Анализ реализации инновационной программы по проблеме «Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» в рамках муниципальной проблемной площадки
материал
Программа «Доброслов» была реализована учителями и обучающимися начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №5» в статусе «Учреждение - муниципальная проблемная площадка» на основании приказа КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСЛАВЛЬСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.08.2016 №362.
Срок реализации данной программы: сентябрь 2016 года – август 2019 года
Цель деятельности: организовать и обеспечить апробацию методического сборника «Доброслов» в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальных классов МБОУ «Средняя школа № 5»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ работы инновационной муниципальной площадки за 2016-2019 г.г. | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5»
Анализ
реализации инновационной программы по проблеме «Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» в рамках муниципальной проблемной площадки
Программа «Доброслов» была реализована учителями и обучающимися начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №5» в статусе «Учреждение - муниципальная проблемная площадка» на основании приказа КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСЛАВЛЬСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.08.2016 №362.
Срок реализации данной программы: сентябрь 2016 года – август 2019 года
Цель деятельности: организовать и обеспечить апробацию методического сборника «Доброслов» в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальных классов МБОУ «Средняя школа № 5»
Задачи:
1.Создание и апробация программ внеурочной деятельности «Доброслов» для 2-х, 3-х, 4-х классов.
2.Проведение стартового мониторинга уровня сформированности духовно-нравственных качеств второклассников.
3.Ведение мониторинга эффективности функционирования программы «Доброслов»
Руководитель ИП:
Тузова Н.А., директор МБОУ «Средняя школа №5».
Состав творческой группы:
Власенко Татьяна Анатольевна – учитель начальных классов
Паршина Елена Сергеевна- учитель начальных классов
Чернова Татьяна Михайловна - учитель начальных классов
«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.»
(Иоган Фридрих Гербарт(1776-1841) - немецкий философ, психолог, педагог.Один из основателей научной педагогики)
Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место. (Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор)
В послании к Федеральному Собранию 2012 г., Президент России В.В.Путин оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества»
Как видим, проблема нравственного воспитания была и остается актуальной. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. А в условиях современного общества она приобрела особое значение.
Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта.
Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности. Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым?
Все мы знаем, что бескорыстная забота о других, сочувствие и сопереживание, милосердие и доброта – это очень важные качества, без которых не может сформироваться настоящая личность. И мы должны стремиться привить эти качества своим ученикам.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек, на собственном примере, а также обсуждая с ними жизненные ситуации, фильмы, книги, то, что увидели. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Одним из важнейших средств по воспитанию нравственных качеств у младших школьников является художественная литература.
Поэтому, когда появился сборник методических материалов «От добрых слов к добрым делам» авт. О.В.Гайвас и Л.Н.Урбанович, мы решили во 2классе апробировать его в рамках внеурочной деятельности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтодети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Отсутствие в течение длительного времени духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние,и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
В системе общего образования в рамках духовно-нравственного воспитания сложились следующие противоречия:
Между проблемами духовно-нравственного воспитания школьников, которые выходят на первый план | И отсутствием в обществе единого согласия в ценностях, которые нужно вложить в головы подрастающего поколения |
целью духовно-нравственного воспитания: формирование моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, укрепление физического и духовного здоровья | и представлениями детей о духовных ценностях, которые в жизни вытесняются материальными |
необходимостью духовно – нравственного воспитания ребенка | и негативным влиянием на него средств массовой информации, компьютера, телевидения |
Актуальность нашего проекта состоит в том, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в проведении отдельных учебных часов, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Цель проекта:
разработать программы внеурочной деятельности со 2 по 4 класс на основе авторского сборника «От добрых слов к добрым делам» и использование её с целью воспитания высоконравственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, свободной к принятию ответственных самостоятельных решений на основе ценностей отечественной культуры.
Задачи:
-помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности, выработать личные нравственные убеждения, терпимость и толерантность;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе.
Ожидаемые результаты эксперимента:
- Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
- Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия: «действия для людей и на людях» как итога занятий, направленных на духовно-нравственное развитие школьника.
Риски эксперимента:
- Проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначилась проблема, которую необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся: большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы.
Этапы работы:
Перед изучением каждой темы мы проводили подготовительную работу:
1. Изучили материалы учебно-методического сборника «От добрых слов к добрым делам»
2. Проанализировали литературные произведения, предложенные в учебно-методическом пособии.
3. Создали программы внеурочной деятельности «Доброслов», согласно возрастным особенностям. Определение тематической направленности занятий кружка во 2,3,4 классах.
4. Каждый год мы изучали первоначальные представления наших учеников о моральных качествах. Подбирали мониторинги и диагностики по данной тематике.Определяли степень сформированности этих качеств у обучающихся через проведение мониторингов и диагностик по данной тематике.
5. Ежегодно проводили родительские собрания по вопросу разъяснения тематики кружка.
В начале 2 класса были проведены диагностики, которые позволили определить проблемы формирования нравственных качеств у второклассников.
Были использованы: Методика: «Диагностика нравственной самооценки» (по Колмогорцевой Л.Н.), Методика «Диагностика этики поведения» (по Н. Е. Богуславской), Методика: «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (разработана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО) (2 класс), методика:«Диагностика личностного роста учащихся» (автор Дьячкова Н.А)
Данные методики позволили выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам.
В результате проведенных диагностик в 2016-2017 учебном году была создана рабочая программа внеурочной деятельности для 2-4 класса «Доброслов» по темам:
- 2 класс - «Добро и доброта в нашей жизни», «Тайное всегда становится явным», «Дружба и верность в твоей жизни».
- 3 класс - «Милосердие в нашей жизни», «Семья»
- 4 класс-«Благодарность», «Труд в жизни человека», «Любовь и верность».
Программа нацелена на воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника через чтение и обсуждение литературных произведений.
Из учебно-методического сборника «От добрых слов к добрым делам» был отобран материал, который способствовал бы побуждению к положительному, толерантному, доброму отношению детей не только к близким родственникам, но и по отношению к одноклассникам, к окружающим людям, бережному отношению к животным и природе, так как любовь к людям воспитывается через воспитание любви к окружающему миру.
На кружке «Доброслов», прочитав произведение, каждый ребёнок мог высказать своё мнение о прочитанном. Дети открыто говорили о том, как бы они поступили в данной ситуации и т.д.Обязательным элементом занятий мы считаем обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение.
Наша цель не назидать, а в доверительном разговоре дать возможность каждому ребёнку оценить поступки его сверстников, проанализировать и выработать собственную жизненную позицию. На занятиях мы анализировали произведения классиков и современных авторов, читая сказки народов мира, в которых участвуют герои разных национальностей, обращали внимание школьников на добрые дела и поступки главных героев.
В работе мы также, кроме материалов сборника использовали социальные ролики, видео материалы по темам, также были подобраны дополнительные материалы, которые позволили разнообразить и оживить занятия, к некоторым темам подобраны из интернета или созданы нами мультимедийные презентации.
Следует отметить, что наряду с развитием нравственных взаимоотношений в семье большое внимание на занятиях уделялось творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливостии красоты окружающего мира.
2 года подряд мы участвовали в конкурсе «Душа по капле собирает свет». В 2018 г. мы на конкурс представили сборник детских творческих работ на тему «Милосердие в нашей жизни», в 2019 г. мы представили на конкурс «Сборник методических материалов для проведения итоговых занятий кружка «Доброслов», который был составлен учителями, осуществляющими инновационную деятельность: Власенко Т.А., Паршина Е.С., чернова Т.М. Два года подряд наши работы занимали 1 место в конкурсе.
Все подобранные материалы были систематизированы по темам и могут быть использованы в работе другими педагогами. Это доказывает мнение авторов учебно-методического пособия, что сборник «Доброслов» «никогда не будет носить характер завершённости». Творчески работающий учитель имеет возможность не только использовать материалы пособия, но и дополнять и совершенствовать их.
Трудности, с которыми мы столкнулись во время реализации проекта:
- Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.
- Невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
- Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.
Оценить результат нашей работы, достигли мы поставленных целей, так как мы закончили 4 класс, дети переходят в основную школу, в конце года мы провели анкетирование учащихся. Мы ребятам предложили ответить на 7 вопросов ( по желанию)
1.Полезны ли были для вас занятия в кружке «Доброслов»? Если «да», то чем?
100% опрошенных ответили «да».
Вот самые интересные ответы на этот вопрос:
Занятия кружка были полезны для моей совести;
Я научился доброте, вежливости и культуре;
Я узнал, что надо уважать взрослых и детей;
Я научился слушать родителей и учителя;
Я узнал о воспитанности;
Я узнала, что надо обращать внимание на беды людей;
Я узнала, что совесть есть у каждого из нас;
Я узнал, что надо вести себя культурно;
Теперь я могу прощать предательство и не только;
Я узнал, что такое добро и теперь я добрый;
Мне объяснили, как надо себя вести и поступать правильно.
2.Чему ты научился на занятиях?
Добру, милосердию ( 88% опрошенных)
Честности, что нельзя врать (70% опрошенных)
Любить окружающих, трудиться, дружить (54% опрошенных)
Я научилась помогать людям, ведь я боялась помогать другим.
3.Какие темы занятий запомнились больше всего?
Добро, милосердие (100%)
Дружба (36 %)
О семье, любви и верности (79%)
4.Что самое интересное было на занятиях?
Когда учитель читал нам рассказы (94% опрошенных)
5.Хотел бы ты, что занятия кружка продолжились?
Да (95% опрошенных)
Были ответы «Конечно!!!», «Обязательно!», «Очень!», «Да!!!»
Но 3 человека ответили «Не знаю»
6.Что нового для себя ты узнал на занятиях?
Что семья – это самое лучшее, что у тебя есть;
Что ни у одной меня были плохие поступки;
Я много узнал нового о войне, культуре и любви;
Что красота не снаружи, а внутри человека;
Что надо быть добрым, вежливым, не быть равнодушным;
Нельзя обижаться, драться, нужно уважительно ко всем относиться;
Что нужно любить своих врагов.
7.С кем бы ты хотел поделиться впечатлениями о занятиях на кружке «Доброслов»?
С родителями (94% прошенных)
С сёстрами и братьями (74% опрошенных)
Но были и ответы: с друзьями, со многими людьми, которые воруют и нарушают закон, со всеми, кому не хватает совести и доброты, с братом, ведь он ещё маленький и много не понимает, со всеми, с кем я общаюсь, и кто готов меня выслушать
Ответы на последний вопрос показали, что современным детям действительно не хватает общения и в первую очередь с родителями.
В 2019 году мы закончили работу по реализации инновационной программы по проблеме «Апробация во внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» в рамках муниципальной проблемной площадки. В 2019-2020 учебном году все учителя начальных классов будут использовать программу «Доброслов»во внеурочной деятельности. Так как мы начали свою работу со 2 класса, в этом году мы планируем создать рабочую программу внеурочной деятельности для 1 класса, чтобы программа была завершенной.
А.С. Макаренко «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в 1 классе средствами урочной и внеурочной деятельности
Содержание:1. Пояснительная записка 2. Актуальность проекта 3. Цель проекта 4. Задачи про...
«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»
Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОДХОДОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Инновационный опыт здоровьесбережения....
Справка об участии в творческой группе по реализации инновационной программы в рамках региональной инновационной площадки
quot;Проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ и детей-ивалидов в условиях инклюзивного образования"...