«Новые формы работы патриотического воспитания детей и подростков»
методическая разработка
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние духовного, нравственного и патриотического воспитания детей: формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Патриотическое воспитание наших детей – одна из самых актуальных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края
«Каневской социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«Новые формы работы патриотического воспитания детей и подростков» -
Разработчик: воспитатель отделения
диагностики и социальной реабилитации
Л.А.Иващенко
ст. Новоминская
2022 год
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние духовного, нравственного и патриотического воспитания детей: формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Патриотическое воспитание наших детей – одна из самых актуальных задач.
В настоящее время у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются. Цель патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий.
Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.
Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране. Любовь к родному поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной, - местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что поселок – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в мероприятиях, занятиях, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Тематика, которой мы придерживаемся следующая: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский центр», «Мой город», «Моя страна».
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются такие методы:
- Целевые экскурсии.
- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.
- Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.
- Беседы с детьми о родном городе, районе, о Краснодарском крае.
- Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения по программе «Патриоты Кубани». Отдельные темы приурачиваются к конкретным событиям и праздникам (День защитника Отечества, День Победы, 12 июня, День народного единства).
Формы работы:
- Наблюдения.
- Организация экскурсий и целевых прогулок.
- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).
- Проектная деятельность.
- Моделирование и решение проблемных ситуаций.
- Придумывание сказок, историй и их театрализация.
- Трудовая деятельность.
- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы).
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Чтение.
- Игровая деятельность.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд – раньше и теперь; счеты и компьютеры и т. п., вопросы, индивидуальные задания. Важно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Всем известно, что детский возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт на тему : "Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Данная работа является опытом работы по краеведению. Отчёт содержит планирование материала по краеведению в разных возрастных группах....
Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении, в условиях больничного стационара
Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит пр...
Работы по реализации регионального компонента «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2017 -2018 уч. год.
Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;Возраждение традиций казачества, патриотизма в еди...
Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.
В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию из личного опыта работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....
"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"
Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Исследовательская работа: "Патриотическое воспитание обучающихся".
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами социального воспитания. ...