"Май весну провожает..."
план-конспект занятия (4 класс)
Занятие по окружающему миру. Формирование представлений у детей о характерных признаках мая, приметах весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
Воспитатель: Сошникова Наталия Леонидовна
Тема: «Май весну провожает…»
Форма проведения: тематическое занятие.
Направление внеурочного занятия:
Цель: формирование представлений у детей о характерных признаках мая, приметах весны.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о весенних явлениях в мае.
Развивающие: способствовать интеллектуальному развитию школьников путем формирования основ экологических знаний и представлений.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: презентация, кроссворд, поговорки в конверте.
Ход занятия:
- Организационный момент (фронтальная работа)
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые гости!
Сегодня мы поговорим на очень интересную тему и я, надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
II. Сообщение темы и цели.
(Проблемная ситуация)
- Ребята, послушайте, пожалуйста стихотворение С.Я. Маршака
1 слайд
Май
Я пройдусь по лесам, много птичек есть там.
Все порхают, поют, гнезда теплые вьют.
Побываю в лесу, там я пчелок найду,
И шумят, и жужжат, и работать спешат.
Я пройдусь по лугам, мотылечки есть там,
Как красивы они в эти майские дни!
О чем это стихотворение?
1. Определение темы и задач (фронтальная форма работы)
- Кто же догадался, какова тема нашего занятия?
2 слайд
-Какие задачи мы поставим перед собой?
- Правильно сегодня мы поговорим о последнем весеннем месяце мае.
- Основная часть:
1. Рассказ воспитателя о месяце мае. (фронтальная форма работы)
3слайд
Май – цветущий месяц весны, самая красивая и радостная пора. Весеннее солнце ласково греет землю. Все живое спешит воспользоваться теплом и светом. С каждым днем заметно поднимается озимь, зеленая травка, прорастают опавшие осенью семена, появляется больше цветущих растений. Древнерусское название мая – травень, а современное получено от римского слова «майус», данного в честь богини природы Майи.
4 слайд
Интересные приметы про май
Не очень-то жаловали месяц май наши предки. Они были крайне наблюдательны и отмечали все-все изменения. Эти изменения нашли свое отражение в майских приметах.
- Кукушка стала куковать — морозу больше не бывать.
- Много майских жуков – к засухе.
- Холодный май предвещает много сена.
- В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
- Сухой и теплый май предвещает плодородие.
- Поздний расцвет рябины — к поздней осени.
- Коли в мае дождь, будет и рожь.
- Первый весенний гром — к наступлению тепла.
2. Беседа о весенних изменениях в природе. (фронтальная форма работы)
Ребята, расскажите, пожалуйста какие изменения происходят в природе в последний весенний месяц.
Первыми зеленеют бузина и тополь, затем черемуха, ольха, лещина, желтая акация. В мае начинают зацветать береза, осина, дуб, клен и рябина.
5 слайд
Задание 1: найти на слайде перечисленные деревья.
Земля покрывается ковром нежной травы. В низких, сырых местах зацветает калужница болотная (курослепа). В лесу цветут перелески благородные, ветреницы, фиалки. В мае зацветает один из лучших цветов-медоносов – медуница.
Над весенними цветами уже летают бабочки, жужжат шмели, пчелы и осы.
6 слайд
Задание 2: найти на слайде перечисленные цветы.
Задание 3: расшифруй фразу
7 слайд
В мае возвращаются с зимовки мухоловки, пеночки, кукушки, соловьи, славки и другие птицы. В народе май называют "песенником". Если вы хотите послушать пение птиц – идите в лес. Пернатые артисты поют там в любое время дня и ночи. Из дальних стран прилетают к нам перелетные птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец - соловей. В народе говорят: "Малая птичка соловей, а май знает". Соловьи любят строить гнезда в зеленых зарослях черемухи, ивы возле рек и ручьев, в оврагах. Кукует в лесу кукушка, звенят зяблики, свистит иволга.
Давайте представим, что мы гуляем по весеннему лесу, послушаем и попробуем отгадать голоса птиц (дети слушают аудиозапись с голосами птиц и отгадывают кому они принадлежат).
8 слайд
Физминутка:
Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма» (с хлопками и движениями ног)
Дятел сел на толстый сук,
Тук да тук, тук да тук.
Всем друзьям своим на юг,
Тук да тук, тук да тук.
Телеграммы срочно шлет,
Туки – туки - тук,
Что весна уже идет,
Туки – туки - тук,
Что растаял снег вокруг,
Туки - тук, туки - тук,
Что подснежники вокруг,
Туки - тук, туки - тук,
Дятел зиму зимовал,
Тук да тук, тук да тук.
В жарких странах не бывал,
Тук да тук, тук да тук.
И понятно, почему
Скучно дятлу одному!
Туки – туки – тук.
Задание 4: разгадать кроссворд «Перелетные птицы» (командная работа)
Пословицы и поговорки про май для детей
Поговорки очень четко отражают представления людей о природе, погоде и различных событиях в мае.
Задание 4: правильно составить поговорки (парная работа)
9 слайд
- Пусть уж лучше май холодный, но зато год хлебородный.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Май холодный — год голодный.
- Пришел май — только успевай да не зевай.
- Май леса принаряжает, лето в гости ожидает.
- Одна майская роса коням лучше овса.
Вода в реках, озёрах и прудах прогревается, и болотные «Певцы» - лягушки громко квакают, поют «свадебные песни». У зверей продолжается линька, мех становится короче и его цвет больше подходит к весенне – летней окраске леса.
У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи появляются малыши.
Игра: «Стоп! Мячик, остановись».
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное и каждый ребенок должен что-то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь» и передает мяч ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает мяч следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.
Задание 5: отгадать загадки про животных
10, 11, 12, 13, 14, 15 слайды
Зимой белый, летом – серый. (Заяц)
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь.)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
В мае, в хорошую погоду, люди очень любят выезжать на природу отдыхать. Вспомните, пожалуйста, какие запрещающие знаки можно увидеть при входе в лес, на поляне, у водоемов.
Задание 6: нарисовать запрещающие знаки
VI. Рефлексия
О каком месяце мы сегодня беседовали? Что нового вы узнали? Что было наиболее интересно?
Ребята. Давайте сделаем небольшую цветочную полянку. Оценим наше занятие: красный – понравилось, розовый- не очень, голубой - не понравилось. Бумажные цветы прикрепляем на доску.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по теме «Shrovetide (Масленица). Как на Руси провожали зиму и встречали весну»
Урок по теме «Shrovetide(Масленица). Как на Руси провожали зиму и встречали весну» в 3 классе является уроком усвоения новых знаний. Дети знакомятся с традициями проводов зимы и встречи весны в рамках...
Сценарий русского фольклорного праздника: « Зиму провожаем – Весну - Красну встречаем»
Русский фольклорный праздник...
Сценарий семейного праздника "Зиму провожаем, Весну - Красну встречаем"
Семейный праздник с блинами, пирогами, горячим чаем. Проводится на улице. Дети сами лепят чучело Зимы, наряжают его и пытаются разрушить.Здравствуйте, ребята дорогие, ...
"Мы Зиму провожаем, Весну - красну встречаем!"
Познакомить детей с русскими народными традициями и праздниками. Приобщить к духовным ценностям наших предков. ...
Сценарий спортивного праздника для младших школьников "Зиму провожаем,весну-красну встречаем"
К эстафете нужно сформировать 4 команды из 8 человек. Все дети должны иметь спортивную форму одежды. Целями данного мероприятия являются: Пропаганда спорта, как альтернатива негативным привычкам....
Спортивное развлечение "Зиму провожаем, весну встречаем"
в средней группе...
Конспект внеурочного занятия к первому мая "Май весну провожает" для 4 класса
Тема: «Май весну провожает…»Форма проведения: тематическое занятие.Направление внеурочного занятия:Цель: формирование представлений у детей о характерных признаках мая, примета...