Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"
статья (1 класс) по теме
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 45.5 КБ |
pooshchrenie_i_nakazanie_v_seme.pptx | 103.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поощрение и наказание в семье: разумный баланс»
Задачи собрания:
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье
Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в
семье.
Форма проведения собрания: обмен мнениями.
- Вопросы для обсуждения:
-Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
-Значение наказания и поощрения детей в семье.
Подготовительная работа к собранию:
1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.
Ситуация I
Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к
окончанию учебного гола в качестве поощрения за хорошую учебу.
Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для лучших
фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что
вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»
Ситуация 2.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он
уроки и пять минут сделает и на улицу. Вечером прилет - начинаем
проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит — опять
двойка».
Ситуация 3.
Родители постоянно ставили мальчика за в се провинности в угол. А
однажды, будучи еще только к четвертом классе, он сказал своему отцу:
«Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не
буду»
Ситуация 4.
В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок — ученик третьего
класса резко изменился: стал плаксивым, все чаше и чаще начал проявлять
агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стаз
предметом агрессии В очередной раз, когда мама попросила посидеть с
малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители
были страшно возмущены, последовало нак азание за провинность.
Ситуация 5
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы и
неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети
получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебны е
результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую
повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д.
Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы
избежать любым способом наказания трудом.
2. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме
собрания.
«Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей...»
Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех
наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей
сегодняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что
дети хотят исключить тс наказания, от которых они сами периодическ и
страдают:
«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам
ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут.
Мне их жалко».
«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей
часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник».
«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень
плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно.
Это плохо, когда не разговаривают".
«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу Он плакал.
Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчик
поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу».
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего
родительского собрания .логически продолжает тему предыдущего
собрания. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и
неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо
используют по отношению к своему ребенку методы наказания и
поощрения.
Прежде, чем мы перейдем к активному анализу данной проблемы,
давайте обратимся к высказываниям, которые стали эпиграфом нашего
сегодняшнего собрания. (родители высказывают свое мнение по
высказываниям, написанным на доске)
А теперь давай те посмотрим, каково мнение наших детей по
данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.
Прежде, чем вы увидите результаты статистик и, мне, как классному
руководителю хочется отметить, что в семьях, где родители неумело
пользуются и воспитании ребенка наказанием и поощрением, уровень
тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности
гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда
играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя
родители им охотно пользуются. Вот об этом и о многом другом наш
сегодняшний разговор.
II. Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями
родителей по предложенным ситуациям.
В родительский дневник.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?».
«Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это — метод
воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно
только повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что
свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их
силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо
труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться
родителям. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред.
Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к
указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более
откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение. Так в
отношения детей и родителей приходит отчужденность. Насилие и
принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он
становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до
определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает
кривить душой. Это приводит к тому, что он перестает быть живым и
жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном
доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со
сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь
не так. Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите
со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите, примеры положительного
подтверждения ваших мыслей, будьте так тичны, убеждая его. Только в
таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут
его стремлениями.
Памятка №1.Как поощрять ребенка в семье.
1.Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда
он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими
игрушками.
2.Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и
уютно, если мама коснется его головы во время приготовления
уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом
своего ребенка, его поведением.
4. Используйте чаще выражение: «ты прав: »мы согласны с твоим
мнением» — что сформирует в ребенке самоуважение, развивает
самоанализ и критичность мышления.
5.Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать
подарки
6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка:
день рождения. Новый год, конец учебного года. 1 сентября, удачное
выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания,
проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на
подарок.
8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и
с учетом возможностей своей семьи.
9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки
материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами,
которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего
ребенка грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и
дружественные шаржи и т. д.
10.Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги,
используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими
распоряжаться разумно.
11.Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом
он ими распорядился и обсудить это с ним.
12.Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не
оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их
стоимость и ценность. Это может привести к серьезным
нравственным проблемам.
14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и
расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем
самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы
безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь
IV. Рефлексия собрания.
Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам
и по рекомендации психологической службы школы.
Литература по подготовке к собранию:
Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М- 1984.
Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Ми.. 1995.
Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/
Под ред. В. А. Караковского. Л. И. Новиковой. Н. Л.
Селивановой. Е. И. Соколовой. М., 1999.
Овчинникова И. Г. Отцовство. М: Знание. 1981
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятка. Как поощрять ребенка в семье. 1.Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками . 2.Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно , если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением. 4. Используйте чаще выражение: «ты прав: »мы согласны с твоим мнением» — что сформирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. 5.Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки
6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения. Новый год, конец учебного года. 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д. 7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. 9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
10.Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно. 11.Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. 12.Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами .
13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. 14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме "Поощрения и наказания в семье"
Данное родительское собрание проходило в 3 классе. На нем шло обсуждение вопросов поощрения и наказания в семьях детей. Перед собранием беседа проходила с детьми. Предлагались анкеты и памятки родител...
Сценарий родительского собрания «Поощрение и наказание в семье»
Цели собрания:1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.2. Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семь...
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье"
Данная разработка будет интересна классным руководителям....
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»...
Презентация к родительскому собранию тема: "Роль семьи в воспитании личности ребенка , о поощрениях и наказаниях в семье"
В презентации раскрывается три вида неразумной родительской любви....
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье"
Обсуждение с родителями проблемы поощрения и наказания ребёнка в семье....
Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание в семье"
Цели и задачи: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.3. Показать преимущес...