Воспитательная программа "Школа здоровья"
материал на тему

Коробейщикова Наталья Сериковна

В эту программу нужно будет добавить сведения о вашем классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_zdorovya.docx496.54 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Сухомлинский писал: 

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

    Паспорт программы

Название программы

«Школа здоровья»

Сроки реализации

1 класс (2014 - 2015 уч. год)

Основания для разработки программы

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция о правах ребёнка

Устав школы

Заказчик программы

Отдел образования, образовательная система школы, родители

Разработчик программы

Коробейщикова Н.С.

Участники программы

Учащиеся 1 «Б» класса, классный руководитель, родители, учителя-предметники (музыка, физическая культура), школьная медсестра.

Краткая аннотация

    Программа по воспитательной работе называется «Школа здоровья»: учитель - ученик - родители.

     Именно в этом союзе возможно осуществление всех воспитательных задач.

     Программа направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.

Предполагаемые результаты реализации программы

     Улучшение социально - психологического климата в классном коллективе.

     Активное участие родителей в жизни класса.

     Рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях.

     Стабильность показателей физического психического здоровья детей.

     Активизация интереса учащихся к занятиям физической культуры.

      Высокий уровень сплочённости детского коллектива.

      Способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Связи, устанавливаемые для реализации программы.

Внутренние: классный руководитель, социальный педагог, школьный библиотекарь.

Внешние: библиотека, спортивные секции, кружки.

Критерии результативности

Автоматизм навыков личной гигиены.

Снижение уровня заболеваемости.

Повышение качества обученности.

Управление программой

Осуществляется классным руководителем. В основу программы положена коллективная творческая деятельность детей, родителей, педагога.

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется зам. директора по воспитательной работе, специалистом отдела образования.

Пояснительная записка

       В настоящее время проблема воспитания здорового поколения приобретает всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

       Поэтому основным стержневым направлением воспитательной деятельности, на мой взгляд, является стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей. Это поднимает воспитательный процесс до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников.

       Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Ухудшение здоровья школьников обусловлено ухудшением социально-экономической и экологической обстановкой, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят возле телевизора, за компьютером, ведут малоподвижный образ жизни.        Кроме того, было выявлено, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о ЗОЖ. Анализ анкет показал, что дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и ЗОЖ, потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям, расширять знания о кукольном театре и большое желание готовить и показывать кукольные спектакли.

      Эти результаты явились поводом к созданию программы работы классного руководителя по реализации данных запросов детей. Предлагаемая программа «Школа здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.

Концептуальные идеи программы.

Цель программы:

- создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;

- формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;

- использование полученных знаний в повседневной жизни;

- создание условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребёнка,

- пропаганда здорового образа жизни.

В основу программы положены принципы формирования ЗОЖ:

принцип актуальности призван обеспечить учащихся наиболее важной и своевременной гигиенической информацией;

принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объём информации, переход от простого к сложному;

- в соответствии с принципом положительного ориентирования уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье;

принцип активного обучения и воспитания способствует устойчивому закреплению знаний и навыков по ЗОЖ;

принцип иллюстративности предполагает сочетание изложения информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие;

принцип последовательности предусматривает поэтапное изучение основных блоков и их логическую преемственность;

- принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления;

- принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся, этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

Чтобы реализовать цели программы, определены следующие задачи:

- создать элементарное представление об основных понятиях ЗОЖ;

- создать условия для воспитания потребности в ЗОЖ;

- добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;

- обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся;

- способствовать творческому самовыражению учащихся.

Участники программы:

- учащиеся 1 класса;

- классный руководитель;

- родители;

Предлагаемый результат реализации программы.

       Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперёд.

Прогнозы:

- стабильность показателей физического психического здоровья детей;

- активизация интереса учащихся к занятиям физической культуры;

- высокий уровень сплочённости детского коллектива;

- активное участие родителей в делах класса;

- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Критерии результативности.

- автоматизм навыков личной гигиены;

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение качества обученности;

Направления воспитательной работы:

Учение

Цель: развитие познавательной активности.

Задачи:

- формирование потребности в самообразовании;

- развитие умений и навыков в учебной деятельности;

- развитие самостоятельности мышления.

Формы реализации:

 - олимпиады по предметам;

- викторины;

- КВНы;

- интеллектуальные игры.

Здоровье

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: - приобщение детей к здоровому образу жизни;

- обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурением.

Формы реализации:

- лекции, беседы;

- конкурсы рисунков;

- спортивные соревнования;

- ролевые игры.

Творчество

Цель: развитие творческой активности.

Задачи: - развитие индивидуальных способностей;

- развитие творческого воображения.

Формы реализации:

- конкурсы;

- выставки;

- концерты;

- экскурсии.

Работа с родителями.

       Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, воспитании и развитии в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- открытые уроки и мероприятия;

- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

  1. Проведение классных родительских собраний (один раз в четверть):

сентябрь «Вот и стали мы на год взрослее»

октябрь «Секреты здоровья ребёнка»

декабрь «Можно и нельзя в нашей семье»

февраль «Телевизор и компьютер в жизни семьи»

март «Эмоции положительные и отрицательные»

май «Итоговое родительское собрание»

  1. Проведение индивидуальных бесед с родителями (еженедельно):

а) эмоциональные проблемы учащихся;

б) консультации психолога по запросам родителей;

в) консультации учителей-предметников.

  1. Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса.
  2. Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания учащихся (еженедельно).
  3. Участие родителей в жизни класса.

Содержание деятельности

Тематическое

направление

I четверть                      СЕНТЯБРЬ

1-неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-неделя

УЧЕНИЕ

(классный час)

День

Знаний

«Первый раз в первый класс!»

Выбор актива класса,

распределение

поручений

Экскурсия в медицинский кабинет

Экскурсия в школьную библиотеку «Комната сказок»

ЗДОРОВЬЕ

Озеленение и создание уюта в классе

Медицинский осмотр

День здоровья

ТВОРЧЕСТВО

Конкурс поделок

«Лесное чудо».

Изготовление закладки для книг из открытки (без клея)

Тематическое

направление

ОКТЯБРЬ

1-неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-неделя

УЧЕНИЕ

(классный час)

«День пожилого человека» изготовление открыток

Беседа «Я-Гражданин»

Осенняя ярмарка

Подведение итогов работы за

I четверть

ЗДОРОВЬЕ

Беседа шк.

медсестры

«Твой режим дня»

ПДД «Как нужно вести себя в общественном транспорте»

ПДД «Опасные забавы»

ТВОРЧЕСТВО

Конкурс рисунков «Золотая осень»

Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни».

Тематическое

направление

II четверть                       НОЯБРЬ

1-неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-неделя

УЧЕНИЕ

(классный час)

О

С

Е

Н

Н

И

Е

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы

День солидарности в борьбе с терроризмом.

«Нам этого забыть нельзя!»

Закон об охране природы

День Матери

ЗДОРОВЬЕ

Соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья»

Викторина

«Секреты

здоровья»

ТВОРЧЕСТВО

Изготовление кормушек для птиц

Творческая мастерская

«Подарок маме»

Тематическое

направление

ДЕКАБРЬ

1-неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-неделя

УЧЕНИЕ

(классный час)

Знакомство с историей рождественской ёлки

Беседа «Как справляют новый год люди разных широт»

Новогодний праздник «Волшебные приключения у новогодний ёлки»

Подведение итогов за

II четверть

ЗДОРОВЬЕ

Операция «Чистые  руки»

ПДД  «Береги своё здоровье»

ТВОРЧЕСТВО

Изготовление новогодних украшений из бумаги

Изготовление праздничной газеты

Тематическое

направление

III четверть                       ЯНВАРЬ

1-неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-неделя

УЧЕНИЕ

(классный час)

З

И

М

Н

И

Е

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы

Беседа «Что мне нравится в школе»

Викторина «Мы крутим глобус»

Беседа – диалог «Патриоты нашей Родины»

ЗДОРОВЬЕ

Путешествие в Мойдодырию

Вредные привычки

ТВОРЧЕСТВО

Изготовление открыток именинникам

Тематическое

направление

ФЕВРАЛЬ

1-неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-неделя

УЧЕНИЕ

(классный час)

П р е д м е т н ы е   н е д е л и

Неделя русского языка

Неделя окружающего мира

Неделя

математики

КВН

«Защитники - Родины»

ЗДОРОВЬЕ

День здоровья

«Зимние забавы»

Игры на свежем воздухе

ТВОРЧЕСТО

Изготовление подарков для мальчиков

Разучивание песен «Папа может всё что угодно»

Тематическое

направление

МАРТ

1-неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-неделя

УЧЕНИЕ

(классный час)

Неделя детской книги. Книжная выставка «Безопасность на улицах и дорогах»

Концерт «Милые женщины»

Подведение итогов за

III четверть

В

Е

С

Е

Н

Н

И

Е

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы

ЗДОРОВЬЕ

Беседа шк. медсестры «Твоё здоровье»

Беседа «Безопасное поведение на улице (гололёд, сосульки)»

ТВОРЧЕСТО

Изготовление подарков для мамы и бабушке

Тематическое

направление

IV четверть                      АПРЕЛЬ

1-неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-неделя

УЧЕНИЕ

(классный час)

День космонавтики

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Конкурс  рисунков и весне

Юморина «Весёлые истории нашего класса»

ЗДОРОВЬЕ

Викторина о предметах гигиены

Противопожарная безопасность

ТВОРЧЕСТВО

Изготовление газеты «Птицы нашего края»

День Земли (высадка саженцев на пришкольном участки)

Тематическое

направление

МАЙ

1-неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-неделя

УЧЕНИЕ

(классный час)

«Поклонимся великим тем годам»

Урок мужества

Последний звонок

Подведение итогов за учебный год

ЗДОРОВЬЕ

День

Здоровья

Походы по родному краю

ТВОРЧЕСТВО

Оформление альбома «Моя семья»

Портрет выпусника начальной школы

Мониторинг

«Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса»

Предмет изучения

Методы и приёмы изучения

Сроки изучения

1. Интересы и увлечения учащихся

Анкетирование «Школьная мотивация»

сентябрь

2. Условия развития и воспитания учащихся

Беседы с родителями

октябрь

3. Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе

Игра «Пьедестал»

ноябрь

4. Изучение уровня нравственного развития личности учащихся

Игра «Радости и огорчения»

декабрь

5. Диагностика взаимоотношений родителей и учащихся

  1. Методика неоконченных предложений
  2. Проективный тест «Рисунок семьи»

январь

6. Удовлетворённость учащихся жизнью в классе

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (автор А.А. Андреев)

февраль

7. Определение интересов и потребностей учащихся

Игра «Если бы я был волшебником»

март

8. Проблема взаимоотношений в детском коллективе

Рисуночный тест «На перемене»

апрель

9. Сформированность коллектива класса

Методика «Какой у нас коллектив?» (автор А.Н. Лутошкин)

май

Ресурсное обеспечение программы

Группы ресурсов

Их виды

Нормативно-правовые

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция о правах ребёнка

Устав школы

Кадровые

Участники программы: учителя, родители

Методические

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1 - 4 кл. М., Вако, 2014.
  2. Классные часы в 1- 4 классах /авт.-сост. И.В, Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Бахирева Т.А Система воспитательной работы
  4. Воспитательная система школы. Классный руководитель. 2001. №3
  5. Диагностика и анализ воспитательной работы \\ Классный руководитель. 2001. № 2
  6. Степанова Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный час -" Здоровое питание"

Здоровое, правильное питание имеет решающее значение для ребенка в период его обучения в школе, так как именно в этом возрасте вырабатывается мотивация поведения, потребность и привычка к здоров...

Воспитательное мероприятие „Здоровье не купишь - его разум дарит”

Воспитательное мероприятие„Здоровье не купишь - его разум дарит”Цель:     формирование психологической установки: „Здоровье не купишь – его разум дарит”Задачи:     выявит...

Воспитательное мероприятие «Здоровым быть здорово!»

Цель: расширить знания детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, правильном питании, полезных и вредных привычках.Задачи:1.     воспитательная - воспитание чувства коллект...

Воспитательный час: «Здоровье - овощи плюс фрукты плюс ягоды».

Используя интересные научные данные, учитель рассказывает о целебных свойствах овощей, ягод и фруктов....

Воспитательная программа "здоровому всё здорово".

Воспитательная работа с классом....

Воспитательный проект "Здоровье всему голова"

Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, т.к. очень много своего свободного времени проводят за компьютером, ноутбуком, планшетом. Это серьёзная проблема нашего современного общества.Необходи...