Адаптация пятиклассников.
методическая разработка (4 класс)

Моисеенко Елена Николаевна

Материалы содержат методические рекомендации для учителей и педагогов по адаптации пятиклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей по адаптации уч-ся 5 класса

Уважаемые родители!

Переход ученика из начальной школы в основную является важным этапом в его жизни. От того, насколько успешным будет этот переход, зависит дальнейшее обучение ребёнка. Администрация школы проводит опрос родителей для определения степени адаптации учащихся 5 классов к школе.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Внимательно читайте вопрос, все предложенные варианты ответа. Номер варианта ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению, обведите кружком. В вопросах, где не предложены варианты ответа, напишите свой ответ. Постарайтесь вопросы не пропускать. Анкета анонимная, фамилию указывать не нужно.

 1. Охарактеризуйте, пожалуйста, как Ваш ребёнок справляется с усвоением школьного учебного материала? (Выберите только один вариант ответа)

1.1. Плохо усваивает программный материал по всем предметам

1.2. Плохо усваивает материал по одному из основных предметов, допускает много ошибок, неаккуратно выполняет задания

1.3. Допускает редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой

1.4. Допускает небольшие помарки, единичные ошибки

1.5. Хорошо усваивает программный материал по всем предметам, правильно и безошибочно выполняет школьные задания

2. Охарактеризуйте, пожалуйста, как Ваш ребёнок выполняет школьные задания. (Выберите только один вариант ответа)

2.1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию

2.2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определенной степени напряжения

2.3. Иногда ребёнок работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для его завершения

2.4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений

2.5. Ребёнок работает легко, свободно, без особого напряжения

3. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок при выполнении школьных заданий? (Выберите только один вариант ответа)

3.1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого

3.2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого

3.3. Ребёнок иногда обращается за помощью к взрослому, но чаще выполняет задания сам

3.4. Ребёнок работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого

3.5. Ребёнок сам справляется со школьным заданием

4. С каким настроением чаще всего Ваш ребёнок ходит в школу?    (Выберите только один вариант ответа)

4.1. У ребёнка преобладает депрессивное настроение. У ребёнка часто бывают вспышки гнева, злости

4.2. У ребёнка бывают проявления отрицательных эмоций:тревожность, огорчение, иногда страх

обидчивость, вспыльчивость, раздражительность

4.3. У ребёнка иногда бывают проявления сниженного настроения

4.4. Ребёнок спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения

4.5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идет в школу

5. Определите, пожалуйста, повысилась, понизилась или осталась на прежнем уровне, по сравнению с 4 классом, успеваемость Вашего ребёнка.

5.1. Успеваемость повысилась

5.2. Успеваемость понизилась

5.3. Успеваемость осталась на прежнем уровне

5.4. Затрудняюсь ответить

6. Охарактеризуйте, пожалуйста, взаимоотношения Вашего ребёнка с одноклассниками. (Выберите только один вариант ответа)

6.1. Ребёнок замкнут, предпочитает находиться один. Проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся

6.2. Ребёнок предпочитает находиться с детьми, но не вступать с ними в контакт

6.3. Сфера общения ребёнка несколько ограничена: общается только с некоторыми ребятами

6.4. Ребёнок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

6.5. Ребёнок общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых

7. Охарактеризуйте, пожалуйста, взаимоотношения Вашего ребёнка с классным руководителем. (Выберите только один вариант ответа)

7.1. При общении с учителем смущается, говорит тихо, запинается

7.2. Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным

7.3. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам

7.4. Стремится выполнять все требования учителя, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью

7.5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним

8. Оцените, пожалуйста, уровень адаптации Вашего ребёнка к школе на данный момент.

8.1. Низкий уровень адаптации

8.2. Уровень адаптации ниже среднего

8.3. Средний уровень адаптации

8.4. Уровень адаптации выше среднего

8.5. Высокий уровень адаптации

9. Как Вы считаете, что необходимо сделать в школе, для облегчения адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. (Напишите)_______________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________  

 

 

Благодарю Вас за участие в опросе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» Малый педагогический совет

Слайд 2

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» Дата проведения: 0 8.11 2018 г. Время проведения: 15 .00 ч. Место проведения: кабинет №37 ПОВЕСТКА: Особенности организации образовательной деятельности пятиклассников в период адаптации. Характеристика классов. Сравнительный анализ показателей учебной деятельности учащихся по итогам 4 классов и в период адаптации (учителя-предметники, учителя начальных классов). 3. Психологические особенности 5-классников. Адаптация к новому уровню обучения». Педагог- психолог Илюкович Л.Н. 4. Результаты анкетирования учащихся. (зам. директора по УВР Е.Н. Моисеенко) 5. Итоги посещения уроков в 5-х классах (зам. директора по УВР Е.Н. Моисеенко). Рекомендации учителям предметникам. 6. Принятие решения малого педагогического совета.

Слайд 3

Выявить актуальные проблемы каждого ученика и класса в целом в период адаптации. Согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем. Цель:

Слайд 4

АДАПТАЦИЯ Термин " адаптация " обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Слайд 5

Адаптация – приспособление к окружающим условиям АДАПТАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ

Слайд 6

«Из начальной школы в основную» сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей-предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.

Слайд 7

Учебный год/класс Русский язык Математика ОМ УО КО УО КО УО КО 2017-2018 4 класс 100 90 100 97 100 84 Яценко О.В./ Филатова Л.И.

Слайд 9

УО

Слайд 10

КО

Слайд 12

УО и КО в 4-х и 5-х классах

Слайд 13

Сложности организационного и учебного характера 1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. 4. Отсутствие коллективных средств обучения. 5. Наличие большей свободы и самостоятельности. 6. Личностный контакт с учителями.

Слайд 14

Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 8 – 9 предметов 10 – 12 предметов 2 21- 23 часа 28-34 часов 3 1 – 3 учителя 7-13 учителей 4 1 - 2 часа 2 -2,5 часа

Слайд 15

Признаки успешной адаптации: Удовлетворённость ребёнка процессом обучения; Ребёнок легко справляется с программой; Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; Удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Слайд 16

формирование умения учиться в основной школе; формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития; развитие учебной мотивации , интересов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; формирование умения добиваться успеха правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; Основные задачи развития в этот период:

Слайд 17

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ 1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. 2. Уделять особое влияние организации учебного процесса школьника: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); Правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника. 3. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей. 4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их. 5. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку, зарядку для глаз. Должны соблюдаться все санитарно-гигиенические нормы к уроку: температурный режим, освещенность класса, проветривание, нормы применения ТСО, рассадка учащихся и т.д. 6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями. 7. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, 8. Задача учителя – знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. 9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным»

Слайд 18

Памятка для учителей Двойка, а для кого-то и тройка – достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получать спокойную помощь. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.

Слайд 19

Памятка для учителей Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

Слайд 20

Памятка для учителей Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.

Слайд 21

НА ЗАМЕТКУ: В педагогической поддержке каждый учитель должен продемонстрировать себя перед ребенком человеком: сочувствующим – готовым поддержать ребенка в сложной для него ситуации; понимающим – способным адекватно понять то, что хочет ребенок и по поводу чего у него возникли проблемы; конструктивным – способным помочь ребенку отделить понятия «могу» и «хочу»; имеющим свое мнение – способным аргументировано высказаться по поводу ситуации; умеющим уважать мнение другого – способным вести переговоры; управляющим – способным к рефлексии, проектированию и деятельности.

Слайд 22

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Слайд 23

Предмет изменений Деятельность ученика до введения ФГОС Деятельность ученика после введения ФГОС Вид деятельности Пассивное слушание Активные действия Выполнение заданий по указанию учителя Самостоятельный поиск решения поставленной задачи Работа с источниками информации по рекомендации учителя Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей) Использование интернет-ресурсов самостоятельно Переспрашивание заданного вопроса Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) Фронтальная работа Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.) Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника Учителем организована деятельность детей: • по поиску, обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. Взаимодействие ученика и учителя Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя Адаптация к школьному обучению Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная Результаты обучения Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях Оценка деятельности обучающихся Осуществляется учителем Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки

Слайд 24

Решение малого педагогического совета С целью успешной адаптации учащихся 5 классов, на основании итогов классно-обобщающего контроля малый педагогический совет постановляет: Отметить качественную работу по формированию учебной мотивации класса, обеспечению стабильных показателей качества знаний и уровня обученности в 5 а классе (учитель начальных классов Яценко О.В., классный руководитель Пушкарева С.И., учителя предметники, работающие в 5 а классе), в 5 б классе (учитель начальных классов Филатова Л.И., классный руководитель Петренко Т.Е., учителя предметники, работающие в 5 б классе).

Слайд 25

Решение малого педагогического совета Педагогу-психологу Илюкович Л.Н..: - оказывать целенаправленную помощь учащимся и их родителям с целью формирования более высокого уровня межличностных отношений ( в течение года) 4. Классным руководителям Пушкаревой С.И., Петренко Т.Е., а также учителям предметникам, работающим в 5 классах: 4.1. провести анализ причин понижения качества образования по итогам учебной деятельности в первой четверти; 4.2. принять меры по повышению мотивации учащихся; 4.3. разработать действенные меры по удержанию уровня обученности и повышению качества знаний (декабрь 2018г.);

Слайд 26

Решение педагогического совета 5. Классным руководителям 5 –х классов: - довести до сведения родителей итоги малого педсовета (ноябрь 2018 г.). 6. Учителям, работающим в 5 классах; - изучить и использовать в работе с обучающимися рекомендации психолога; - продолжить эффективное использование современных образовательных технологий; - рационально использовать учебное время урока; - соблюдать дозировку домашнего задания; - развивать самостоятельные навыки и инициативность; - учитывать возрастные особенности учащихся; - создавать эмоционально-комфортные условия, ситуацию успеха для адаптации детей, близкие к начальной школе (в течение года); - во избежание психотравмирующих ситуаций при выставлении отметок, для развития мотивации к учению, а не её снижению, рекомендовать ввести «бездвоечное» обучение в течение первого полугодия.

Слайд 27

Решение малого педагогического совета 6.1. Учителям русского языка и литературы Кулешовой Н.М., Сычевой И.В.: работать над повышением методического уровня, изучить требования к современному уроку, требования к уроку в соответствии с ФГОС, соблюдать санитарно-гигиенические требования к уроку; уделять особое внимание словарно-орфографической работе; Работать над совершенствованием навыков чтения использовать специальные упражнения рационально использовать учебное время урока; использовать дифференцированный подход в работе с учащимися; разнообразить виды и формы работы учащихся (в течение года), т.к. преобладает фронтальная работа. Дифференцировать домашние задания, давать задания творческого, поискового характера Следить за организацией учащихся, контролировать дисциплину в течение урока Контроль ТСО!!!!

Слайд 28

Учителям математики Маяк И.В., Замуреевой С.В..: работать над повышением методического уровня, изучить требования к современному уроку, требования к уроку в соответствии с ФГОС; усилить практическую направленность урока; уделять внимание работе с задачей на каждом уроке, использовать ИКТ и игровые формы уроков; отрабатывать вычислительные навыки, навыки устного счета (в течение года); Следить за соблюдением гигиенических требований к уроку (посадка учащихся, нормы использования ТСО, готовность к уроку); Следить за дисциплиной, избегать хоровых ответов, Учить делать выводы по этапам урока Учить работать у доски Учить работать по алгоритму Давать учащимся большей самостоятельности на уроке Строить работу на уроке с позиции формирования УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных) Обратить внимание на объем домашнего задания Активизировать оценочную деятельность с обоснованием критериев оценки Контроль использования ТСО Контроль единого орфографического режима

Слайд 29

Решение малого педагогического совета 7. Учителю истории Утопловой М.А.: работать над повышением методического уровня, изучить требования к современному уроку, требования к уроку в соответствии с ФГОС; совершенствовать и разнообразить формы, методы и приемы работы; Учить формулировать тему и цели урока; - использовать на уроке диалогическую речь (в теч. года); Развивать речь учащихся, развивать устную монологическую речь, наблюдательность и внимание Уделять больше внимания организационным вопросам, следить за посадкой уч-ся. - использовать ИКТ, дидактические игры с целью привития интереса к предмету (в течение года); Активизировать оценочную деятельность

Слайд 30

8. Учителю биологии Петренко Т.Е. работать над повышением методического уровня, изучить требования к современному уроку, требования к уроку в соответствии с ФГОС; Учитывать возрастные особенности учащихся; Уроки проводить в оптимальном темпе, высокий темп-это одна из причин, мешающих 5-классникам качественно усваивать материал; Учить работать самостоятельно по инструкции; Стимулировать самостоятельную д-ть учащихся

Слайд 31

Учитель информатики Петросян А.С. Разнообразить формы работы с учащимися Использовать учебник Учить делать выводы на этапах урока Дифференцировать задания по уровню сложности с учетом индивидуальных особенностей уч-ся Особое внимание на соблюдение гигиенических требований к уроку информатики (контроль применения ТСО, посадка уч-ся, проветривание, физминутка, упражнения для глаз и т.д.)

Слайд 32

Решение малого педагогического совета 9. Классным руководителям 5а, 5 б класса продолжить работу по формированию классного коллектива, корректировке культуры поведения учащихся; С целью сплочения и укрепления классного коллектива, адаптации ребят проводить мероприятия: классные часы, праздники и другие. Поддерживать благоприятный эмоциональный климат,способствовать созданию положительной и дружелюбной атмосферы в ученическом коллективе; развивать у учащихся навыки самостоятельной деятельности (в течение года);



Предварительный просмотр:

Педсовет по теме

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» ноябрь, 2018 г.

Зам. директора по УВР Моисеенко Е.Н.

Слайд 2 ПОВЕСТКА:

  1. Особенности организации образовательной деятельности пятиклассников в период адаптации.  Характеристика классов.
  2. Сравнительный анализ показателей учебной деятельности учащихся по итогам 4 классов и в период адаптации (учителя-предметники, учителя начальных классов).

3. Психологические особенности 5-классников. Адаптация к новому уровню обучения. Педагог- психолог Илюкович Л.Н.

4.  Результаты анкетирования учащихся.  (зам. директора по УВР Е.Н. Моисеенко)

5. Итоги посещения уроков в 5-х классах (зам. директора по УВР Е.Н. Моисеенко). Рекомендации учителям предметникам.

6. Принятие решения малого педагогического совета.

1.ВВЕДЕНИЕ (Выступление зам. Директора по УВР)

Слайд 3 Цель педагогического совета:

  • Выявить актуальные проблемы каждого ученика и класса в целом в период адаптации.
  • Согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем.

Слайд 4. Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Другими словами АДАПТАЦИЯ это приспособление к окружающим условиям.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи,

научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в основной школе и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации образовательной деятельности. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательных отношений.

Слайд 6. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• сменой социальной обстановки;

• изменением роли учащегося;

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• разностью систем и форм обучения;

• нестыковкой программ начальной и основной школы;

• различием требований со стороны учителей-предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – основная цель сегодняшнего педсовета.

     Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. 

Выступление учителей начальных классов. Портрет класса.

Административные итоговые контрольные работы в 4 –х классах:

Входные административные контрольные работы в 5-х классах

Слайд 7.

Русский язык

УО

КО

4а Бердник С.В.

85 (Жукова, Черепахин)

66

5а Пустоварова О.В.

69 (Дарий, Жукова, Черепахин, Щербина)

38

4б Щербакова В.Г.

100

66

5б Пустоварова О.В.

73 (Казачков, Пецкова)

60

Математика

УО

КО

4а Бердник С.В.

80 (Макиенко, Прокопенко, Черепахин)

60

5а Бушнева О.Ф.

93 (Щербина)

57

4б Щербакова В.Г.

93 (Казачков)

79

5б Замуреева С.В.

75 (Казачков, Красилина, Крахмалец)

25

Слайд 9

Слайд 10 Итоги года в 4 классе по основным  предметам

Итоги 1 четверти  в 5 классе по основным  предметам

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Окружающий мир/

Биология, география, история, обществознание

УО

КО

УО

КО

УО

КО

УО

КО

100

(Прокопенко)

69

100

69

100

88

100

88

100

53

100

87

100

87

100

93

100

71

100

79

100

100

100

93

100

(Постыка)

75

100

83

100

92

100

100

Биология

География

История

Общество

УО

КО

УО

КО

100

93

100

93

100

93

100

93

100

100

100

100

100

100

100

100

Итоги ВПР по русскому языку в 4 классе

 

Количество обучающихся

всего в ОО

участвующих в ВПР

% участия

30

30

100

Предмет

Кол-во вариантов

(номера вариантов)

Итоги 2016-2017 уч.года/итоги выполнения работы ВПР

«5»

% от числа обучающихся/ участников

«4»

% от числа обучающихся/ участников

«3»

% от числа обучающихся/ участников

«2»

% от числа обучающихся/ участников

%  обученности

%  качества

средний

балл

русский язык

итоги 2016-

2017уч.года

5

16,6%

16

53,3%

8

26,6%

1

6,6%

96,6%

70%

3,83

итоги

выполнения работы ВПР

2 (8,17)

3

10%

13

43,3%

10

33,3%

4

13,3%

86,67%

53,3%

3,5

Предмет

Количество  обучающихся,  

подтвердивших  

результаты по предмету

Количество  обучающихся,  

выполнивших  

работы на более  высоком уровне

Причины

Количество  обучающихся,  

выполнивших  

работы на более  низком  уровне

Причины

кол-во

%  от участников

кол-во

%  от участников

кол-во

%  от участников

русский

язык

18

60%

2

6,66%

Повышенная мотивация к изучению родного языка

10

33,33%

Пониженная мотивация к изучению родного языка

Итоги ВПР по русскому языку в 5 классе

  • Результаты ВПР свидетельствуют об объективной оценке качества образования, проводимой внутри школы.
  • Результаты ВПР выявили проблемы отдельных учащихся и должны способствовать принятию мер для их устранения: от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона.

Слайд 16 Преемственность

Слайд 17 Сложности организационного и учебного характера (обсуждение).

Обсудим в чем проявляются сложности организационного и учебного характера.

  Основные трудности, отмеченные в ходе наблюдения и посещения уроков по основным предметам, касаются самоорганизации учеников на уроках и во время перемен. Новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, произвольности часто заполняется стихийной деятельностью, как правило, общением, к чему в данный возрастной период наблюдается и большее предрасположение. Новый уровень сложности домашнего задания также приводит к тому, что часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности по самостоятельной работе с учебным материалом.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

5. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

8. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя. В данном перечне мы обозначили далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д.

Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе.

9. Выступление педагога-психолога Л.Н. Илюкович. Адаптация пятиклассников, уровень тревожности.

10. Выступления учителей-предметников……..

Поэтому  смысл адаптационного  периода  в школе состоит в том,  чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Слайд 19

Вывод: Следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации в школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис одиннадцати лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.

Слайды 31-32+ Основные задачи на этапе адаптации + Рекомендации учителям –предметникам

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:

- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

- правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать  урок со звонком;  

     готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни    учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;  отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо
прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику,       стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть
с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

8.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими  инструкциями.

9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
10.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний. Найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей, контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.

11.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

12.Введите правило среди учащихся помогать больным,  передавать им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

13.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала,  своевременно прийти на помощь.

14.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

15.Учитесь учить не уча.

Слайд 33-36 Памятка для учителя и на заметку

В этот период классный руководитель и есть та «путеводная звезда», которая поможет найти выход и преодолеть менее болезненно период адаптации. Каждый классный руководитель определяется в программе развития учащегося с учётом преемственности и периодом адаптации (от 1 месяца до 1 года). Слово классному руководителю 5 класса.

 

Решение педагогического совета

С целью успешной адаптации учащихся 5 классов, на основании итогов классно-обобщающего контроля малый педагогический совет постановляет:

  • Отметить качественную работу по формированию учебной мотивации класса, обеспечение стабильные показатели качества знаний и уровня обученности  в 5 а классе (учитель начальных классов Бердник С.В., классный  руководитель  Пустоварова О.В., учителя предметники,  работающие в 5 а классе), в 5 б классе (учитель начальных классов Щербакова В.Г., классный  руководитель  Колесникова Л.Н., учителя предметники,  работающие в 5 б классе).  

Педагогу-психологу Илюкович Л.Н..:

  • - оказывать целенаправленную помощь учащимся и их родителям с целью формирования более высокого уровня межличностных отношений (в течение года)

4. Классным  руководителям  Пустоваровой О.В. И Колесниковой Л.Н., а также учителям предметникам, работающим в   5  классах:

  • 4.1. провести анализ причин понижения  качества знаний по итогам учебной деятельности в первой четверти;
  • 4.2. принять меры по повышению мотивации учащихся;
  • 4.3. разработать действенные меры по удержанию уровня обученности и повышению качества знаний (декабрь 2017 г.);

5. Классным руководителям 5 –х классов:

  • -  довести до сведения родителей итоги малого педсовета (ноябрь 2017 г.).

6. Учителям, работающим в 5 классах;

  • - изучить и использовать в работе с обучающимися рекомендации психолога;
  • - продолжить эффективное  использование современных образовательных  технологий;
  • - рационально использовать учебное время урока;
  • - соблюдать дозировку домашнего задания;
  • - развивать самостоятельные навыки  и инициативность;
  • -  учитывать возрастные особенности учащихся;
  • - создавать эмоционально-комфортные условия, ситуацию успеха для адаптации детей,  близкие к начальной школе (в течение  года);
  • -  во избежание психотравмирующих ситуаций при  выставлении отметок,  для развития мотивации к учению, а не её снижению, рекомендовать ввести «бездвоечное» обучение в течение первого полугодия.

Учителям русского языка и литературы  Пустоваровой О.В., Сычевой И.В.:

  • работать над повышением методического уровня, изучить требования к современному уроку, требования к уроку в соответствии с ФГОС;
  • уделять особое внимание словарно-орфографической работе;
  •  рационально использовать учебное время урока;
  •  использовать дифференцированный подход в работе с учащимися;
  •  разнообразить виды и формы  работы учащихся (в течение года).
  • Дифференцировать домашние задания, давать задания творческого, поискового характера

6.2. Учителям математики Бушневой О.Ф., Замуреевой С.В..:

  • работать над повышением методического уровня, изучить требования к современному уроку, требования к уроку в соответствии с ФГОС;
  • усилить практическую направленность урока; уделять внимание работе с задачей на каждом уроке,
  • использовать ИКТ и игровые формы уроков;
  • отрабатывать вычислительные навыки, навыки устного счета  (в течение года);
  • Следить за соблюдением гигиенических требований к уроку (посадка учащихся, нормы использования ТСО);
  • Давать учащимся большей самостоятельности на уроке
  • Строить работу на уроке с позиции формирования УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных)
  • Обратить внимание на объем домашнего задания

Учителю истории Вахитаеву Р.М.:

  • работать над повышением методического уровня, изучить требования к современному уроку, требования к уроку в соответствии с ФГОС;
  •  совершенствовать и разнообразить формы, методы и приемы работы;
  • - использовать на уроке диалогическую речь (в теч. года);
  • Развивать речь учащихся, развивать устную монологическую речь, наблюдательность и внимание
  • Уделять больше внимания организационным вопросам

- использовать ИКТ, дидактические игры с целью привития интереса к предмету (в течение года);

Классным руководителям  5а, 5 б класса

        продолжить работу по формированию классного коллектива, корректировке культуры поведения учащихся;

  • способствовать созданию положительной и дружелюбной атмосферы в ученическом коллективе;
  •  развивать у учащихся навыки самостоятельной деятельности (в течение года);



Предварительный просмотр:

Анкета для учителя

1. Всего учащихся в классе –

2. Отличники –

3. Успевают на «4» и «5» -

4. Нуждаются в углубленном, ускоренном или другом обучении –

5. Ученики с одной тройкой (предмет, причина) –

6. Школьники с хорошими потенциальными возможностями, развивающиеся медленно –

7. Учащиеся с учебными затруднениями (причины) –

8. Ученики с ослабленным здоровьем (требования к рассаживанию слабовидящих, слабомыслящих и других учащихся) –

9. Леворукие учащиеся (левши) –

10. Одарённые, талантливые дети –

11. Ученики из малообеспеченных семей –

12. Дети, пережившие горе (потеря близких и др.), стресс, у которых есть семейные проблемы

13. Учащиеся с элементами социальной и педагогической запущенности –

14. Школьники с поведенческими проблемами –



Предварительный просмотр:

Рекомендации учителям по адаптации 5-классников

Испытывали ли вы некую скованность, попав на новое место работы, где для вас все незнакомо: начальство, сотрудники, само здание, в котором вам придется работать? Наверняка на заре вашей карьеры вы испытывали стресс и ощущали себя выброшенным за борт огромного корабля под названием "Привычная жизнь", пытались осторожно ощупывать почву или же наоборот, бросались в омут с головой. Вы столкнулись с незнанием, неопытностью, непониманием, новыми отношениями в коллективе. Возможно, иногда вам хотелось все бросить и уйти?

Мы не зря начали эту статью именно с такого сравнения, потому что, по нашему мнению, примерно так и чувствует себя пятиклассник, перешагнувший рубеж начальной и средней школы. Из привычной среды, где все было довольно просто и знакомо, он попадает в бушующий океан старшей школы, где царят свои законы и правила, где так много нового, что подчас хочется спрятаться от всего, что вдруг свалилось на его еще неокрепшие плечи.

"Мне бы эти проблемы" - можете сказать вы. Да, с высоты возраста и жизненного опыта такого рода дискомфорт может показаться ничтожным. Но если применить немного эмпатии, смешанной с воспоминаниями о себе в возрасте 9-10 лет, то может вырисоваться довольно четкая картина. Давайте рассмотрим, что же все-таки способствует формированию стрессового состояния у пятиклассника:

  • Появление большого количества новых учителей.  Ко всем им нужно привыкнуть, запомнить и научиться четко выполнять требования каждого;
  • Новый, непривычный режим;
  • Большое количество кабинетов, расположение и номера которых нужно запомнить, умудрившись не заблудиться в новом здании школы;
  • Новый коллектив. Учитывая современную тенденцию формирования профильных классов, после младшей школы ребенок может оказаться в совершенно новом коллективе, где он никого не знает. Ему снова приходится находить в нем свое место, заводить друзей;
  • Новый, незнакомый классный руководитель;
  • Конфликты со старшеклассниками. В средней школе, пятиклассник - новичок. Он самый маленький и неопытный. В связи с этим может нарастать волнение, связанное с проблемами со старшеклассниками, которые часто могут возникать в коридоре, туалете или столовой.
  • Возрастает и темп работы. Приходится быстрее писать, быстрее читать  и соображать. Увеличивающийся объем информации не всегда успевает правильно накопиться и усвоиться. Те, кто раньше писал медленно, не успевают записывать под более быструю диктовку учителя. Отличающиеся особой медлительностью - дойти до нужного кабинета вовремя и т.д.
  • Возрастают объемы домашнего задания, требования к оформлению работ и их выполнению;

По данным психологов, нарастающая ответственность может вызывать у детей быстро возникающую тревожность, неуверенность и появление различного рода страхов: не вписаться в коллектив, не соответствовать новым требованиям, боязнь быть не таким как остальные. Постоянный страх несоответствия новым стандартам и ожиданиям окружающих может приводить к тому, что даже способный ребенок не будет в полной мере проявлять свои возможности.

Очень часто специфическая ситуация может складываться и дома, когда родители ребенка, подверженного стрессам, начинают делать упор лишь на "хорошем образовании" и"успешном будущем", пугая тем, что нужно обязательно хорошо учиться, иначе его ждет работа дворника или грузчика на рынке (список можно продолжать бесконечно). Все свободное время ребенка начинает занимать учеба. В таких случаях продуктивность ранее способного ученика падает ввиду растущего давления даже со стороны домашних и отсутствия ситуаций, дающих выход стрессу. И наоборот, дети, которые помимо учебы занимаются танцами, различными видами спорта, рукоделием или музыкой, проявляют более высокую сопротивляемость к стрессу.

Весомой фигурой в жизни пятиклашки выступает и классный руководитель. При переходе из младшей школы, ребенок нуждается в своего рода наставнике, который мог бы дать небольшой толчок к началу новой жизни, помог и объяснил, как быстрее научиться соблюдать новые правила внутри класса и школы, подсказал, что стоит сделать, чтобы лучше соответствовать новым требованиям учителей.

Стресс может быть связан и с переменой ценностей младшего подростка, когда взамен ранее ведущей учебной деятельности приходит общение (со сверстниками, взаимоотношения с учителями и т.д). В связи с этим, процесс адаптации может несколько осложняться ввиду того, что не каждому школьнику это удается легко, поэтому участие в нем педагогов крайне необходимо.

Учителям-предметникам также важно помнить о специфике привыкания детей к новым условиям и делать на это поправку. Например, нередки ситуации, когда легкое волнение ученика перед ответом у доски способствует мобилизации его сил, повышает ответственность, ускоряет реакцию. Однако, если легкое волнение замещается сильной тревогой, то это приводит к значительному ухудшению его результатов или вовсе к отказу от выполнения задания, что в итоге сказывается на успеваемости. В таких ситуациях ребенку очень важно чувствовать поддержку учителя, которую можно оказать словами типа:"Ты зря сомневаешься в своих силах. Я знаю, что ты сможешь".

"Зная тебя и насколько ты способный, я уверена, что у тебя все получится. Давай попробуем, я тебе помогу!".

При этом можно слегка похлопать ребенка по плечу и приободрить шуткой или улыбкой. Хороши также фразы:

  • "Ты делаешь все правильно/очень хорошо/очень красиво";
  • "Это более сложное задание, но я знаю, что ты к нему готов";
  • "У тебя есть идеи? Поделись с нами."
  • "Ты на правильном пути, продолжай в том же духе"

Использование подобных фраз помогает создать ситуацию успеха на уроке и поощрить тех, кто не уверен в своих силах.В случае же, когда стоит продемонстрировать ваше разочарование, можно использовать фразы типа:

  • "Зная о твоих способностях, я думаю, ты мог бы сделать и лучше. Постарайся в следующий раз улучшить результат";
  • "Мне жаль, что твои результаты в этот раз печальные, тебе стоит подтянуть …. и в следующий раз будет лучше";
  • "Тебе стоит повторить предыдущую тему";

Таким образом, следует уделить особое внимание формированию у ребенка правильного отношения к ошибкам, как к способу более углубленного изучения материала, а не унижения. Важно, чтобы ошибки не воспринимались как проигрыш, нечто наказуемое и недопустимое. Поэтому стоит обязательно проводить разъяснительные беседы с родителями на собраниях.

Вот некоторые рекомендации, которые будут особенно полезны классным руководителям.

При работе с родителями:

  • На первом родительском собрании классному руководителю необходимо рассказать родителям о новых учителях или, еще лучше, дать им самим представиться и рассказать о своих методах работы, требованиях, критериях выставления оценок и прочем. Объясните, что не стоит наказывать ребенка за малейшие ошибки или невысокие оценки, а пытаться узнать, где в знаниях ребенка появился пробел или возникло непонимание.
  • Разрешите родителям время от времени консультироваться с вами по тем или иным вопросам, связанным с обучением, при этом четко очертив дозволенные границы (например, письма, звонки с 17.00 до 19.00, личные встречи по определенным дням и т.д).
  • Объясните, что первое время ученикам стоит носить бейджи с их именами для лучшего запоминания имен одноклассников, а также быстрого запоминания их имен учителями.
  • Дайте понять, что работа вас и родителей пятиклассников должна быть направлена на укрепление у детей уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неудач и что необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в стрессовых ситуациях.
  • Объясните родителям, что стоит относиться с пониманием к трудностям, с которыми сталкивается их ребенок при переходе в старшую школу, а также помогать ему постепенно привыкать к самостоятельности и ответственности, научить подготавливать свое рабочее место к работе, планомерно выполнять домашние задания. При возникновении сложностей с выполнением домашнего задания, не отказывать в помощи и не делать задания за ребенка.
  • Попросите также не обсуждать с ребенком учителей, формируя тем самым негативное отношение ребенка к конкретному предмету.
  • По возможности, стимулируйте родителей так организовать свободное время ребенка, чтобы  в нем было место для посещения спортивных секций, бассейна или танцев, прогулок на свежем воздухе, полноценного и здорового отдыха. И самое главное - обеспечить эмоциональный комфорт дома.
  • Расскажите родителям, что очень важно хотя бы раз в неделю находить время, свободное от рабочих или домашних забот, и интересоваться школьными успехами ребенка. Пусть ребенок расскажет вам о своих одноклассниках и взаимоотношениях с ними, школьных предметах и учителях. Необходимо запоминать имена, даты, детали событий, о которых сообщает ребенок, используя их как опорную информацию для последующих разговоров, демонстрируя свою вовлеченность в его жизнь.
  • Объясните, что лучше регулярно поддерживать связь с учителем, узнавая об успехах ребенка, чем обращаться к нему, когда ситуация уже крайне запущена.

При работе с детьми:

  • Постарайтесь грамотно осуществить рассаживание детей в классе, с учетом их индивидуальных особенностей.
  • По возможности, ознакомьтесь с медицинскими картами учеников, узнайте о возможных проблемах со здоровьем, чтобы в случае критических ситуаций быть готовым к тем или иным действиям. Также не помешает узнать и об условиях проживания некоторых ребят, взаимоотношениях в их семьях.
  • Поддерживайте связь со школьным психологом. Приглашайте его на классные часы для проведения тестирований, выявляющих уровень адаптации детей или проводите их сами, впоследствии обсуждая результаты со специалистом.
  • На классном часе ознакомьте детей с возможными трудностями, которые им предстоят и способах их решений, расскажите о некоторых чисто организационных мерах.

Многие обязанности, касающиеся адаптации пятиклассников, лежат на плечах классных руководителей. Что же касается учителей-предметников, то помощь в адаптации учеников является и их ответственностью тоже.

Вот некоторые рекомендации учителям-предметникам:

  • Высокий темп - это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал.
  • Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
  • Познакомьте учеников с более рациональными способами выполнения домашнего задания по вашему предмету.
  • Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и поощряйте его за это.
  • Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.
  • Работайте в тандеме с классными руководителями для лучшего понимания особенностей класса.
  • Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.
  • Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.

И помните, что при вашем неравнодушном участии, проблемный период в жизни пятиклашек очень скоро закончится, вознаградив вас активными и способными учениками. Пусть ваша планомерная работа как классного руководителя, так и учителя-предметника будет продиктована пониманием, толерантностью и любовью к ребенку, как крепнущему и растущему человеку, которому суждено стать особенным и талантливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики диагностики адаптации пятиклассников

В данном сборнике представлены 4 методики диагностики адаптации пятиклассников: "Тест школьной тревожности Филлипса", методика "Цветные письма", методика "Открытое письмо родным", методика "Чувства в ...

Адаптация пятиклассников

Презентация для родителей, которую классный руководитель может использовать на родительском собрании....

Как помочь в адаптации пятикласснику

Как помочь в адаптации пятикласснику...

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе

Родительское собрание«Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене» «Люди вместе могут совершить то,чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение с...

Родительское собрание: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Все, что происходит со школьником в данный период, способствует его взрослению и развитию самостоятельности, он учится организовывать свою деятельность, оценивать себя, строить взаимоотношения н...

Родительское собрание, 4 класс.Тема:" Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе."

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка в среднем звене....