Воспитательная программа "Школа здоровья"
материал на тему
В эту программу нужно будет добавить сведения о вашем классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_zdorovya.docx | 496.54 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А. Сухомлинский писал:
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Паспорт программы
Название программы | «Школа здоровья» |
Сроки реализации | 1 класс (2014 - 2015 уч. год) |
Основания для разработки программы | Закон РФ «Об образовании» Конвенция о правах ребёнка Устав школы |
Заказчик программы | Отдел образования, образовательная система школы, родители |
Разработчик программы | Коробейщикова Н.С. |
Участники программы | Учащиеся 1 «Б» класса, классный руководитель, родители, учителя-предметники (музыка, физическая культура), школьная медсестра. |
Краткая аннотация | Программа по воспитательной работе называется «Школа здоровья»: учитель - ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление всех воспитательных задач. Программа направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. |
Предполагаемые результаты реализации программы | Улучшение социально - психологического климата в классном коллективе. Активное участие родителей в жизни класса. Рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях. Стабильность показателей физического психического здоровья детей. Активизация интереса учащихся к занятиям физической культуры. Высокий уровень сплочённости детского коллектива. Способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ. |
Связи, устанавливаемые для реализации программы. | Внутренние: классный руководитель, социальный педагог, школьный библиотекарь. Внешние: библиотека, спортивные секции, кружки. |
Критерии результативности | Автоматизм навыков личной гигиены. Снижение уровня заболеваемости. Повышение качества обученности. |
Управление программой | Осуществляется классным руководителем. В основу программы положена коллективная творческая деятельность детей, родителей, педагога. |
Система организации контроля над исполнением программы | Контроль над исполнением программы осуществляется зам. директора по воспитательной работе, специалистом отдела образования. |
Пояснительная записка
В настоящее время проблема воспитания здорового поколения приобретает всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Поэтому основным стержневым направлением воспитательной деятельности, на мой взгляд, является стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей. Это поднимает воспитательный процесс до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Ухудшение здоровья школьников обусловлено ухудшением социально-экономической и экологической обстановкой, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят возле телевизора, за компьютером, ведут малоподвижный образ жизни. Кроме того, было выявлено, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о ЗОЖ. Анализ анкет показал, что дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и ЗОЖ, потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям, расширять знания о кукольном театре и большое желание готовить и показывать кукольные спектакли.
Эти результаты явились поводом к созданию программы работы классного руководителя по реализации данных запросов детей. Предлагаемая программа «Школа здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.
Концептуальные идеи программы.
Цель программы:
- создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
- использование полученных знаний в повседневной жизни;
- создание условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребёнка,
- пропаганда здорового образа жизни.
В основу программы положены принципы формирования ЗОЖ:
- принцип актуальности призван обеспечить учащихся наиболее важной и своевременной гигиенической информацией;
- принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объём информации, переход от простого к сложному;
- в соответствии с принципом положительного ориентирования уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье;
- принцип активного обучения и воспитания способствует устойчивому закреплению знаний и навыков по ЗОЖ;
- принцип иллюстративности предполагает сочетание изложения информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие;
- принцип последовательности предусматривает поэтапное изучение основных блоков и их логическую преемственность;
- принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления;
- принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся, этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Чтобы реализовать цели программы, определены следующие задачи:
- создать элементарное представление об основных понятиях ЗОЖ;
- создать условия для воспитания потребности в ЗОЖ;
- добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
- обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся;
- способствовать творческому самовыражению учащихся.
Участники программы:
- учащиеся 1 класса;
- классный руководитель;
- родители;
Предлагаемый результат реализации программы.
Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперёд.
Прогнозы:
- стабильность показателей физического психического здоровья детей;
- активизация интереса учащихся к занятиям физической культуры;
- высокий уровень сплочённости детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Критерии результативности.
- автоматизм навыков личной гигиены;
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение качества обученности;
Направления воспитательной работы:
Учение
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
- формирование потребности в самообразовании;
- развитие умений и навыков в учебной деятельности;
- развитие самостоятельности мышления.
Формы реализации:
- олимпиады по предметам;
- викторины;
- КВНы;
- интеллектуальные игры.
Здоровье
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: - приобщение детей к здоровому образу жизни;
- обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурением.
Формы реализации:
- лекции, беседы;
- конкурсы рисунков;
- спортивные соревнования;
- ролевые игры.
Творчество
Цель: развитие творческой активности.
Задачи: - развитие индивидуальных способностей;
- развитие творческого воображения.
Формы реализации:
- конкурсы;
- выставки;
- концерты;
- экскурсии.
Работа с родителями.
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, воспитании и развитии в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- открытые уроки и мероприятия;
- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
- Проведение классных родительских собраний (один раз в четверть):
сентябрь «Вот и стали мы на год взрослее»
октябрь «Секреты здоровья ребёнка»
декабрь «Можно и нельзя в нашей семье»
февраль «Телевизор и компьютер в жизни семьи»
март «Эмоции положительные и отрицательные»
май «Итоговое родительское собрание»
- Проведение индивидуальных бесед с родителями (еженедельно):
а) эмоциональные проблемы учащихся;
б) консультации психолога по запросам родителей;
в) консультации учителей-предметников.
- Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса.
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания учащихся (еженедельно).
- Участие родителей в жизни класса.
Содержание деятельности
Тематическое направление | I четверть СЕНТЯБРЬ | |||
1-неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
УЧЕНИЕ (классный час) | День Знаний «Первый раз в первый класс!» | Выбор актива класса, распределение поручений | Экскурсия в медицинский кабинет | Экскурсия в школьную библиотеку «Комната сказок» |
ЗДОРОВЬЕ | Озеленение и создание уюта в классе | Медицинский осмотр | День здоровья | |
ТВОРЧЕСТВО | Конкурс поделок «Лесное чудо». | Изготовление закладки для книг из открытки (без клея) |
Тематическое направление | ОКТЯБРЬ | |||
1-неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
УЧЕНИЕ (классный час) | «День пожилого человека» изготовление открыток | Беседа «Я-Гражданин» | Осенняя ярмарка | Подведение итогов работы за I четверть |
ЗДОРОВЬЕ | Беседа шк. медсестры «Твой режим дня» | ПДД «Как нужно вести себя в общественном транспорте» | ПДД «Опасные забавы» | |
ТВОРЧЕСТВО | Конкурс рисунков «Золотая осень» | Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни». | ||
Тематическое направление | II четверть НОЯБРЬ | |||
1-неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
УЧЕНИЕ (классный час) | О С Е Н Н И Е К А Н И К У Л Ы | День солидарности в борьбе с терроризмом. «Нам этого забыть нельзя!» | Закон об охране природы | День Матери |
ЗДОРОВЬЕ | Соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья» | Викторина «Секреты здоровья» | ||
ТВОРЧЕСТВО | Изготовление кормушек для птиц | Творческая мастерская «Подарок маме» |
Тематическое направление | ДЕКАБРЬ | ||||
1-неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
УЧЕНИЕ (классный час) | Знакомство с историей рождественской ёлки | Беседа «Как справляют новый год люди разных широт» | Новогодний праздник «Волшебные приключения у новогодний ёлки» | Подведение итогов за II четверть | |
ЗДОРОВЬЕ | Операция «Чистые руки» | ПДД «Береги своё здоровье» | |||
ТВОРЧЕСТВО | Изготовление новогодних украшений из бумаги | Изготовление праздничной газеты | |||
Тематическое направление | III четверть ЯНВАРЬ | ||||
1-неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
УЧЕНИЕ (классный час) | З И М Н И Е К А Н И К У Л Ы | Беседа «Что мне нравится в школе» | Викторина «Мы крутим глобус» | Беседа – диалог «Патриоты нашей Родины» | |
ЗДОРОВЬЕ | Путешествие в Мойдодырию | Вредные привычки | |||
ТВОРЧЕСТВО | Изготовление открыток именинникам |
Тематическое направление | ФЕВРАЛЬ | ||||
1-неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
УЧЕНИЕ (классный час) | П р е д м е т н ы е н е д е л и | ||||
Неделя русского языка | Неделя окружающего мира | Неделя математики | КВН «Защитники - Родины» | ||
ЗДОРОВЬЕ | День здоровья «Зимние забавы» | Игры на свежем воздухе | |||
ТВОРЧЕСТО | Изготовление подарков для мальчиков | Разучивание песен «Папа может всё что угодно» | |||
Тематическое направление | МАРТ | ||||
1-неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
УЧЕНИЕ (классный час) | Неделя детской книги. Книжная выставка «Безопасность на улицах и дорогах» | Концерт «Милые женщины» | Подведение итогов за III четверть | В Е С Е Н Н И Е К А Н И К У Л Ы | |
ЗДОРОВЬЕ | Беседа шк. медсестры «Твоё здоровье» | Беседа «Безопасное поведение на улице (гололёд, сосульки)» | |||
ТВОРЧЕСТО | Изготовление подарков для мамы и бабушке |
Тематическое направление | IV четверть АПРЕЛЬ | |||
1-неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
УЧЕНИЕ (классный час) | День космонавтики | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Конкурс рисунков и весне | Юморина «Весёлые истории нашего класса» |
ЗДОРОВЬЕ | Викторина о предметах гигиены | Противопожарная безопасность | ||
ТВОРЧЕСТВО | Изготовление газеты «Птицы нашего края» | День Земли (высадка саженцев на пришкольном участки) |
Тематическое направление | МАЙ | |||
1-неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
УЧЕНИЕ (классный час) | «Поклонимся великим тем годам» | Урок мужества | Последний звонок | Подведение итогов за учебный год |
ЗДОРОВЬЕ | День Здоровья | Походы по родному краю | ||
ТВОРЧЕСТВО | Оформление альбома «Моя семья» |
Портрет выпусника начальной школы
Мониторинг
«Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса»
Предмет изучения | Методы и приёмы изучения | Сроки изучения |
1. Интересы и увлечения учащихся | Анкетирование «Школьная мотивация» | сентябрь |
2. Условия развития и воспитания учащихся | Беседы с родителями | октябрь |
3. Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе | Игра «Пьедестал» | ноябрь |
4. Изучение уровня нравственного развития личности учащихся | Игра «Радости и огорчения» | декабрь |
5. Диагностика взаимоотношений родителей и учащихся |
| январь |
6. Удовлетворённость учащихся жизнью в классе | Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (автор А.А. Андреев) | февраль |
7. Определение интересов и потребностей учащихся | Игра «Если бы я был волшебником» | март |
8. Проблема взаимоотношений в детском коллективе | Рисуночный тест «На перемене» | апрель |
9. Сформированность коллектива класса | Методика «Какой у нас коллектив?» (автор А.Н. Лутошкин) | май |
Ресурсное обеспечение программы
Группы ресурсов | Их виды |
Нормативно-правовые | Закон РФ «Об образовании» Конвенция о правах ребёнка Устав школы |
Кадровые | Участники программы: учителя, родители |
Методические | Литература:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный час -" Здоровое питание"
Здоровое, правильное питание имеет решающее значение для ребенка в период его обучения в школе, так как именно в этом возрасте вырабатывается мотивация поведения, потребность и привычка к здоров...
Воспитательное мероприятие „Здоровье не купишь - его разум дарит”
Воспитательное мероприятие„Здоровье не купишь - его разум дарит”Цель: формирование психологической установки: „Здоровье не купишь – его разум дарит”Задачи: выявит...
Воспитательное мероприятие."Здоровые дети - в здоровой семье"
Пропаганда ЗОЖ...
Воспитательное мероприятие «Здоровым быть здорово!»
Цель: расширить знания детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, правильном питании, полезных и вредных привычках.Задачи:1. воспитательная - воспитание чувства коллект...
Воспитательный час: «Здоровье - овощи плюс фрукты плюс ягоды».
Используя интересные научные данные, учитель рассказывает о целебных свойствах овощей, ягод и фруктов....
Воспитательная программа "здоровому всё здорово".
Воспитательная работа с классом....
Воспитательный проект "Здоровье всему голова"
Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, т.к. очень много своего свободного времени проводят за компьютером, ноутбуком, планшетом. Это серьёзная проблема нашего современного общества.Необходи...