Первоцветы нашего края
методическая разработка (2 класс)

.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Признаки весны ярко светит солнце растаял снег прилетели с юга птицы люди одели весеннюю легкую одежду начинают распускаться первые весенние цветы набухают почки.

Слайд 4

Подснежник

Слайд 5

Ольха

Слайд 6

Мать-и-мачеха

Слайд 7

Медуница

Слайд 8

Купальница

Слайд 9

Одуванчик

Слайд 10

Ива

Слайд 11

Ландыш

Слайд 12

Черёмуха



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное  профессиональное образовательное  учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра начального образования

Конспект занятия внеурочной деятельности

Тема: Первоцветы нашего края

Класс 2

   Выполнил (а): студент(ка) 44 н.з.  группы

                                                                                                   Гайнитдинова О.В.

Екатеринбург, 2023

Цель занятия: формировать знания детей об первоцветах, о необходимости их охраны.

Задачи занятия:

Образовательные: познакомить с раннецветущими растениями родного края. уточнить и обобщить знания учащихся о жизни растений весной

Развивающие: развивать познавательные, эстетические и духовные потребности обучающихся

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за природу

Уровень воспитательного результата: второй

Форма проведения занятия:беседа, практическое занятие

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая

Ход занятия:

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Организационно- мотивационный

Добрый день, ребята, я рада вас снова видеть всех в хорошем настроении, да и как не радоваться ведь сегодня такой замечательный день за окном, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь сегодня мы будем не просто познавать новое, сегодня мы на время станем юными исследователями.

    Окружающий нас мир

     Интересно познавать

     Его тайны и загадки

     Мы готовы разгадать.

- Готовы разгадывать? Молодцы!

-Какое время года наступило? (Слайд1)

- По каким признакам вы определили, что на улице весна?

- Сейчас я проверю, как вы знаете весенние месяцы.  

   Игра «Играй - не зевай, месяц быстро узнавай».

-Я буду называть месяцы, а вы, ребята, если услышите месяц весны, хлопайте в ладоши, а если услышите месяцы других времен года, то топаете ногами.

(Июнь, октябрь, март, август, декабрь, апрель, февраль, июль, ноябрь, май)

- Молодцы! Знание весенних месяцев нам очень пригодится во время исследования.

-Сегодня на занятии будем разгадывать тайны, связанные именно с этими весенними месяцами. Вы должны быть очень наблюдательными и внимательными.

Приветствуют педагога.

Настраиваются на успешную работу.

Долгожданная весна

Тает снег, дни становятся длиннее, прилетают птицы…

Играют в игру.

Слушают учителя

  1. Подготовительный

-За материалом для исследования я предлагаю отправиться в весенний лес, а точнее на опушку леса.  (Звучит музыка 2 мин.) (Слайд №3)

- Ребята, а когда вы оказываетесь на полянке, какое желание у вас возникает.

 Игра "Плетем, плетем венок'.

Предлагаювам встать в хоровод, давайте с вами выберем ведущего и цветочницу. Хорошо. Ну а вы будете цветочками.

 -Ребята, кто к нам в хоровод прибегал?  

 -Так какой   материал   мы будем сегодня исследовать?  

- А именно какие цветы мы будем исследовать, вы узнаете, разгадав ребус.

- Как понимаете значение этого слова? (Слайд №4)

Создание проблемной ситуации.

Перед вами названия разных цветов. Нам нужно собрать букет из ранних весенних цветов, то есть в корзинку мы должны поместить только те цветы, которые зацветают весной первыми.

-Почему не получается поместить первоцветы в корзинку?

- Что же мы должны сделать, чтобы правильно поместить цветы в корзинку?

- А что нам поможет узнать об этом?

Поиграть.

Ведущий: Белая рубашка, желтенький платок. Как зовут?

Ромашка. Ромашка полевой цветок!

Цветочница. Вам нужна ромашка?

Хоровод. Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись - ка в хоровод!

Ведущий. Цветик-невеличка, яркий огонек. Кто же ты?

Гвоздика. Гвоздика - полевой цветок.

Цветочница. Вам нужна гвоздика?

Хоровод. Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!

Ведущий. Вот еще малютка, голубее  дня. КТО ТЫ?

 Незабудка. Незабудка, с поля я пришла.

Цветочница. Незабудку примем?

Хоровод.  Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!

Ведущий. Из глуши еловой прибежал сюда? Кто же ты?

Колокольчик. Лиловый колокольчик я.

Ведущий. Вот какие маки, вот какие маки!

Мак. Красивые большие в поле расцвели.

Цветочница. Маки вам нужны?

Хоровод. Да! Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!

Цветы

Цветы

Первоцветы.

Высказывают свои предположения.

Затрудняемся определить название растения, время зацветания

Изучить различные материалы и выяснить:

1.  Какие цветы зацветают первыми, а какие – позже?

2. Почему цветут так рано?

Помогут книги, тексты, картинки и наши знания

  1. Деятельностный

Ребята вас три группы, у каждой группы на столах лежит необходимый материал. Ваша задача выбрать нужную информацию о первоцветах. Каждая группа будет выбирать свою информацию, то есть о тех цветах, которые зацветают в определенный месяц, а в какой месяц каждая группа узнает, отгадав загадку.

Загадка №1

Дует теплый южный ветер,

 Солнышко все ярче светит,

 Снег худеет, мякнет, тает,

 Грач горластый прилетает.

 Что за месяц? Кто узнает? (Слайд №5)

Загадка №2

Яростно река ревет

 И разламывает лёд.

 В домик свой скворец вернулся,

 А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Кто же к нам пришел? (Слайд №6)

Загадка №3

Зеленеет даль полей

 Запевает соловей.

 В белый цвет оделся сад,

 Пчелы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай,

 Что за месяц это? (Слай№7)

- И так первая группа ищет информацию о первоцветах марта, вторая группа о первоцветах –апреля, и третья мая.

- Во время работы с текстом вы должны будете заполнить карточку «Подсказка».

- Давайте обменяемся информацией и сначала обратимся к 1-ому вопросу исследования. Заслушаем собранный вами материал.

Вы представили очень хороший материал. Но любой материал требует определенного порядка, группировки. Заметьте: одни растения зацветают с начала весны- в марте, другие чуть позже. А третьи –в конце весны в мае.

- По какому признаку можно разделить все изученные первоцветы на группы?

- Давайте наведем порядок в изученных материалах.

-Распределите первоцветы на 3 группы. (Слайд№9)

Какие интересные факты вы узнали в ходе вашего исследования?

Слушают учителя.

Март

Апрель

Май

«Подсказка»

1. Мы узнали о растении, которое называется……………….

2. Название такое потому, что   ………………………………

3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу…………

4. Зацветает оно в месяце ………………………

Выступают группами.

По времени цветения.

  1. Эмоционально-рефлексивный

А теперь, ребята, узнав столько интересного о весенних цветах, можем ли мы без ошибок собрать нашу корзинку?

Закончить занятие хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Да, можем.


«Подсказка»

1. Мы узнали о растении, которое называется_______________________________

2. Мы выяснили, что это растение приносит пользу__________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

3. Зацветает оно в месяце __________________________________

 

1. Мы узнали о растении, которое называется_______________________________

2. Мы выяснили, что это растение приносит пользу__________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3. Зацветает оно в месяце __________________________________


Ольха.

В России ольха растёт в лесных зонах европейской части страны, в Западной Сибири и на Алтае.

Это дерево до 20 м высотой обладает стройным стволом 60-70 см в диаметре с тёмно-бурой корой. Листья тёмно-зелёные, зубчатые. Доживает до 100 лет, цветёт в марте-апреле.

С красотой ольхи сравнивали красоту девушки. Расцветает она пышным цветом, как и девушка-красавица. На цветущую ольху пчелы собираются, на красивых девушек парни засматриваются. Пчеловоды старались ко времени цветения ольхи пчел из ульев выпустить, чтобы они с клейких листочков собирали себе пищу.

Листья у ольхи сверху матово-зеленые, снизу серозеленые. Даже осенью они не изменяют цвет, так и падают на землю зелеными. Опавшие листья ольхи богаты азотом. Листья ольхи перегнивают достаточно быстро и обогащают почву азотом.

Там, где растет ольха, значительно улучшается почва. Это дерево очень полезно для леса.

Ольховая древесина, вымоченная в воде, прочная, не поддается гниению. Издавна на Руси из нее делали колодезные срубы. И сейчас ее используют для строительства подводных сооружений.


Ива.

У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов, каналов, откосов, плотин, для создания лесополос. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов.

Если вы увидите дерево ивы, то знайте — где-то совсем рядом есть вода — пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз — значит, глубоко в земле есть водоносный слой, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами.

Весной ива зацветает в апреле, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносит их далеко от родительского дерева.

Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвостиком — корешком, а вверх поднимается стебелек.

Молодыми побегами ивы питаются многие животные. В тундре в зарослях ивняка кормятся олени, в лесной зоне — лоси. Ивовые прутья идут на плетение корзин и изготовление плетеной мебели. Из древесины ивы белой изготавливают различные поделки.


Черёмуха.

 В России растёт на влажных почвах в лесах европейской части страны, большей части Сибири и Дальнего Востока. Её легко разыскать в сырых оврагах, в долинных лесах.

Небольшое дерево 8-13 м высотой. Кора чёрная с горько- миндальным запахом. Листья в виде эллипса 6-12 см длиной, заострённые. На черешках имеются желёзки с нектаром, привлекающие Муравьёв, которые отпугивают от черёмухи вредителей.

Ещё в начале мая разворачиваются у черёмухи острые почки. Растение покрывается пышным белым нарядом, в лесу распространяется приятный, но удушающий аромат. Издали светятся белые кисти. Они предназначены для насекомых. Черёмуха - прекрасный медонос.

В конце лета появляются округлые блестящие чёрные ягоды-костянки. Они очень сладкие и сочные, но с вяжущим вкусом. В плодах есть сахар, дубильные вещества, яблочная и лимонная кислоты, эфирное масло. Соком плодов черёмухи подкрашивают прохладительные напитки и вино. Из её плодов варят кисели, делают наливки. Корой черёмухи окрашивают ткани в зелёный или буро-красный цвет. Твёрдая и упругая древесина используется в мебельной промышленности.

Цветущая черёмуха очень красива. Очень жалко, когда ломают усыпанные белыми цветками ветки. В доме от запаха черёмухи у людей кружится голова. А в лесу, где растёт черёмуха, воздух всегда чистый, так как дерево выделяет сильные фитонциды (губители микробов), содержащие синильную кислоту.

Плоды черёмухи любят рябчики, тетерева, глухари, дрозды, а также хомяки и рыжие полёвки.


Мать-и-мачеха.

Мать и мачеха -это очень заметное растение. Это растение, в средней полосе России, зацветает в конце апреля. Еще совсем нет травы, а оно уже радует нас своими яркими желтыми цветами. Мать и мачеха любит селиться по солнечным местам: вдоль дорог, на обрывах, взгорках и лугах.

Удивительной особенность этого растения считается то, что цветки появляются у нее раньше листьев. Затем из цветков, на парашютиках, разлетятся семена. Листья же появляются позже.

У мать и мачехи очень интересное строение листьев. Нижняя часть листа покрыта мягким ворсом и приятная на ощупь. Верхняя же ее сторона - гладкая и холодная.

Благодаря строению своих листьев мать и мачеха получила такое название. Ее нижняя поверхность напоминает прикосновение руки матери, а верхняя - мачехи.

О пользе мать и мачехи

Это растение считается одним из первых медоносов.

Листья растения наши предки издревле использовали для лечения многих болезней, а именно для лечения: кашля, воспалительных процессов, сердца, одышки.


Медуница.

Медуница… Какое приятное слово. В нем как будто перекликаются сладость меда и сказочное журчание водицы.

Медуницей называют цветок, который можно найти в нашей стране повсюду. Он любит влажные тенистые места, поэтому растет в лесах и по берегам рек. Узнать его легко. Это невысокое растение примерно полметра высотой. Стебель прямой, ветвистый, покрытый мягкими волосками. Листья длинные, овальные, бархатные на ощупь. У некоторых видов медуниц на листьях светлые пятнышки. Корень ветвистый, длинный. На нем к осени вырастают небольшие клубни. Цветы похожи на маленькие колокольчики, собранные на верхушке стебля.

Цветы у медуницы особые. Когда цветение начинается, они розовые или малиновые. Через время они становятся голубыми. А когда увядают — синими. На одном растении можно увидеть все переходы оттенков цвета из одного в другой. Природа придумала этот ход, чтобы облегчить работу насекомым. Медуница – хороший медонос. В ее цветках много нектара. Особенно в розовых и малиновых. Именно туда первым делом наведываются пчелы и шмели. В старых цветках нектара почти нет, и синий цвет предупреждает об этом. Цветет медуница весной, в конце апреля. К середине лета в каждом колокольчике созревает плод — четыре черных блестящих семечка, которые очень любят муравьи.

Медуница считается лекарственным растением. С ее помощью лечат многие болезни. Научное название медуницы – Пульмонария, что в переводе с латинского языка означает «легкое». В древние времена это растение применяли для лечения заболеваний легких.

Садоводы любят этот цветок за его расцветку и украшают им сады и клумбы. Появилось много сортов медуницы, которые отличаются оттенками и формой лепестков и листьев. А еще у некоторых видов медуницы можно есть молодые листья! Вот она какая, медуница — красивая и полезная.


Купальница.

Растёт в европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке в сырых местах: на лугах, среди кустарников, в лесах.

Это многолетнее травянистое растение с прямым стеблем до 50 см высотой. Цветок оригинальной шаровидной формы, защищающий пыльцу от сырости, из-за чего купальница никогда не склоняет цветок. Цветёт в мае-июне, плоды созревают в июле.

В верхней части цветка имеется небольшое отверстие, через которое насекомые попадают внутрь. В непогоду и по ночам они забираются в цветки купальницы и находят там временное убежище от дождя, ветра и холода ночи - ведь в цветке на 5-6 градусов теплее, чем снаружи. Цветки имеют слабый, но очень приятный аромат, который напоминает запах мандарина.

Лепестки купальницы сомкнуты, как бы сжаты в кулачок, а сам цветок - как бубенчик.

Такое растение — очень ценный медонос, а также дикорастущие купальницы дают селекционерам богатый материал для создания садовых гибридов.

Ещё в Древней Руси высоко ценили целебные качества этого цветка. И сейчас в современной народной медицине сохранилась практика применения растения для исцеления таких патологий:

проблемы с ЖКТ;

печеночная недостаточность;

заболевания мочеполовой системы;

отёчность; кожные экземы, нарывы и фурункулы.

Одуванчик.

Это весенний цветок яркого солнечно-жёлтого цвета. Ещё в самом начале мая одуванчиками укрываются все свободные лужайки, клумбы и скверики. Они надевают на себя жёлтое покрывало из маленьких цветов круглой формы.

Если посмотреть на цветок одуванчика очень внимательно, то можно увидеть, что он похож на корзинку, в которой растёт громадное количество цветов, ещё меньших размером, чем сами одуванчики. Из-за того, что одуванчики так рано начинают цвести, они очень полезны для жизни пчёлам. Очнувшись от зимней спячки, маленькие пчёлки кормятся нектаром из одуванчиков.

Когда одуванчик отцветает, то на месте жёлтых цветов появляются созревшие плоды. Они называются семянками. В кучке они похожи на воздушную белую шапку. Но такая красивая шапка продержится у одуванчика недолго. Их сорвёт первым порывом ветра и подымет высоко вверх. Они могут летать достаточно долго, а когда устают, то приземляются на землю. Вскоре на этом месте смогут зацвести уже новые одуванчики, и всё это благодаря лишь одной маленькой семянке. Поэтому одуванчиков так много на нашей планете.

Одуванчики имеют лечебные свойства. Корни, листья и сок помогают излечиться от многих болезней. Их можно употреблять в пищу, делать из них салаты или же сварить вкусное и полезное варенье.


Ландыш.

Ландыш дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. Но будьте осторожны! Этот цветок весьма ядовит.

Ландыши – цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу, ни в поле. Найти дикорастущие ландыши можно только в лесу, там, где есть тень от деревьев. Начинают своё цветение в мае.

Когда наступает весна, ландыши начинают прорастать из земли острыми стрелками и уже к маю на стебельке растения появляется множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета.

Но период цветения у ландышей не долог. Через десять, максимум двадцать, дней цветы опадают, а на их месте вызревают маленькие яркие ягоды, которые ни в коем случае нельзя пробовать. Ягоды ландыша ядовиты!

Ландыши приносят людям много пользы. Благодаря своему приятному аромату, ландыши используются при изготовлении различной парфюмерии. Медицинская промышленность на основе этого растения делает полезные лекарства для стимуляции сердечной деятельности, а также успокоительные препараты.

Используют ландыш и в народной медицине. Но, применяя народные рецепты с использованием ландыша, следует помнить, что это растение небезопасно, поэтому без совета с врачом такие рецепты использовать нежелательно.


Колокольчики.

Колокольчик – красивое растение, которое было названо так из-за формы цветков, похожей на колокол.

Окраска у цветков разная. Может быть белого, сиреневого, синего и нежно-розового цвета. Соцветие колокольчика в виде кисти или метлы.

Высота колокольчика может быть разной. В зависимости от вида и места произрастания можно встретить как совсем маленькие, еле заметные цветы, так и высокие, мощные растения. Колокольчик может вырасти до 1 метра в длину!

Расцветают эти цветы в самом начале лета. Одни колокольчики все время в стоячем положении, поэтому на ночь они закрывают свои цветки. А вот у других цветочки и день и ночь опущены книзу, поэтому любоваться ими можно в любое время суток.

Очень часто применяют настой из колокольчика для лечения ангины, простуды и стоматита. Также ванна с добавлением отвара этого растения оказывает на человека успокоительный эффект



Предварительный просмотр:

Приложение 3                      

Проект «Берегите воду».

Длительность проекта: краткосрочный.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Актуальность проекта.

   В морях и океанах вода солёная, непригодная для питья. Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее.  Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. 

Цель проекта.  

   Учащимся необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения к воде в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. 

Гипотеза.  
«Загрязнение водоемов опасно для всего живого». 

Задачи проекта.

  • выяснить источники загрязнения воды;
  • составить советы по сохранению воды чистой;
  • развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, активизировать и обобщать речь детей;
  • приобретение навыков самостоятельной познавательной деятельности, умению работать в группах;
  • освоение умения работать с дополнительной литературой;
  • учить обрабатывать, обобщать информацию, полученную в ходе исследования.


 Методы исследовательской деятельности.

Чтение книг и энциклопедий, беседы о воде, консультации у родителей, обращение к Интернету, наблюдения.

Работа индивидуальная и в группе.

Методы исследовательской деятельности.

Чтение книг и энциклопедий, беседы о воде, консультации у родителей, обращение к интернету, наблюдения.

Продукт проекта.  

Инструкции «Береги воду», выставка рисунков на тему «Бережное отношении к воде», коллективный плакат «Берегите воду!»

Содержание проекта.

Почему надо беречь воду?

Источники загрязнения водоёмов.

    Вода – основной элемент всей экосистемы Земли. Существование жизни на Земле зависит от количества и качества пресной воды. Общее количество воды на Земле не уменьшается, но осталось очень мало чистой воды. Человек беретиз крана чистую воду, а выливает в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы.

    С развитием промышленности, ростом городов расход воды все увеличивается, одновременно усиливается загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.

Основные источники загрязнения:

  • сточные воды бытовых нужд,
  • сточные воды промышленных предприятий,
  • сточные воды коммунального и сельского хозяйства;
  • разливы нефти и нефтепродуктов;
  • мусор с кораблей;
  • свалки по берегам рек.

Опасность от загрязнения воды.

   От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озерах, морях погибают растения, рыбы и животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

   Загрязненная вода вредна для здоровья человека. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья людей, различные тяжелые кишечные заболевания.

   При сильном загрязнении самоочищения воды не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических процессов. В очистке вод важное место занимает использование некоторых растений и животных, которые являются живыми фильтрами. Например, растение водный гиацинт поглощает ядовитые вещества, используемые человеком для борьбы с вредными насекомым. Камыш очищает воду от болезнетворных бактерий, излишек солей, отходов нефти. Хорошо очищает воду осока, рогоз, хвощ болотный, хлорелла.

Как люди должны беречь воду?

   Вода– это жизнь! Вода– одно из главных богатств на Земле.
Ежегодно 22 марта отмечается Всемирный День Воды. Эта дата призвана привлечь внимание к охране водных ресурсов, защиты природных вод от загрязнения, сохранению запасов питьевой воды.

   При рациональном использовании, в природе сохраняется нормальный круговорот воды, и она самостоятельно фильтруется. Количество и качество пресной воды остается на оптимальном уровне. Нужным количеством воды обеспечиваются все живые существа на планете.

   При нерациональном использовании водных ресурсов, количество пригодной для использования воды становится меньше и меньше, возникает дефицит воды. Вода слишком сильно загрязняется и становится непригодной, а если и очищается, то очень медленно.

   Для улучшения ситуации с нехваткой пресной воды нужно бережно относиться и к самой воде, и к природе в целом. Судьба планеты – в руках людей. И только от человека зависит, сохранится ли на Земле пресная вода, сохранится ли сама жизнь. 

   Если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши водоемы обмелеют, и могут совсем исчезнуть. Поэтому надо не только беречь воду от загрязнения, но и экономно расходовать.

Сохранение чистой воды.

  • Нельзя в водоёмы выбрасывать банки, бутылки и другой мусор.
  • Нельзя оставлять мусор на берегах водоемов.
  • Нельзя вырубать леса вокруг водоемов.
  • Нужно рациональноиспользовать воду в быту и на производстве.
  • Необходима очистка сточных вод.

Правила экономии воды.

  • Плотно закрывай кран.
  • Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.
  • Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  • Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!

Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Экономно воду лей, дорожить водой умей.

Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги-

Мы ведь на планете не одни!

В.А.Андреев

Выводы.

   В итоге проекта подтвердилась наша гипотеза: «Загрязнение водоемов опасно для всего живого». От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озерах, морях погибают растения, рыбы и животные. Вода – это жизнь, бесценное богатство.

   Работа в группе над решением общей проблемы формировала личность учащегося, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, сотрудничество между участниками группы. Эта проектная работа расширила представления о воде, ее значении и необходимости ее беречь; способствовала развитию познавательных навыков, учащихся; умений ориентироваться в информационном пространстве. Работа над этим проектом помогла решить много задач, которые ведут к формированию метапредметных универсальных учебных действий.

           

           

             



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Экологическая игра «День леса»

Цель: Способствовать закреплению имеющихся знаний детей о лесе

Задачи:

1. Закрепить знания о лесе, как экологической системе.

2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, лесным растениям и животным, закрепить правила поведения в лесу «Азбука леса».

3. Тренировать в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным).

4. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, память и логическое мышление.

Материал:

 Задания для команд, картинки с изображением растений, растущих в лесу, диких животных, даров леса, картинки лесных животных, растений, картинки о правилах поведения в лесу «Азбука леса».

Ход викторины:

Учитель: Сегодня мы проведем игру-викторину «День леса»

Найди все деревья, вписанные в прямоугольник

А Я О П Л С К О Р Т С К А Ш

Б Т В Е Л Ь С Л Д П М О И

Л Б Ю С О Х О С И Н А Ц Д

Т О Б Е Р Ё З А М З Я Ч С

О С Н А Г О Г Д Х С М К Т

Щ Х И В А Р Я Б И Н А Ш О

И Л Д У Б В У С З О Ю Ю Н

Ш З И М Ф А И М К Л Ё Н Б

О Л Ь Х А Р Щ Ж Э А Н К

Найди всех животных, вписанных в прямоугольник

А Я О П Л С К О Р Т С К А

Б Ю В О Л К Ж А Б Ж К Е И

П О Р Ж Б Ы М З А Я Ц Ф А

Б А Р С У К Ц Е Щ О С А Р

Ф Ы В А Ж О З Н А Л И С А

П А М Е Д В Е Д Ь Ш Т И М

С Л О С Ь Р О М А Н Г А Л

А Б В У Л И Т К А Ж З Л М

М У Р Г И Ф О З Д Я Т Е Л

М У Р Г И Ф О З Д Я Т Е Л

С О Н Ж О Л Е Н Ь А В Д И

Разминка:

Ответы на вопросы, отгадывание загадок

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит? (ёж)

2. Кто в лесу зимой холодной, ходит очень злой, голодный? (волк)

3. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)

4. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал, а проснувшись,

Стал реветь.

Этот зверь лесной … (медведь)

5. У какого животного есть иголки? (ёж, ехидна)

6. Кто в лесу зимой спит? (медведь, барсук, ёж)

7. Какое животное можно назвать длинноухим? (зайца, осла)

8. Чем выделяется берёза среди других деревьев? (цветом ствола)

9. Зачем белке длинный пушистый хвост? (помогает прыгать с ветки на ветку) –

 9.   Кто на себе дом носит? (улитка)

10. Не птичка, а с крыльями? (бабочка)

11. У какого зверя куст на голове? (лось)

12. Перечисли хвойные деревья. (сосна, ель…)

13. Какие животные впадают в спячку? (медведь, барсук,)

14. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

15. Какая птица лечит деревья? (Дятел).

16. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

17. Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух).

18. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза).

19. Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).

20. Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом).

21. Куда зимой пропадают насекомые? (прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку).

22. Кто в лесу плетет паутину? (паук).

23. Сколько крыльев у жука? (четыре).

Мы начинаем викторину «День леса». Каждый должен знать правила нашей игры:

1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу

2. Если кто – то не ответил на вопрос, ход переходит к следующему участнику

3. За каждый правильный ответ даётся жетон (кружок)

4. Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.

Вопросы:

1. Какое дерево называют символом России? (берёза)

Как вы думаете, почему?

В стародавние времена березу называли деревом 4-х дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Белый ствол березы покрыт тонкой берестой. Из неё делают туеса, туесочки, сувениры. Как только сходит снег, на березе набухают смолистые душистые почки. Листья и почки березы люди собирают, настаивают и применяют при разных болезнях. Чай, заваренный на березовом грибе- чаге лечит от заболеваний желудка Береза не только лечит, но и поит людей березовым соком. В честь березы названы реки деревни и села

2. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина)

Как осина помогает лесным жителям переносить зиму?

Стройное, красивое дерево, с горьковатым запахом. Даже в самый тихий, безветренный день листья её дрожат. Осина очень нужна Лесным жителям. Зимой её корой кормятся зайцы, гложут лоси, а ранней весной прячутся в её ветвях глухари, Летом вокруг растут грибы до ягоды.

3. Какое дерево очень любит солнечный свет? (клён)

У клена красивые широкие, лапчатые листья

4. Богатырского сложения,

раскидист и высок.

Желуди на мне растут.

Как меня зовут? (Дуб)

Развесистое дерево, в его ветках вьют гнезда птицы, очень любит свет и тепло. Растет медленно. Плоды - желуди

5. Сок какого дерева сладкий? (берёзы)

6. Из чего получают пробку? (из пробкового дерева)

7. Какие лесные растения могут заменить мясо (грибы)

8. Может ли гриб «съесть» дом (Да, это домовой гриб, который разрушает древесину)

9. Какие грибы появляются первыми? (сморчки)

10. Какие грибы наиболее ценны по питательности (белые грибы)

11. Какие птицы едет грибы? (глухари)

12. Какие грибы растут под берёзой? (подберезовик)

13. Какие грибы растут под осиной? (Подосиновик)

А теперь ребята давай те посмотрим и отгадаем какие грибы на картинках, какие из них съедобные, а какие нет? Смотрим на картинку и называем гриб (показываем детям картинки)

14. Угадайте, о каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? (о березе)

15. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

16. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)

17. Какое дерево цветет первым, а какое последним? (ольха и липа)

18. У каких деревьев осенью листья красные? (клен и рябина)

19. Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (зимний сбрасывает листву весной во время набухания почек, а летний осенью)

20. Из какого дерева делают пианино (из ели)

21. Какие дрова самые жаркие? (березовые и дубовые)

22. Какое дерево, как и береза дает сладкий сок? (клен)

23. Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (липу)

Знаете ли вы, что? (ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ):

Белка заготавливает на зиму до 600 кг сухих грибов

Каждый год на 1 гектар леса падает свыше 2-хтонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики

Сколько живут деревья?

Береза 100-150 лет

Ель – 300 лет, акация и сосна до 400 лет

Дуб – до 500 лет и более

Какое дерево самое высокое?

Самое высокое в мире дерево - австралийский царственный эвкалипт. Его высота 152 метра. Второе место принадлежит дереву диглассии, которое ниже эвкалипта на 34 метра (118м, на третьем месте секвойя вечнозеленая, растущая в США – 104 метра

Что можно узнать по спилу дерева?

Возраст дерева можно узнать по годичным кольцам, их столько сколько лет дереву

Чем человек обязан лесу?

Лес – наше богатство!

Лес – воздух для легких, влага и тень

Лес дом зверей и птиц

Лес – наш друг, он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай

Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды грибы. (что еще? Или какие)

Лес – зелёный наряд нашей планеты, там, где лес всегда чистый воздух

«Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину» М. Пришвин

Ну и напоследок ребята Хитрые вопросы:

• Во что превратится дерево без веток; лес без деревьев?

• Чего больше в лесу: деревьев или сосен?

Подбери парное слово:

• Ель – шишка, дуб (желудь)

• Липа – листья, сосна – (иголки)

• Берёза – сережки, клён (крылатки)

Умные задачки:

-Каштан выше рябины, рябина выше осины

Какое дерево выше всех?

-Сосна ниже ели, но выше клена

Какое дерево выше всех?

Игра «Можно – нельзя» (дети отвечают хором)

Ломать деревья и ветки (нельзя).

Сажать больше деревьев (можно).

Ходить и топтать на лугах цвете (нельзя).

Ходить только по тропинкам (можно).

Рвать большие букеты цветов (нельзя).

Любоваться ими (можно).

Оставлять мусор в лесу (нельзя).

Собрать мусор в яму и закопать его (можно).

Разжигать костры в лесу (нельзя).

Беречь лес от пожара (можно).

В лесу шуметь (нельзя).

Слушать пенье птиц (можно).

Интересные факты о ежах

Каждый из нас, хоть раз в жизни видел ежа. На территории нашей страны наиболее распространен еж европейский (обыкновенный). Он населяет самые различные места обитания, разве что избегает хвойные леса и болота. Вода крайне губительна для этих созданий, ведь при попадании жидкости на тельце, тело животного рефлекторно разворачивается, и становиться абсолютно беззащитным. Многие животные, зная об этом, специально подкатывают ежика к речке или луже и сбрасывают его в воду. А у ежика очень много врагов, его не спасают даже иголки. Например, куница выкапывает из земли или листьев спящего зимой зверька и съедает его, а филин глотает прямо с колючим покровом. К тому же на него охотятся амурские тигры, волки и лисы.

Ежики всеядны, но особенно предпочитают животные корма, с удовольствием едят насекомых, змей, не брезгуют падалью. Жуков он придавливает лапкой, после чего хватает зубами, и шумно пережевывает. Яд насекомых не действует на это животное, не страшны для него не мышьяк, не синильная кислота, не кантаридин – который часто содержится в теле жуков. Укусы пчел на него также не действуют. Любимое лакомство ежа – яйца птиц, которые любят гнездиться на земле: тетерева, куропатки, перепела. Видит он очень плохо, но у него замечательный нюх.

Семейная жизнь у ежиков не очень счастливая. Самец бросает самочку еще до рождения малышей. Беременность длится около 50 дней, и на свет появляются от 1 до 7 маленьких ежат. Детеныши рождаются очень маленькими, около 20 грамм, лысыми и слепыми, но уже спустя несколько часов, у них появляются тоненькие, мягкие иголки. Через два месяца, они становятся полностью самостоятельными. Самка ежа – очень заботливая мама, она водит малышей на прогулку, заботится и защищает их.

Общаются ежи при помощи свиста, но разозлившись, начинают забавно ворчать. Живут они не долго, около шести лет. В первый год жизни, очень велика смертность – молодые ежики просто не могут найти место для зимовки и замерзают насмерть. В холодное время года они спят в опавшей листве, накалывая ее на свои иголки, что бы было мягче и уютнее. Их сон длится примерно 128 дней, в это время температура тела ежа понижается до 2 градусов, и он становится хладнокровным. С первыми признаками весны он просыпается, голодный и изрядно похудевший, и сразу же отправляется на поиски пищи. Ища, чтобы поесть, он очень громко ворчит и шумит листвой, и по этому звуку ежика очень легко найти.

-Так что же такое лес?

-лес – зеленый наряд нашей земли

-лес – дом для птиц и животных.

-лес – наше богатство.

-лес – красота нашей природы.

-лес – врач, очищает воздух, дает кислород.

ФИЗМИНУТКА (вводится в ходе игры по необходимости)

Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)

Гномы в школу опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

Заключительные слова:

Лес-это сказка.

Лес-это дом.

Лес-это друг, с которым вдвоем

Всегда интересно и радостно быть,

Забыв про невзгоды, обиды забыв.

Лес-это книга.

Лес-это мир.

Лес - словно счастье увидеть хотим.

Все тайны свои лес откроет тебе

И радостней станет тебе и мне.

Награждение победителей викторины (все дети получают наклейки, открытки, раскраски и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Путешествие с муравьём Вопросиком в мир первоцветов родного края.

Презентация содержит сведения о первоцветах, направлена на формирование основ экологической культуры....

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...

Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»

Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Первоцветы Брянского края"

ФГОС «Школа России»Внеурочная деятельность во 2 классе.«Природа родного края»...

Исследовательская работа "Сохраним первоцветы Волоконовского края"

В настоящее время влияние человека на природу усиливается, в связи с чем, все острее встает проблема охраны природы. Одной из составляющих частей охраны природы является издание Красных книг.Гипотеза:...