Программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» для обучающихся 2 классов
методическая разработка (2 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
Кафедра начального образования
Программа по внеурочной деятельности «Юный эколог»
для обучающихся 2 классов
Духовно-нравственное направление
Гайнитдинова О.В. Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» группа 44 н/з | |
Научный руководитель: Кузнецова М.Ф. |
Екатеринбург
2023
Содержание
Пояснительная записка
Результаты освоения курса
Содержание программы
Примерное тематическое планирование
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Список литературы
Пояснительная записка
В настоящее времяэкологические проблемы представляют сферу интересов не только специалистов в сфере окружающей среды, но и государства в целом, общественности и каждого человека в частности.
Современной экологической ситуации присуще различные уровни опасности. Проблемы в этой области часто связаны с развитием сельского хозяйства, разрушительным воздействием человека на природу, производство, истощение природных ресурсов.
Становится очевидно, что проблема взаимоотношений природы и человека, связана с низкой экологической культурой населения. Однако, в системе ценностей одно из первых мест занимает сохранение здоровья и среды обитания человека.
Актуальность курса обусловлена тем, что современное начальное образование и воспитание направлено на личностное, общекультурное и познавательное развитие школьника. Это возможно только при успешном воплощении эколого-краеведческого направления.
Курс «Юный эколог» позволяет вовлечь младших школьников в исследовательскую деятельность, которая обеспечивает освоение универсальных учебных действий. Также способствует формированию экологической культуры, воспитание патриотических чувств, любви к родному краю.
Краеведение и экология тесно взаимосвязаны, так как изучение родного края неразрывно связано с изучением его природы, деятельности человека.
Эколого-краеведческое воспитание важное звено начального образования и воспитания. Это связано с возрастными и психологическими особенностями младших школьников. В этом возрасте дети ещё боятся причинить вред природе, любят её. Также в этом возрасте школьники стремятся участвовать в различных мероприятиях.
Целью курса «Юный эколог» является экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
- способствовать формированию бережного отношения к природе;
- содействовать воспитанию потребности в общении с природой, развитию познавательного интереса к природе родного края;
- создавать условия для развития личностных качеств, учащихся через вовлечение в активную исследовательскую деятельность;
- формировать начальные знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края;
- формировать основы экологической грамотности.
Программа курса «Юный эколог» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Курс имеет интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории родного края, знакомит учащихся с материалами естественных и социально-гуманитарных наук, необходимыми для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Реализация содержания курса направлена на формирование у ребёнка: уважительного отношения к городу (населенному пункту), региону, в котором проживает, к России, её природе и культуре, истории; понимания ценности, целостности и многообразия природы родного края, понимания своего места в ней; экологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия с природой родного края, доброжелательного отношения к миру природы.
Курс «Юный эколог» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс способствует формированию у младших школьников основ экологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Программа «Юный эколог» создана на основе культуросообразного подхода с опорой на объединение естественно-научных знаний и опыт гуманитарных наук. Содержание курса обеспечивает объяснение причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды с точки зрения единства мира природы и мира культуры. С этой позиции человек рассматривается как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Отбор содержания курса строился на основе принципов преемственности, научности, целостности, реализации межпредметных связей, развития содержания от простого к сложному, от общего к частному.
Таким образом, у детей создается целостная картина мира, формируется общая экологическая культура, определяющая адекватное поведение человека в окружающей среде, осваиваются эколого-краеведческие знания и умения, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
На изучение курса «Юный эколог» в начальной школе отводится 1 ч в неделю во 2 классе. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели).
Курс может использоваться для организации внеурочной деятельности, дополнительного образования учащихся, преподавания интегрированного предмета «Краеведение»/«Экологическое краеведение».
Результаты освоения курса
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, свой родной край, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народов.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, экологических, и др.).
8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Уважительное отношение к России, родному краю, природе нашей страны, родного края; потребность в рациональном природопользовании и сохранении собственного здоровья на основе изучения процессов видоизменения природной среды человеческой деятельностью, естественных процессов видоизменения рельефа, эколого-географической характеристики населенного пункта, региона, хозяйственной деятельности населения, сезонности работ, зависимости здоровья человека от природной среды и особенностей хозяйственной жизни.
2. Осознание целостности окружающего мира, взаимосвязи и взаимозависимости человека и природной среды, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде.
3. Освоение доступных способов изучения природы и человека, воздействия человека на природу (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
4. Осознание взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействия отдельных элементов природы в ландшафте, освоение
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.
Планируемый результат освоения учащимися программы внеурочной деятельности
- первый уровень результатов: повышение качества знаний о природе родного края, взаимосвязях в природе; проявление учащимися интереса к окружающей среде, её элементам, попытка дать оценку их состоянию (хорошее-плохое); стремление выполнять правила поведения в природе во время экскурсий, прогулок, попытки контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда окружающей среде; проявление готовности помочь растениям, животным людям, природным объектам; умение выполнять простейшие опыты.
- второй уровень результатов: умение анализировать элементы окружающей среды, природные объекты родного края; участие в делах, направленных на охрану природы; умение общаться с представителями природного сообщества родного края, проявление заботы; осознание важности охраны природы;
- третий уровень результатов: владение знаниями, практическими приемами, навыками природосбережения, охраны природы; выработана привычка вести себя в природе в соответствии с природоохранными правилами; умение выполнять простейшие опыты и эксперименты, проводить исследования; умение выбирать природный объект для эколого-краеведческого изучения, представлять результаты своей учебной и природоохранной деятельности.
Содержание программы
Раздел 1. «Экологическое краеведение: изучение и защита природы родного края»
Введение. Экология - наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Понятия «природная среда», «окружающая среда», «социальная среда». Значение естественнонаучных знаний в жизни человека. Значение знаний истории, культуры и природы родного края.
Раздел 2. «Свердловская область»
Общая характеристика территории Свердловской области. Первые поселения человека на Уральской земле. Освоение территорий, на которых расположена Свердловская область. История образования Свердловской области. Свердловская область на карте. Наши соседи.
Раздел 3. «Поверхность Свердловской области»
Рельеф и его особенности. Почвенные ресурсы. Плодородие почвы. Роль живых организмов в формировании плодородного слоя. Формы поверхности земли и хозяйственная деятельность. Карьеры, овраги, свалки – порожденные человеком «раны» земли. Природоохранная деятельность в различных направлениях воздействия человека на почвенные покровы. Почвы как фактор «здоровья» природных сообществ и людей.
Раздел 4. «Климат и погода»
Климат и погода. Атмосферные явления, характерные для Свердловской области. Влияние климата на рельеф, водоемы, растительный и животный мир. История наблюдений за погодой в Свердловской области. Как делается прогноз. Погода и здоровье. Климат и глобальное потепление.
Раздел 5. «Водные ресурсы»
Сеть водных ресурсов. Родники. Естественные водоемы и искусственные водохранилища. Истощение и высыхание рек: причины и последствия.
Раздел 6. «Растения и животные Свердловской области. Их разнообразие»
Представители степной растительности. Типичные растения лесов Свердловской области. Растения пойм, лугов. Формирование растительных сообществ на территории области. Народные приметы и хозяйственная деятельность населения. Природные сообщества. Леса, дубравы, боры. История лесоразведения. Ученые-лесоводы. Разнообразие животного мира Свердловской области. Приспособления животных к жизни. Примеры природного равновесия в лесу и причины его нарушения. Растения и животные, нуждающиеся в охране. Растительный и животный мир луга. Признаки луговых растений. Животные луга. Природное равновесие в луговом сообществе и причины его нарушения. Растения и животные водоемов родного края. Приспособления растений к жизни в воде. Роль растений в жизни водоема. Околоводные обитатели (стрекозы, бобр, ондатра, цапля, аист, утки). Нарушение природного равновесия в водоеме. Живые «фильтры» и «санитары» водоемов. Редкие обитатели водоемов (кувшинка белая, чилим, сальвиния, бобр, выхухоль, цапля, лебедь и др.).
Раздел 7. «Охрана природы»
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу Свердловской области. Охраняемые территории. Памятники природы. Редкие и охраняемые виды. Заповедники. Красная книга Свердловской области. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Растения и животные в легендах и преданиях.
Примерная тематика практических работ.
Выявление климатических особенностей Свердловской области. Определение видового состава растений, произрастающих в ближайшем окружении. Оценка состояния окружающей среды с помощью растений. Оценка состояния природного водоема. Исследование почвенного покрова территории школы. Сказы, былины, песни родного края.
Примерная тематика учебных проектов.
Мини-проект по ресурсосбережению «Капля за каплей». Мини-проект «Птичья столовая». Учебный проект «Реки Свердловской области». Учебный проект «Красная книга Свердловской области». Учебный проект «Эко-продукт». Учебный проект «Заповедный Уральский край»
Примерное тематическое планирование
Тема | Количество часов | Формы занятий |
Что изучает краеведение? Что такое экология? Зачем изучать экологическое краеведение? | 1 | Лекция-беседа |
Общая характеристика территории Свердловской области. Свердловская область на карте. | 1 | Практическое занятие, работа в малых группах |
Природа – свидетель истории | 1 | Экскурсия в Краеведческий музей |
Почвы Свердловской области | 1 | Практикум |
Формы поверхности Свердловской области | 1 | Заочное путешествие |
«Раны» земли | 1 | Лекция-беседа |
По какой земле я хожу? | 2 | Учебный проект |
А за окном то дождь, то снег… | 1 | Практическое занятие, беседа |
Метеопрогноз | 2 | Практическое занятие, работа в группах |
Климат и глобальное потепление | 1 | Просмотр и обсуждение видеороликов |
Общая характеристика водных объектов Свердловской области | 1 | Практическое занятие, беседа |
Реки Свердловской области | 2 | Учебный проект |
Речная вода | 1 | Практикум |
Живи, родник… | 1 | Лекция-беседа |
Водоемы, созданные человеком | 1 | Практическое занятие, викторина |
Береги воду | 2 | Учебный проект |
Леса: прошлое и настоящее | 1 | Практическое занятие, экологическая игра |
Первоцветы нашего края | 1 | Практическое занятие, беседа |
Луговое разнообразие | 1 | Практическое занятие, работа вмалых группах |
Животные Свердловской области | 2 | Лекция-беседа |
Охрана растений и животных в Свердловской области | 2 | Практическое занятие, беседа |
Красная книга Свердловской области | 2 | Учебный проект |
Край заповедный | 1 | Практическое занятие, викторина |
Легенды Свердловской области | 1 | Презентация работ учащихся |
Что рассказывают поэты и писатели о Свердловской области? | 2 | Учебный проект |
Экологическая тропа | 1 | квест |
Итого | 34 |
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений одноклассников, самостоятельная работа с учебником, научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала, решение практических задач, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, наблюдение за демонстрациями, природными явлениями, объектами, анализ графиков, таблиц, схем, картин, текстов, видеоматериалов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ проблемных ситуаций, работа со схемами, картами, учебными картинами, работа с раздаточным материалом, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, проведение учебного эксперимента.
Основные формы работы: экскурсии, целевые прогулки; экологические игры; практикумы; экологические викторины; заочное путешествие; лекция-беседа
Основные методы: наблюдения и практические работы, фиксирование результатов, дидактические игры, беседы, работа с источниками информации экологического и краеведческого содержания, учебное моделирование, прогнозирование.
Основные формы контроля: опрос, защита проектов, тестирование, викторина.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса в курсе «Юный эколог» имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса в частности.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения физики, химии, биологии, географии. Курс «Юный эколог» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, природе. Курс направлен на формирование целостной картины природного и социального мира со всем его многообразием, взаимосвязи человека и природы, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе родного края. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и человеческого общества. В связи с этим большое значение имеет применение учебных наглядных пособий: натуральные живые пособия (например, комнатные растения); гербарии; коллекции насекомых; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.; карты и атласы; предметы, представляющие быт. Другим средством наглядности служит оборудование для демонстраций (компьютер, проектор, экран и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Сеть Интернет, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов позволяют обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении экологического краеведения состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал для практических работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, и т.д.
В ходе изучения курса младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками и т.д.
В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, поэтому нельзя переоценить значение деятельностного, практико-ориентированного характера содержания курса «Юный эколог», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится, прежде всего, набор энциклопедий для младших школьников, атласов и карт, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. Для проведения экскурсий хорошо использовать иллюстрированные определители объектов природы (растений, животных и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...
Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" предназначена для 3 класса Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.Задачи програ...
Программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» 1- 4 класс.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска ...
Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 3-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" .Работа включает в себя рабочую программу и календарно-тематическое планирование. Программа курса расчитана на 3-4 класс. Занятия...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"...