм у детей?

      Патриотизм, смелость, отвагу, гостеприимство, желание знать
историю родного края и страны в целом, знать родословную своей семьи,
уметь прощать.

6. Обсуждение фильма.
1) Фильм начинается с кадров Великой Отечественной войны. Действие
происходит в Аджимушкайских каменоломнях [слайд 7]. Это каменоломни в
черте города Керчь, названные по посёлку Аджи-Мушкай, где со второй
половины мая до конца октября 1942 г. часть войск Крымского фронта вела
оборону против немецко-фашистских войск. Длина раскопанных ходов
центральных каменоломен более 8 км. В живых осталось только 48 человек из
15 тысяч...
[слайд 8]
Если быть честными перед самим собой, то действительно не все
слышали об этом подвиге советских солдат в годы войны... А сколько таких,
малоизвестных подвигов по всей России? Десятки тысяч... Не зря герой
фильма говорит: «
Ко мне тут на экскурсию ребят привозили из Москвы, они
про Аджимушкай и не слышали ничего. Вот трагедия. Как подумаю, что их
стойкость и мужество могут забыть или не знать.
.. На чём тогда им
воспитываться?»

    Действительно, это трагедия, если подрастающее поколение детей не
проявляет интереса к истории своей страны, не знает и не гордится подвигами
отцов и дедов. Чтобы этого не допустить, надо, прежде всего, родителям, в
каждой семье, прививать детям чувство патриотизма, начиная с малого – с
изучения своей родословной, с исторических фактов участия в Великой
Отечественной войне своих предков, воспитывать чувство гордости за них, за
страну, прививать любовь к своей малой родине.

    Тем самым родители развивают у детей интерес не только к истории
своей родословной, но и к истории России в целом. На чём же воспитывать
патриотизм у детей, если не на примере стойкости и отваги солдат, воевавших
на всех фронтах Великой Отечественной и отдавших жизнь в борьбе с
фашизмом ради светлого будущего потомков.

      Поэтому и в каменоломнях люди выбирали смерть, но не плен... Почему?

      Они были сильны духом, патриотами своей страны.  

       Они предпочитали умереть, но не сдаться. Плен был позором и считался предательством. Да, смерть за освобождение Родины от нацистов выбирали многие. Но кто в них воспитал такую силу духа, такую беззаветную преданность  Отечеству?
     
В первую очередь, этому научили их родители.
 
  И Родина – это совсем не абстрактное понятие. Для каждого
человека это, прежде всего, его семья, его дом, его будущие потомки и
земля, на которой они будут жить.

   Один солдат, уходя на фронт, сказал своей жене и детям: «Я иду воевать,
чтобы жили вы...». Это и есть чувство патриотизма, воспитанное в семье.

  В фильме мы увидели детей из разных семей, которые не только живут в
разных государствах, но и относятся к самой идее фашизма по-разному.
Почему же так произошло?

       В корне – разное отношение к нацизму взрослых, родителей и
прародителей. Соответственно разным становится и воспитание детей.
Необходимо признать, что первостепенную роль в этом сыграли родители, их
взгляды на жизнь и приоритеты, которым они вольно или невольно научили
своих детей.
 [слайд 9]
2) Как чувство патриотизма воспитывали родители у Юры в своей  семье?
   Он много времени проводил вместе с дедушкой в детстве, слушал его
рассказы о войне, об истории Крыма. Даже после его смерти Юра любит,
помнит и гордится своим дедушкой. Дедушка для него герой, потому что он
сумел выжить в каменоломнях и не сдаться в плен. Трепетное отношение к
памяти о дедушке в семье Юры поддерживают его родители, в частности мама.
Фото дедушки вставлено в рамку, о нём всегда в семье помнят. Юра говорит
маме о нём, как о живом: «Не расстраивай дедушку!». Таким образом, мы
видим, что,
благодаря родителям, через любовь к дедушке, через память и
гордость его подвигом, не прерывается и поддерживается связь поколений, у Юры воспитывается патриотизм, уважение к истории России и к
истории своей малой родины, внимательное отношение к старшим.

3)[слайд 10] Кем и как воспитывались внуки в семье немки Моники Хенцер?
- В семье Моники Хенцер растут двое внуков, Хельга и Пауль. В фильме
показаны
результаты воспитания этих подростков родителями, которые
придерживаются противоположных взглядов на историю России, на поражение
фашистской Германии во Второй мировой войне, на участие в Великой
Отечественной войне прадеда-снайпера, Вилли Хенцера.

      Хельга воспитывается русской матерью и немецкой бабушкой, Моникой
Хенцер, которые, понимая и помня весь ужас нацизма, не хотели бы, чтоб дочь
и внучка повторили судьбу своего прадеда. Чтобы избежать этого, они
привили Хельге любовь к России, желание изучать историю страны не только
по книгам, но и путешествуя по Крыму, помогли разобраться в причинах
поражения фашистской Германии в Великой Отечественной войне, принять и
простить не только своего прадеда-снайпера, убивавшего людей в Аджимушкайских каменоломнях, но и всех немцев, воевавших на стороне
Вермахта. Хельга одинаково любит и Россию, и Германию. Она свободно
говорит на двух языках, русском и немецком. В фильме Хельга показана
открытой к общению с русскими людьми, ей интересно путешествовать и
узнавать историю Крыма. Мы видим, как в её семье переплелось культурное
наследие Германии и России. Большая заслуга в этом старшего поколения в
лице мамы, бабушки, которые приложили немало усилий и смогли воспитать в
Хельге то, чем обладали сами: высокие нравственные качества, доброе
открытое сердце, умение анализировать исторические события и делать
объективные выводы.

       Об этом нам говорит и цель поездки Моники Хенцер со своими внуками в
Крым. Она приехала найти хоть одного из сорока восьми человек, выживших в
каменоломнях, но опоздала. Для Моники эта поездка была её покаянием, её
молитвой, её скорбью, раскаянием за грехи нацистов в Великую
Отечественную войну. Она просит прощения у мамы Юры за своего отца,
Вилли Хенцера, который служил в Вермахте снайпером и убивал каждого, кто
выходил из каменоломен за водой, а также за всех немцев, принёсших столько
горя и боли русскому народу, чтобы никогда не повторился ужас нацизма.

    Но ужас, к сожалению, повторяется не где-либо, а в семье Моники во
[слайд 11] внуке Пауле. Это самая страшная боль для неё... Почему так произошло?

Пауль воспитывается отцом немцем, который придерживается
реваншистских взглядов.

Реваншист – человек, который поддерживает политику, направленную
на подготовку новой войны с целью взять верх над прежним победителем.

Через некоторое время после окончания Второй мировой войны нацисты
стали говорить о новой войне.

  Авторитет отца для Пауля непререкаем, он слушает его во всём. С одной
стороны, это хорошо, но что воспитывает в своём сыне отец, который считает
идеи нацизма первостепенными, для которого дед-снайпер, убивавший людей в

Аджимушкайских каменоломнях, – герой и образец для подражания? Отец,
готовый к новой войне с русскими, для которого ненавистно всё, что связано с
Россией, с русской культурой, с русскими людьми. Точно такие же взгляды,
такую же ненависть он прививает своему сыну Паулю. Таким образом, отец
воспитывает подобного себе реваншиста.

   
Каким мы видим Пауля в фильме? Он замкнутый, озлобленный, историю
знает по Тик-Току. Недаром Юра говорит Хельге: «Если не знать историю,
можно попасться, как твой брат...». Путешествуя по Крыму, Пауль открывает
для себя совсем другую Россию, и это открытие его очень сильно злит. Ведь он
приехал в Крым, чтобы доказать, что полуостров оккупирован русскими. Но
что он видит? На улицах счастливые дети и родители, живущие под чистым
мирным небом, и на оккупацию, о которой ему говорил отец, совсем не похоже.
Кроме того, из надписи на возрождённом памятнике императрице Екатерине
 II
он узнаёт, что в 2014 г
. Крым воссоединился с Россией добровольно и навсегда.
Эта новость его потрясла до глубины души... Его представления, взгляды о

России, о русских
 людях и действительность, которую он увидел, вступили в
сильное противоречие.

   Поэтому, увидев уникальную книгу «История Крыма в картинках», он не
смог вынести исторической правды о полуострове, у него не хватило душевных
сил её принять и понять... Ведь для этого надо признать, что он, отец и многие
другие последователи нацистов неправы, а это значит, надо отречься от
собственных реваншистских взглядов. К этому Пауль был не готов, поэтому он
и решился сжечь книгу, как сжигали книги фашисты, придя к власти в
Германии в 1933 г.

  [слайд 12]  Но правду, историю сжечь невозможно! Это понимают Юра, Хельга,
Моника... Её остаётся только понять и принять, какой бы горькой она не была,
что и предстоит сделать Паулю. Но, наверное, пока родители Пауля не примут
этой правды, не стоит ждать принятий и от него...

7. Подведение итогов.[слайд 13]
     Несомненно, ведущую роль в воспитании у молодёжи чувства
патриотизма, высоких нравственных и моральных качеств, желания знать и
изучать историю своей страны, своей семьи, умения анализировать
исторические события и делать объективные выводы отводится, прежде всего,
родителям и старшему поколению. Именно они несут первостепенную
ответственность в решении этих задач, именно от них будет зависеть, какие
фильмы и мультфильмы, книги и песни будут смотреть, читать, слушать наши
дети, на каких законах будет построено воспитание в семье, чтобы из молодёжи
выросли настоящие патриоты и защитники.