Программа «Школа здоровья»
рабочая программа (4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
- сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
- воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» направлена на решение этих задач.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных
заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у
младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
травматизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zdorovya.doc | 416 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»
.
|
Программа
«Школа здоровья»
Программу составила
учитель высшей категории
Миронова Н.Б.
Смоленск 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
- сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
- воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» направлена на решение этих задач.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных
заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у
младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
травматизма.
Программа кружка «Школа здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у
обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется
во взаимосвязи знаний, умений, навыков, система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического
и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую
степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности
содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи
укрепления здоровья школьника.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё
здоровье и здоровье окружающих людей.
Программа «Школа здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов 1 час в неделю.
1 класс – предусматривает 32 часа, 2-4 класс – 34 часа.
Программа включает три основных раздела:
1. Секреты здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительный
3. Профилактика детского травматизма.
Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
На изучение каждого раздела отводится по 1 часу в неделю, 33 часа в год в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах.
В ходе изучения основных разделов программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся:
- составлять режим дня;
- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;
- управлять своими эмоциями;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- включать в свой рацион питания полезные продукты;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | Секреты здоровья | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
рассказ | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
работа над проектом | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
викторина | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
игра в сети Интернет | III уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. | ||
просмотр фильма | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
выполнение упражнений | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
2 | Физкультурно-оздоровительный | подвижные игры | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
спортивные игры, эстафеты | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
3 | Профилактика детского травматизма | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
рассказ | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
экскурсия | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
просмотр фильма | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
игра | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
моделирова-ние ситуации | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Секреты здоровья
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Физкультурно-оздоровительный Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Профилактика детского травматизма
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (32 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Всего | проведено | ||
Раздел «Секреты здоровья» | |||
Режим дня. | 1 | ||
Утренняя зарядка. | 1 | ||
Сон – лучшее лекарство. | 1 | ||
Наши друзья – вода и мыло. | 1 | ||
Чтобы зубы не болели. | 1 | ||
Гимнастика для глаз. | 1 | ||
«Рабочие инструменты» человека. | 1 | ||
Гигиена кожи. | 1 | ||
Чтобы уши слышали. | 1 | ||
Осанка – стройная спина. | 1 | ||
Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | 1 | ||
Самые полезные продукты. | 1 | ||
Лекарства в лесу. | 1 | ||
Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья». | 1 | ||
Раздел «физкультурно-оздоровительный» | |||
15. | Подвижные игры. | 1 | |
16. | Спортивные игры и эстафеты. | 1 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма | |||
1. Правила дорожного движения | |||
17. | Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | |
18 | Правостороннее движение пешеходов по тротуарам. | 1 | |
19 | Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару» | 1 | |
20. | Красный, жёлтый, зелёный. | 1 | |
21. | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 1 | |
22. | Экскурсия «Дорожные знаки» | 1 | |
23. | Участники дорожного движения. | 1 | |
24. | Экскурсия «Мы – пешеходы». | 1 | |
25. | Виды транспортных средств. | 1 | |
2. Правила пожарной безопасность | |||
26 | Огонь – друг или враг? | 1 | |
27 | Где дым, там и огонь. | 1 | |
28 | Спички детям – не игрушка. | 1 | |
3. Правила поведения в быту | 1 | ||
Опасность у нас дома. | 1 | ||
29 | Безопасность при общении с домашними животными. | 1 | |
4. Правила поведения в природе | 1 | ||
Если солнечно и жарко. | 1 | ||
30 | Если на улице дождь и гроза. | 1 | |
31 | Правила безопасности на воде. | 1 | |
32 | Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» | 1 | |
Итого | 32 |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Всего | проведено | ||
Раздел «Секреты здоровья» | |||
1 | Настроение в школе и дома. | 1 | |
2 | Поведение в школе. | 1 | |
3 | Болезни глаз. Как их предупредить. | 1 | |
4 | Слух - большая ценность для человека. | 1 | |
5 | Профилактика кариеса. | 1 | |
6 | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. | 1 | |
7 | Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений. | 1 | |
8 | Режим питания. | 1 | |
9 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 1 | |
10 | Работа над проектом по теме «Основа здорового питания». | 1 | |
11 | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | 1 | |
12 | Гигиена тела и души. | 1 | |
13 | Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть». | 1 | |
Раздел «Физкультурно-оздоровительный» | |||
14 | Подвижные игры. | 1 | |
15 | Спортивные игры и эстафеты. | 1 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | |||
1. Правила дорожного движения | |||
16 | Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. | 1 | |
17 | Светофор и его виды. | 1 | |
18 | Экскурсия «Элементы улиц и дорог». | 1 | |
19 | Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. | 1 | |
20 | Экскурсия «Дорожные знаки» | 1 | |
21 | Правила поведения на загородной дороге. | 1 | |
22 | Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке. | 1 | |
23 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | |
24 | Причины ДТП. | 1 | |
25 | Тормозной путь транспорта. | 1 | |
26 | Памятка велосипедиста. | 1 | |
27 | Экскурсия «Велосипедная дорожка» | 1 | |
2. Правила пожарной безопасность | |||
28 | Чтобы огонь не причинил вреда. | 1 | |
29 | Правила поведения в случае пожара в квартире. | 1 | |
3. Правила поведения в быту | |||
30 | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 | |
31 | Если ты ушибся или порезался. | 1 | |
Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело. | 1 | ||
4. Правила поведения в природе | |||
32 | Правила безопасности в любую погоду. Гололёд. | 1 | |
33 | Как уберечься от мороза. | 1 | |
34 | Обобщение по разделу. Игра «Светофор здоровья». | 1 | |
Итого | 34 |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Всего | Проведено | ||
Раздел «Секреты здоровья» | |||
1 | Вредные привычки. | 1 | |
2 | Азбука питания. | 1 | |
3 | Как избежать отравлений. | 1 | |
4 | Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. | 1 | |
5 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | |
6 | Сам себе доктор. Су-Джок терапия. | 1 | |
7 | Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью». | 1 | |
8 | Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья». | 1 | |
Раздел «Физкультурно-оздоровительный» | |||
9 | Подвижные игры. | 1 | – |
10 | Спортивные игры и эстафеты. | 3 | |
11 | Игры разных народов. | 2 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | |||
1. Правила дорожного движения | |||
12 | Игра-путешествие «В стране дорожных знаков». | 1 | |
13 | Элементы улиц и дорог: дорожная разметка. | 1 | |
14 | Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. | 1 | |
15 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | |
16 | Железнодорожный переезд. | 1 | |
17 | Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | |
18 | Работа над проектом по теме «Безопасный путь». | 1 | |
19 | Игра «Школа светофорных наук». | 1 | |
2. Правила пожарной безопасности | |||
20 | Как вести себя во время пожара | 1 | |
21 | Азбука пожарной безопасности. | 2 | |
3.Правила поведения в быту | |||
22 | Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе. | 2 | |
4. Правила поведения в природе | |||
23 | Как уберечься от укусов насекомых. | 2 | |
24 | Как уберечься от ушибов и переломов. | 2 | |
26 | Правила безопасности во время грозы. | 1 | |
27 | Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | 2 | |
Итого | 34 |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Всего | Теория | ||
Раздел «Секреты здоровья» | |||
1 | Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. | 1 | |
2 | Профилактика инфекционных болезней. | 1 | |
3 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | 1 | |
4 | Основные виды травм у детей школьного возраста. | 1 | |
5 | Первая медицинская помощь при кровотечении. | 1 | |
6 | Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 | |
7 | Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. | 1 | |
8 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | |
9 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена). | 1 | |
10 | Работа над проектом по теме «Секреты здоровья». | 1 | |
11 | Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья». | 1 | |
Раздел «Физкультурно-оздоровительный» | |||
12 | Подвижные игры. | 3 | |
13 | Спортивные игры и эстафеты. | 3 | |
14 | Игры разных народов. | 3 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | |||
1. Правила дорожного движения | |||
15 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | 1 | |
16 | Экскурсия «Мы пассажиры». | 1 | |
17 | Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. | 1 | |
18 | Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге. | 1 | |
19 | Опасная ситуация. | 1 | |
20 | Этого могло не случиться. | 1 | |
2. Правила пожарной безопасности | |||
21 | Что я расскажу младшему брату о пожаре? | 1 | |
22 | Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии. | 1 | |
23 | Отравляющие ядовитые газы. | 1 | |
3. Правила поведения в быту | |||
24 | Безопасное поведение в быту. | 1 | |
4. Правила поведения в природе | |||
25 | Правила техники безопасности для туриста. | 1 | |
26 | Средства и способы спасения утопающих. | 1 | |
27 | Поведение во время наводнения, штормового предупреждения. | 1 | |
28 | Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность» | 1 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Школа Здоровья"
Главной целью данной программы является укрепление здоровья младших школьников и формирование сознательного к нему отношения. Основной принцип- комплексный подход к пониманию здоровья и взаимосвязи ду...
Воспитательная программа "Школа здоровья"
В эту программу нужно будет добавить сведения о вашем классе....
Программа "Школа здоровья"
Программа "Школа здоровья" для 1-4 классов...
Программа Школа Здорового Образа Жизни
Пояснительная запискаЗдоровье обучающихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов.По...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...
Программа "Школа здоровья"
Программа для внеурочной деятельности...
Рабочая программа_Школа здоровья
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между потребностью общества в здоровых кадрах и ростом заболеваем...