Разработки внеурочных занятий
план-конспект

Богоутдинова Валентина Федоровна

Занятия курсов "Дружим с математикой", "Удивительный мир слов", "Истоки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия по математике.

Название внеурочной деятельности: «Дружим с математикой»

Класс: 2

Тип занятия: викторина

Тема занятия: «В мире чисел»

Цель занятия: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей.

Задачи:

Образовательные:

- Показать вязь математики с другими предметами: музыкой, литературным чтением;

- Повышать интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

- Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие:

- Развивать справедливость, ответственность, уважение к мнению товарищей;

- Развивать логическое мышление, внимание, память и воображение;

- Развивать познавательную деятельность учащихся.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию коллективизма, сотрудничества, воспитанию уверенности в своих силах;

-  Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

-  Воспитывать умение преодолевать учебные трудности.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

- Развивать умение выполнять логические задачи;

- Развивать умение анализировать и рассуждать.

Метапредметные:

познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно- следственные связи;

регулятивные: оценивают свои достижения на занятии; выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы;

коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

Личностные:

-повысить интерес учащихся к математике;

- проявлять готовность и способность к саморазвитию;

- проявлять доброжелательность и отзывчивость.

Организация пространства: учащиеся разделены на 3 команды – 3 ряда

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Используемые ресурсы: ноутбук, проектор, экран, презентация, жетоны «Смайлики», медальки, карточки с ребусами, карточки с пословицами.

Этап занятия

Содержание занятия.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Организационный этап

(3 мин)

Слайд 1.

-Здравствуйте, ребята.  

Слайд 2.

(Учитель читает стихотворение)

Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не может подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

-Как видите, везде, в любой работе очень важна наука – математика.  Оказывается, математика стала наукой только с появлением числа. Человек тоже живет в мире чисел.

-Когда ребенок появляется  на свет, и с ним появляется его дата рождения. Кто может назвать дату своего рождения?

-У каждого есть свой дом. К нему тоже прикреплено число. Кто знает свой домашний адрес?

-А порой жизнь наша зависит от чисел:

-Что происходит с человеком в 7 лет….

-А в 14?

-А в 18?  

-А в 55 или 60?

Числа радуют или  огорчают. От «2» или «5» зависит наше настроение, а если твоя любимая футбольная команда забила 7 голов в ворота противника - как тут не радоваться?!

-Числа встречаются везде: в песнях, пословицах и поговорках, сказках и рассказах. Мы не можем обойтись без них.

Приветствуют учителя

2-4 ученика называют дату своего рождения

2-4 ученика называют домашний адрес

(дети отвечают на вопросы)

- Дети идут в школу.

- Пора получать паспорт.

-Каждый  гражданин, достигший этого возраста, имеет право голосовать на выборах.

-В этом возрасте имеешь право уйти на заслуженный отдых, на пенсию

Основной этап

(24 мин)

Слайд 3.

-Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, также считал, что числа очень важны для жизни людей.

Слайд 4.

-Попробуйте сами прочитать по стрелочкам со слога МИ, что он говорил о числах.

Слайд 5.

-Правильно! Молодцы! Сегодня мы вам предлагаем принять участие в математической викторине  «В  мире чисел». Для этого вы должны  разделиться на 3 команды (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). За каждое правильно выполненное задание вы будете получать смайлики. В конце викторины мы посмотрим, какая команда была самая умная, внимательная, активная и творческая.

Слайд 6.          1 задание «Логика»

- Перед вами ребусы, которые содержат числа. Ваша задача их разгадать. У каждой команды по 2 ребуса. За правильный ответ вы получаете 1 балл. ( Каждая команда получает ребусы на карточках)

1)И100РИЯ - (история)

   По 2 л - (подвал)

2)Р 1 а - (родина)

  100 г – (стог)

3)С 3 ж – (стриж)

   100 л б – (столб)

-Давайте проверим. Слайд 7.

-Молодцы! Отлично справились с заданием. Продолжаем дальше.

Слайд 8.     2 задание:    «Литературное»

-Числа можно встретить и в литературных произведениях.

Слайд 9.

-Посмотрите на экран. Перед вами иллюстрации из произведений, в названиях которых есть числа. Вам нужно дать им названия. Первой отвечает та команда, которая раньше всех подняла руку.

Слайд 10.   

Слайд 11 

 

Слайд 12.  

Слайд 13

Слайд 14.   

Слайд 15.  

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Получите, заработанные смайлики.

Слайд 16.     3 задание «Пословицы и поговорки»

-Существует число «13», которое покрыто суеверием.

- Американский миллионер Поль Гети говорил: «Где 13 человек - я за стол не сяду. Чёртова дюжина не нужна за ужином».

-В итальянской лотерее нет №13.

-Во Франции нет домов с номером 13.

-В Женеве самолеты вылетают в 12 часов, а не в 13.В самолетах нет 13 места.

-Мы все переживаем, когда наступает «пятница 13».

-А вот число 7 тоже очень популярное. Я предлагаю выйти по одному человеку из команды и попытаться составить из разрезанных слов пословицу.

Слайд 17.

 -А теперь давайте проверим.

 -Отлично справились с заданием. 

-Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали,
Отдохнуть уже пора,
Начинается игра.

Слайд 18.     Игра «Да — нет».

 1. В алфавите 36 букв. (Нет, 33.)

2. В математике 9 цифр. (Нет, 10.)

3.Чертова дюжина — это 13. (Да)

5. В шахматах 32 фигуры. (Да)

6.  Полтинник — это 50. (Да)

7.  В сутках 48 часов. (Нет, 24.)

8.Согласно пословице, надо 3 раза примерить, потом отрезать. (Нет, 7раз.)

9. Минимальное количество голов у Змея Горыныча — 3. (Да)

10. У снежинки 8 лучей. (Нет, 6.)

11. У паука 6 ног. (Нет, 8)

12. Мы живем в 20 веке. (Нет, в 21.)

Слайд 19.    4 задание «Смешные задачки»

Слайд 20.

-У современного писателя детских рассказов Григория Остера есть книга «Задачник по математике». Давайте попробуем решить несколько задач из этой книги.

Слайд 21.

1)В кухне 39 мух. Из них: 6 пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идёт пешком по потолку?

Слайд 22.

2)Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не разбаловали свою мышку?

Слайд 23.

3) Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 40 кг, и Наташу, которая весит 30 кг., а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии?

Слайд 24.

4) Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой — получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи — получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?

Слайд 25.

5) Коля закопал пакет с конфетами на глубину 5 метров, а Толя закопал на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой пакет с конфетами Толя?

Слайд 26.

6) Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам мурашки бегали. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько мурашек бегало у Коли и Толи по спинам, когда они были маленькими и часто пугались?

Слайд 27.       5 задание «Музыкальное»

-Умнички!  Но числа  можно  встретить и в песнях. Я буду включать вам мелодию песни, а кто знает – подпеваете.

 

1.Дважды два четыре, это всем известно в целом мире;

2.Жили у бабуси два весёлых гуся;

3.К четырем прибавить два, по слогам читать слова учат в школе…

Знакомятся с портретом Пифагора

Расшифровывают высказывание

- Миром управляют числа

Дети делятся  на три команды

Команды выбирают по два ребуса, которые записаны на карточках. Разгадывают их.

-История

-Подвал

-Родина

-Стог

-Стриж

-Столб

Дети проверяют свои ответы с правильными ответами на экране.

-«Три медведя» (русская народная сказка);

  -«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (А. С. Пушкин);

-«Цветик –семицветик» Валентин  Катаев;

-«Трое из Простоквашино» Эдуард Успенский;

 -«Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм;

 -«Волк и семеро козлят» (русская народная сказка)

-«Али Баба и сорок разбойников» (восточно-арабская сказка).

( Выходят по 1 человеку из каждой команды, получают карточки с разрезанными пословицами и составляют их)

-Семеро одного не ждут.

-Семь бед – один ответ.

- Лук – от семи недуг.

(Дети встают из-за парт. Если согласны с утверждением – поднимают руки вверх, если нет – приседают)

Дети знакомятся с портретом и книгой Григория Остера «Задачник по математике»

Дети решают задачи в черновиках. Кто первый справится с заданием, поднимает руку.

39 - (6 + 12)=21( м.)

1 + 3 + 5 = 9 (яиц)

89 - 30 - 40 = 19( кг)

59 – 54 = 5 (кг)

12 – 5 = 7 (м.)

1)27 + 3 = 30 (м.) – у Толи.

 2)27 + 30 = 57 (м.)

Дети отгадывают и хором подпевают песни, в которых встречаются числа.

Заключительный этап

(3 мин)

-Вот закончилась игра

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в викторине отличился?

-Давайте посчитаем, какая команда больше всех набрала смайликов.  

-Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! И поэтому:

-Самая умная команда- это команда №…., -Самая внимательная команда №….

-Самая активная  команда №…

-Поздравляем!

( Раздаем «медальки»)

-Ребята, а что нового вы сегодня узнали?

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Хорошо! Теперь мы точно знаем, что человек живет в мире чисел и не может без них обойтись.            Слайд 28.

Каждая команда подсчитывает смайлики

(ответы детей)

- Мы узнали, что числа встречаются в повседневной жизни человека, в песнях, загадках, рассказах и т.д.

-Я запомнил высказывание великого учёного  – математика «Миром управляют числа»

-Я запомнила, что во Франции нет домов  номером 13

-В Женеве самолёты вылетают в 12 часов, а не в 13. В самолётах нет 13 места.

-Мне понравилось разгадывать ребусы, решать смешные задачи Григория Остера, отгадывать и петь песни.



Предварительный просмотр:

Тема: «Слово одно, а значений несколько»

Класс: 2

Направление: общеинтеллектуальное «Удивительный мир слов»

Цель: познакомить с многозначными словами.

Задачи:

Образовательная: научить употреблять многозначные слова, использовать их для построения предложений, связного текста; овладевают речевой техникой в ситуациях учебного и бытового общения.

Развивающая: развивать связную устную речь учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать орфографическую зоркость и восприятие на слух.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность,  ответственное отношение к результатам своего учебного труда ,  позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

УУД:

-познавательные УУД: формируем умение осознанно строит речевые высказывания в устой форме; осуществляет анализ, синтез, обобщение; находит и воспринимает информацию, представленную разными способами.

-регулятивные УУД: формируем умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, работать в группах..

-коммуникативные УУД: формируем умение участвовать в совместной работе, адекватно выбирать слова в соответствии с целью высказывания, слушать и понимать других.

-личностные УУД: формируем умение придерживаться  в поведение социальных норм, проявлять уважение к иному мнению.

       Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Вводная часть

-Здравствуйте, ребята. Начать сегодняшнее занятие мне хотелось бы высказыванием  о русском языке А. Толстого:

    « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,    как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня под колыбельную».

- С чем сравнивает писатель русский язык?

1.Чтение стихотворения учителем.

-О каком море говорится в стихотворении?

Всему название дано:

И зверю и предмету

Вещей кругом  полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами, и под нами.

И всё, что, что в памяти у нас –

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома

Одно давно привычно  нам,

Другое – незнакомо.

Слова, слова, слова …

Язык и стар, и вечно нов

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно.

- А знакомит нас со всеми словами в русском языке раздел «Лексика», которую можно сравнить с морем, а, возможно,  и с океаном слов.

-И мы сегодня отправляемся в научную экспедицию по стране слов «Лексика».

-В ней много городов. В некоторых мы уже побывали. Вспомним, кто живет в этом городе?

(На карте поочерёдно открываются города: Синоним, Антоним, Фразеологизм.)

-Из словаря  хорошего настроения выберите и назовите слова - синонимы. Они очень дружны.

-Назовите второй город и назовите жителей в нем.

- Приведите примеры антонимов.

-Назовите третий город и назовите жителей в нем.

- Составьте фразеологизмы с помощью карточек, где записана первая часть фразеологического оборота и  картинок. Работают в 4 группах

1 группа.          

Голоден как ... волк

Труслив как …. заяц

Здоров как ……бык

2 группа

Надут как ……  индюк

Болтлив  как ……сорока

Хитер как…….. лиса

3 группа

Нем как  …….рыба

Упрям как….. осёл

Изворотлив как  …. Уж

4 группа

Колючий как…..  ёж

Грязный как …… свинья

Мокрый как …..курица

-В стране «Лексика» живут пословицы и поговорки. Соедините части пословиц.

Без труда ……..не вытащишь и рыбку из пруда.

Век живи…….. век учись.

-Объясните их значение.

- Зачем же нам надо знать и уметь определять лексическое значение слов, применять в своей речи?

-Над этим мы будем работать сегодня на уроке.

 - Но на карте есть ещё один  незнакомый город. Как называется – мы узнаем на сегодняшнем занятии.

-Какие же ещё задачи в ходе экспедиции  будем решать?  

Приветствуют учителя. Размышляют. Высказывают свои мнения.

-С радугой после ливня, со стрелами, с песней.

-О море слов.

Классифицируют слова по тематическим группам.

Называют слова-синонимы.

-Антонимы.

Называют слова-антонимы.

-Фразеологизм.

Работают в группах. Составляют фразеологизмы. Выполняют проверку, выполненной работы.

Соединяют части пословиц и объясняют их смысл.

-Чтобы речь была красивой, интересной.

-Узнаем название города, познакомимся с его жителями и, если они дружелюбны, добры, то подружимся.

Основная часть

-Чтобы войти в новый город, надо прочитать стихи и объяснить значение слов.

Ученики читают стихи И. Токмаковой  «В чудной стране» и объясняют значение слов язычок, глазок, горлышко, ножка. Поводим к тому, что эти слова имеют не одно значение.

1ученик.    

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

2уч.

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

3уч.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

4уч.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

5уч.

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране …

Ты почему не веришь мне?

-А какие ещё значения у этих слов?

-Так сколько же значений у каждого слова?

 -Называют их многозначные слова, и живут они в городе «Омоним».

-Так что же это за слова – омонимы?

-Молодцы! Первую  главную задачу мы выполнили.  

-Многозначные  слова могут обозначать и предметы, и действия предметов, и признаки предметов.

-А сейчас мы будем исследовать многозначные слова, т.е. узнавать их лексическое значение.

Работа в группах.

1 группа – слово - золотой,  

2 группа – слово звезда,

3 группа – язык,

4 группа – бежать.

  План.

Определите все значения слова.

Составьте несколько предложений с ними, правильно употребив их  в речи.

Сколько значений у них?

1гр.    

Золотой предмет цвета золота.

Золотой – хороший человек.

Золотой, осенний, жёлтый лист.

2гр.      

Звезда -  самосветящееся небесное тело.

Талантливый человек. Морская звезда.

Украшение (награда).

3гр.    

Язык – мясистый орган во рту, служащий для подкладки зубам пищи и распознавания  её вкуса.

Язык у колокола.

Язык пламени.

Словесная речь человека по народности (русский, английский и т.д.)

Пленный.

4гр.        

Бежать – передвигаться быстро (живые существа).

Бежит ручей.

Бежит время.

Бежит по венам кровь.

Бегут облака.

Бежит машина.

-Так как же называются все эти слова?

- Мы выполнили вторую  задачу.

- А третья  задача - научиться употреблять, определять и различать в речи омонимы.

-Следующий этап нашей работы в городе «Омоним»  - разрешение проблемной ситуации. Вы заблудились. Вот вам навигаторы, приборы, указывающие путь (картинки).

Найти  место встречи, решить лексическую задачу, отчитаться и сесть на место.

1 рисунок  - ХВОСТ (у животного, причёска, хвост звезды, самолёта).

2 рисунок  - ТРУБА (печная, труба сливная, музыкальный инструмент).

3 рисунок  - РУЧКА (у человека, для письма,  дверная).

4 рисунок -  ЛУК (холодное оружие, овощ).

Вывод: надо знать значение слов, чтобы  не заблудиться в их океане.

-А сейчас у нас культурная программа. Мы будем читать стихи, рассказы, диалоги с многозначными словами (омонимами).

1.Посмотрите инсценировку из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова, укажите в нем омонимы.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

-Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку!- добавил Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это -  вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.

- Как это  - про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! – изумился Матвей.

2).        Лисички.

- Кто вы?

- Мы лисички – дружные сестрички.

- Ну а вы -  то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной лапой?

Нет, ещё со шляпкой!

3).                   Колокольчики.

Колокольчик зазвонил,

Отдыхать нас поманил.

На лужайку мы бежим,

Чтоб набраться много сил.

Колокольчик там растет,

Удивительно цветет.

Мы не будем рвать цветы.

Не нарушим красоты.

4).За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно? (Г. Бойко)

5).   Вот шофер какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел?-

Лучше взял бы да и съел!... (А. Шибаев)

6).Инсценировка  стихотворения А.Л. Барто  «Разговор с дочкой».

- Какое значение имеет в этом тексте слово теплота? (любовь, ласка)

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?»

«Ты не поймёшь, ещё мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

-Почему дочка не поняла маму? -   Как же называются  многозначные слова?

Выполнили и  третью задачу:  научились различать и употреблять омонимы в речи.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Строят высказывание.

Называют значения слов.

Распознают многозначные слова.

-Несколько значений.

-Многозначные слова.

Работают в группах. Выполняют задание по плану.

-Многозначные слова или омонимы.

Выполняют задание. Определяют значение многозначных слов.

Инсценируют произведения.

Читают стихотворения. Отвечают на вопросы. Находят многозначные слова.

Заключительная часть

- Путешествие в город  каких слов сегодня совершили?

-Какая информация для вас была открытием?

-На какую ступень познания школьной лесенки  вы поднялись сегодня?

http://900igr.net/up/datas/261113/023.jpg

Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока,

Но это замечательно,

И очень увлекательно

У всех давно известных слов

 Вдруг открывать секреты,

Читать, исследовать, искать.

И находить ответы!

Делают выводы о выполненной работе. Оценивают результаты совей деятельности.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Предмет:  «Истоки»

Тема

Кол-во часов

 Содержание

Дом

2

Порядок, уклад, ритм жизнидома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.

Цель :.Социокультурное наполнение категории «ДОМ».

Задачи:

Образовательные: сформировать ощущение своего родства через эмпирическое восприятие и приобретение  духовного опыта ребёнка.  

Развивающие: развивать целостное восприятие и мышления через мыслительные операции:анализ и обобщение.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к семье и культурному наследию.

Дидактические средства:

для учителя – презентация, фонограмма,  эталон оберега .

          для учащихся -   шаблон домика, макет дома, карточки для индивидуальной работы в группе со словами, заготовки для изготовления куклы  - оберега.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический приём

Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

Приветствие.

Приветствие. Знакомство

Присоединение

Актуализация

опорных

 знаний

- Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,

Шелчеловек, быладороганелегка.

И человек мечтал о том, что он построит где-то……  (дом)

- Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о доме, о его значении.

Что такое дом в вашем понимании, ребята?

Дом – это жилище. Дом – это место, где мы живем всей семьей. Дом – это наше жилье. Дом – это моя семья. Дом – это здание для жилья. Дом – это родной уголок.

Давайте представим, что каждый из вас находится в своем доме, что вы чувствуете, какие слова вы можете сказать ?

Слушают, отгадывают, отвечают на вопрос.

Ресурсный круг.

Беседа

Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся.

-Посмотрите, что у меня в руках (ответы).Выберите себе понравившийся домик, как символ нашего занятия.

Дети выбирают домик из предложенных учителем- нарезка  цветов по количеству групп.

- Посмотрите на свои домики. Чтомы увидели?

Деление на группы, распределение по рабочим местам.

- Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя дом. Прежде всего, выбиралось хорошее место. Чтобы вода была рядом, ПОЧЕМУ? Долго присматривались  по определенным приметам,  например,если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее.

-А как вы думаете, ребята, одна семья строила дом?

Звали на помощь родню и соседей. Строили сообща. Издревле в селе существовал обычай;  кто, чем может, помогает  строящим дом.  

- Правильно, ребята, звали  всех добрых людей, чтобы быстрей управиться. Многие приходили сами помогать  в строительстве. Не зря говорят, что постройка дома – не дело одного человека. Вот так и строили и жили сообща.как говорится, всем миром.).

Работа с пособием ( пронумеровать этапы строительства дома- групповая работа).

-Сейчас мы тоже сообща будем строить дом. Только дом у нас будет необычный. Он будет состоять из кирпичиков, каждый из которых имеет свое значение. Посовещайтесь и выберите, из каких кирпичиков будет ваш дом, чем он будет наполнен. Выберите самое главное, на ваш взгляд, из предложенных понятий.

Что-то ,может быть ,добавите сами.

Определите того, кто будет представлять ваш дом.

Ставят цель.

Деление на группы.

Беседа.

Тренинг (развивающий)

Работа в группе «Строим дом»

Усвоение знаний.

Практическая работа.

Каждой группе предлагается нарезка слов-кирпичиков: уют, добро и т.д. и чистые «кирпичики» для возможных других вариантов.

- Вот мы наполнили дома самым важным, ценным для нас. Теперь , чтобы сохранить это хорошее, мы изготовим обереги для наших домов. Кто знает, что такое оберег?

(ответы детей).

Работа с пословицами НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

( объяснить смысл предложенных пословиц, выбрать самую подходящую, прикрепить на дом).

- Давным-давно на Руси была такая присказка: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Эти слова подчёркивают,  какое значение раньше придавали куклам.

Сегодня мы с вами научимся делать вот такую куколку (показ куклы).
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.

Называется куколка Кувадка.

( изготовление куклы)

Наша кукла хороша

Ты, закруточка, краса.

В доме русском ты живешь,

Детям счастье принесёшь.

Принимают поставленную задачу

Постройка дома, делегирование представителя группы, защита.

Размещение построенных домиков на доске ( стенде).

Изготовление оберега.

Работа в группе

Рефлексия

- Ваше настроение к концу урока обозначьте наулице настроения (все понравилось или были затруднения).

- Согласно обычаям наших предков что мы сделали сегодня?

- Что принесет домой каждый из вас с этого занятия?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Ресурсный круг.

1класс

АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»

МИР

СЛОВО

ОБРАЗ

КНИГА

  • Мир и лад
  • Дар
  • Родной край
  • Золотое сердечко
  • Доброе Слово
  • Честное Слово
  • Слово о родителях
  • Святое Слово
  • Родник
  • Первый Образ
  • Светлый Образ
  • Образ Богородицы
  • Благодатный Образ
  • Книга
  • Первая Книга
  • Живая Книга
  • Книга книг
  • Мир Книги

2класс

РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ

РОДНОЙ ОЧАГ

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

  • Имя
  • Семья
  • Род
  • Дом
  • Деревня
  • Город
  • Нива и поле
  • Лес
  • Река
  • Море-океан
  • Путь-дорога

ТРУД ЗЕМНОЙ

ТРУД ДУШИ

  • Сев и жатва
  • Братья меньшие
  • Ткачихи-рукодельницы
  • Мастера-плотники
  • Кузнецы-умельцы
  • Ярмарка
  • Слово
  • Сказка
  • Песня
  • Праздник
  • Книга
  • Икона
  • Храм

3 класс

ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ

ВЕРА

НАДЕЖДА

ЛЮБОВЬ

СОФИЯ

  • Вера
  • Верность
  • Правда
  • Честь

  • Надежда
  • Согласие
  • Терпение
  • Послушание

  • Любовь
  • Мuлосердие
  • Доброта
  • Покаяние

  • Ум да разум
  • Истина
  • Знания и мудрость
  • Вера, Надеждаи Любовь - родные сестры

4 класс

ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА

РОДНЫЕ ОБРАЗЫ

УМЕЛЫЕ ДЕЛА

ЗАВЕТНЫЕ СЛОВА

  • Традиции Первого Образа
  • Образы Веры,

Надежды и Любви

  • Образы Покрова
  • Образы Софии и света

  • Трудовые традиции
  • Традиции служения
  • Традиции

     праведного дела

  • Традиции

                святого слова

  • Традиции

                доброго слова

  • Традиции        честного слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

Разработка внеурочного занятия по нравственно-патриотическому направлению

Ознакомление учащихся с изменениями  в природе, в жизни животных, птиц и людей с приходом зимы  в родном краю....

Разработка внеурочного занятия "Без друзей меня чуть-чуть"

Известный педагог А.Н.Лутошкин говорил, что коллектив – это живой организм», он, как человек, так же развивается, становится умелым, мудрым.Школьникам предлагаются характеристики различных уровней раз...

Методическая разработка. Внеурочное занятие "Как Русь начиналась"

Краткий конспект занятия, направленного на воспитание толерантности и патриотизма....

Разработка внеурочного занятия

Я здоровье берегу-сам себе я помогу!...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖОК «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»

Методическая разработка внеурочного занятия кружка  "Бумажная пластика". 2 класс.Тема занятия" Модульное оригами. Проект «На пруду» ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»

В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи....