поощрение и наказание
план-конспект
поощрение и наказание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_po_teme_pooshchrenie_i_nakazanie_detey_v_seme_.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание. Тема: «Поощрение и наказание детей в семье».
Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.
Задачи:
- Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
- Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.
- Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
1. Обсуждение эпиграфа. Вступительное слово классного руководителя. Определение темы и цели собрания.
- Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время тяжелый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик, испытывали сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.
- Я хочу поделиться с вами ситуацией, которую услышала от своей знакомой. Однажды, она спросила у детей: «Чтобы вы сделали, если бы были волшебниками?» И некоторые дети ответили следующее:
«Если бы я был волшебником, то я сделал бы всех детей счастливыми. Чтобы у каждого были красивые игрушки, компьютеры, интересные книги. Чтобы дети могли бесплатно ходить в кино. Чтобы было побольше спортивных и детских площадок во дворах, где ребята могли играть все вместе в игры и не совершали плохие поступки. И тогда все мамы и папы будут очень добрые, и не будут наказывать своих детей»
«Я бы запретила не выпускать детей на улицу. Нельзя запрещать играть в компьютер. Нужно запретить бить детей ремнём. Это не самое лучшее наказание для ребёнка»
«Если бы я была волшебницей, я бы сама наказала родителей. Наколдовала, чтобы родители не наказывали детей. И чтобы они не наказывали их арестом»
«Я хочу стать волшебницей. Я сделаю так. Чтобы родители не наказывали своих детей. Ведь многие вещи можно объяснить словами. Родители должны быть примером для своих детей»
«Я установил бы закон, который запрещал наказывать детей»
- Что мы можем найти общего у высказываний детей? Какую проблему мы наблюдаем? (Поощрение и наказание в семье)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на собрании? Тема нашего родительского собрания «Поощрение и наказание в семье». А на какие вопросы мы можем ответить по этой теме? Какая у нас цель? Мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка? Цель: познакомиться с видами поощрения и наказания, узнать, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей.
2. Информационная часть. Воспитание.
- Бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и те, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний. А как должно быть?
- Упражнять ребенка в правильном поведении надо с самого раннего возраста. Воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания.
- «Но что делать, если дети не выполняют требований?» - такой вопрос часто задают родители.
- Предъявляйте требования с самого раннего возраста, постоянно увеличивайте круг требований, усложняйте обязанности ребенка, осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его. Когда ребенку нужна помощь – оказывайте ее. В этом надежная гарантия того, что у ребенка не выработается опыта непослушания. Добившись послушания, важно установить правильное взаимоотношение с детьми.
- Советский педагог Антон Сергеевич Макаренко учил, «что в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры».
- Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство. Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка. Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.
3. Индивидуальная работа. Таблица «Поощрение и наказание»
- Я предлагаю вам заполнить таблицу: в первой колонке написать слова или действия, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете.
- Кто желает поделиться своими результатами?
4. Беседа с родителями. Поощрение и наказание.
- Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись — они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость — они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать. Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены. Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?
- Какими должны быть наказания?
Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.
Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.
Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.
- Какое же наказание выбрать?
- Обязательно надо поговорить с ребенком, объяснить, что Вы расстроены из-за его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои действия надо отвечать. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал, что вел себя плохо. Возможно ребенок совершил проступок неосознанно, не специально.
- Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и т.д., то есть того, что является естественными потребностями.
- Попробуйте установить в семье символическое наказание. Например, сидение на месте – стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения – серьезное лишение.
- Психологи считают, что наказание должно иметь тройное значение. Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не повторялись. И последнее значение – снятие вины. То есть само наказание должно снять вину.
- Наказание должно носить временный характер, например, два дня нельзя играть в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка, говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.
- Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте именно данный поступок ребенка, а не его личность.
- Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что-то подарили ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.
- Иногда мы наказываем ребенка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не улучшаем, а ребенок страдает.
- Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а сколько раз хвалите и проявляете нежность. Соотношение должно быть 20/80. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь. В общем, тема наказания ребенка очень тонкая, помните, что использование наказания - мощное оружие, им нужно уметь пользоваться.
- Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье? Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации. Лучше, если сына наказывает отец, а дочь — мать. А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.
- Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.
- Какой должна быть похвала?
- Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.
- Когда нельзя хвалить?
- Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.
- Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.
- Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.
- Итак, ваш ребенок сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
1. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом. Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны.
2. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил, она даже подставляет тебе шею!». Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания.
3. Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка.
4. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».
5. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.
5. Обсуждение ситуаций. Работа в группах.
- Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вам нужно прочитать ситуацию по нашей теме и ответить на вопросы.
1 группа. Эффективно или неэффективно наказание, справедливо или нет? Что чувствовал ребенок? Правильно ли поступил родитель?
Уходя на работу, мать поручила ребенку вынести мусор и подмести пол в коридоре. Диалог матери с ребенком:
- Я ушла на работу, пришла, а в доме ничего не изменилось. Почему так произошло?
– Мам, я играл в компьютер.
– Значит, для тебя какой-то компьютер дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не выполнишь поручения.
– Мам, я мог проиграть, играя по сети, Егору из Красноярска!
– Ничего не хочу слышать! За то, что не выполнил то, что обещал, будешь целую неделю выносить мусор, подметать ежедневно полы и гладить полотенца.
2 группа. Эффективно ли поощрение? Как вы чаще всего поступаете в таких случаях?
Ребенок на отлично закончил 3 класс и попросил родителей купить ему мобильный телефон за 50.000 рублей.
- Купите мне телефон, я хорошо закончил третий класс. Я старался.
- Хорошо, ты же у нас такой умница.
Телефон был куплен в течение 2 дней.
- Давайте выслушаем друг друга. Обобщим сказанное с помощью информационных карточек, которыми я поделилась с вами. Хочу обратить ваше внимание, что к наказанию предъявляют ряд следующих требований. Прочитайте, пожалуйста…
1. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой, и наказание не достигает цели;
2. Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;
3. Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;
4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.
- А к поощрению предъявляется такой ряд требований:
1. Поощрение должно быть справедливым;
2. Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;
3. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;
4. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать;
5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
6. Нельзя поощрять ребёнка деньгами.
6. Тест «Какой вы родитель?».
- У вас на столах лежат индивидуальные карточки с небольшим тестом. Рекомендую вам его сейчас пройти.
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми. | Баллы. |
Сколько раз тебе повторять? | 2 |
Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 |
Не зная, что бы я без тебя делала. | 1 |
И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
Ну, на кого ты похож(а)? | 2 |
Я в твое время! | 2 |
Ты моя опора и помощник(ца)! | 1 |
Ну, что за друзья у тебя? | 2 |
О чем ты только думаешь? | 2 |
Какая ты у меня умница! | 1 |
А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
У всех дети как дети, а ты … | 0 |
Какой ты у меня сообразительный! | 1 |
5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.
7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
- Подсчитайте общее количество баллов. Кто желает поделиться результатами? Спасибо.
7. Завершение родительского собрания.
- Уважаемые родители! Я благодарна вам, что вы пришли сегодня. Предлагаю обобщить нашу совместную работу.
- Скажите, пожалуйста, какие средства - поощрения вы знаете? Какие средства наказания можно использовать? Ответили ли мы на вопросы, которые ставили в начале нашего родительского собрания?
- Теперь я хочу раздать вам памятки «Как поощрять ребенка в семье».
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
1. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
2. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успеха своего ребенка, его поведению.
3. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением», это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
4. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.
5. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
6. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
7. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
8. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
9. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
10. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
- И в заключении хотелось бы привести слова Л. Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью. Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет любить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...
Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"
Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...
Родительское собрание "Поощрение и наказание"
Обсуждаются с родителями виды наказаний и поощрений в семье. При помощи обмена мнениями, высказываний из детских сочинений,ситуаций из жизни, родители находят самый действенный метод воспи...
Поощрение и наказание
Поощрение и наказание....
Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье
На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...
памятки родителям о поощрении и наказании
памятки родителям о поощрении и наказании детей в семье...
Положение о поощрении и наказании учащихся
Работа с классом...